12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мударисова Разина Рафагатовна17 |
Современный урок в школе: каким он должен быть?
Мударисова Разина Рафагатовна
учитель английского языка
Школы №63 города Ульяновска
Современный урок в школе: каким он должен быть?
Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение взаимодействовать с другими людьми, решать текущие проблемы и задачи.
Современная система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность за социально-эмоциональное и когнитивное развитие учащихся, понимая, что они неотделимы друг от друга.
В последние несколько лет школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций, или навыков, XXI в.
Сейчас говорят о новой модели обучения, в которой образовательные результаты, формируемые на всех этапах, разделены на три типа: базовая грамотность, компетенции и качества характера.
Центральную часть модели занимают компетенции «4К»:
креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).
Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных.
Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приблизиться к истине». Важно, чтобы любая учебная ситуация представляла когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика. В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько умений: анализ, оценка, объяснение, выведение гипотез и саморегуляция.
Креативность — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Можно с уверенностью сказать, что «креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей».
Эффективная коммуникация связана с развитием у человека коммуникативной компетентности — «способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа, дом и отдых).
Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный.
Каждый раз, предлагая ученикам выполнить задание в паре или группе, учитель имеет возможность научить их работать в команде. Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как один из важных метапредметных результатов ФГОС. Не менее важна связь ФГОС и с другими навыками XXI в. и их ключевым звеном «4К».
Стоит обратить внимание на то, что уже сейчас можно выделить навыки, которые требуются в наше время от профессионалов в разных областях. Все эти навыки надо начинать развивать в школе (см. рис 1)
Рисунок 1. ТОП-10 навыков профессионала
Хочется поделиться приемом для развития критического мышления, который использую в своей работе.
Модель Фрейера
Модель Фрейера - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое слово или понятие в концепции.
Рисунок 2. Модель Фрейера
Учащимся раздаются карточки с данной схемой, они рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его определение/ обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Данный прием можно использовать учителям разных предметов в устной и письменной форме. Он подойдет для обобщения изученного материала (самостоятельная работа или домашнее задание) или для проверки первоначальных знаний учащихся по какой-либо теме.
Используя данный прием, можно сформировать у учащихся:
- умение соотносить факты;
- умение выражать свои мысли;
- умение сравнивать и делать вывод.
В качестве примера предлагаю заполненную схему по теме «Птицы».
На сайте
Список использованной литературы:
1.Авдеенко Н.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
М. А. Пинская, А. М. Михайлова. «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке» М.: Корпорация «Российский учебник», 2019.
Полушкин Д.П. EduScrum как средство формирования 4К компетенций обучающихся // Синергия Наук. 2018. № 30.