12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мударисова Разина Рафагатовна17
1

Современный урок в школе: каким он должен быть?

Мударисова Разина Рафагатовна

учитель английского языка

Школы №63 города Ульяновска



Современный урок в школе: каким он должен быть?


Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом веке, недостаточно для того, чтобы стать успешным в наше время. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение взаимодействовать с другими людьми, решать текущие проблемы и задачи.

Современная система образования также переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берет на себя ответственность за социально-эмоциональное и когнитивное развитие учащихся, понимая, что они неотделимы друг от друга.

В последние несколько лет школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций, или навыков, XXI в.

Сейчас говорят о новой модели обучения, в которой образовательные результаты, формируемые на всех этапах, разделены на три типа: базовая грамотность, компетенции и качества характера.

Центральную часть модели занимают компетенции «4К»:

креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).

Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных.

Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приблизиться к истине». Важно, чтобы любая учебная ситуация представляла когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика. В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько умений: анализ, оценка, объяснение, выведение гипотез и саморегуляция.

Креативность способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Можно с уверенностью сказать, что «креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, в целом это новый путь понимания и видения вещей».

Эффективная коммуникация связана с развитием у человека коммуникативной компетентности — «способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах (образование, работа, дом и отдых).

Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный.

Каждый раз, предлагая ученикам выполнить задание в паре или группе, учитель имеет возможность научить их работать в команде. Умение работать в команде, взаимодействовать и сотрудничать рассматривается как один из важных метапредметных результатов ФГОС. Не менее важна связь ФГОС и с другими навыками XXI в. и их ключевым звеном «4К».

Стоит обратить внимание на то, что уже сейчас можно выделить навыки, которые требуются в наше время от профессионалов в разных областях. Все эти навыки надо начинать развивать в школе (см. рис 1)

t1701364988aa.png

Рисунок 1. ТОП-10 навыков профессионала


Хочется поделиться приемом для развития критического мышления, который использую в своей работе.

Модель Фрейера

Модель Фрейера - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемое слово или понятие в концепции.

t1701364988ab.png

Рисунок 2. Модель Фрейера

Учащимся раздаются карточки с данной схемой, они рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его определение/ обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Данный прием можно использовать учителям разных предметов в устной и письменной форме. Он подойдет для обобщения изученного материала (самостоятельная работа или домашнее задание) или для проверки первоначальных знаний учащихся по какой-либо теме.

Используя данный прием, можно сформировать у учащихся:

- умение соотносить факты;

- умение выражать свои мысли;

- умение сравнивать и делать вывод.


В качестве примера предлагаю заполненную схему по теме «Птицы». t1701364988ac.jpg

На сайте https://www.storyboardthat.com/ можно сделать электронный вариант подобного органайзера, который можно использовать с интерактивной доской.


Список использованной литературы:

1.Авдеенко Н.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

М. А. Пинская, А. М. Михайлова. «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке» М.: Корпорация «Российский учебник», 2019.

Полушкин Д.П. EduScrum как средство формирования 4К компетенций обучающихся // Синергия Наук. 2018. № 30.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.