Программа экологического воспитания учащихся (9–11 классы)
Пояснительная записка
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России (1). Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для учащихся непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь (3).
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания (4). Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально - педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный (5).
Программа рассчитана на учащихся старших классов (9-11 класс), ее могут использовать в своей работе классные руководители, руководители экологических кружков, заместители директора по воспитательной работе.
Актуальность данной программы заключается в том, что учащийся вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей. Составной частью экологического воспитания является ответственность, которая побуждает заботиться об экологии и здоровье своего организма, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия в отношении собственного организма и образа жизни. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель экологического воспитания:
Формирование экологической культуры учащихся на базе экологических знаний, активной гражданской позиции и здоровьесбережения .
Эколого-валеологическое воспитание направленно на развитие экологического сознания личности, которое включает в себя эколого-валеологические знания, факты, сведения, выводы, обобщения (7). Эколого-валеологическое воспитание в условиях нашей школы через следующие виды деятельности: элективный курс «Экологический пратикум», экологизацию основных предметов школьного курса, внеклассную воспитательную работу : кружковую, клубную работу, тематические вечера, классные часы, экологические акции, экскурсии, туристические походы, конференции, научно-практическую деятельность.
Задачи:
1. Актуализация компонентов персональной экологической культуры школьника через содержательные линии.
2. Определение возможностей базового образования в формировании экологической культуры, активной гражданской позиции и ЗОЖ.
3. Использование возможностей дополнительного образования в приобщении детей к экологической культуре через активную гражданскую позицию и освоение ЗОЖ.
4. Построение структуры групповой и массовой внеклассной работы, включающей экологический компонент и здоровьесбережение.
5. Разработка и реализация плана взаимодействия с семьей по комплексу вопросов персональной экологической культуры и ЗОЖ.
6. Содействие формированию районного экологического движения.
Направления:
1. Основы экологических знаний (о природных объектах и взаимосвязях, путях их решения)
2. Экологически ориентированное поведение в природе (знания о природных объектах, ценностные установки, основы правовых знаний, алгоритмы поведения; практическая природосберегающая, просветительская и созидательная деятельность учащихся).
3. Преодоление экологических рисков в обыденной жизни и природном окружении (знания, прогностичность мышления, алгоритмы поведения).
4. Рациональное природопользование в быту (бережное отношение к использованию, расходованию природных объектов и продукции из природных материалов, развитость эколого – экономического мышления).
5. Участие в организации экологической среды в непосредственных местах проживания, труда, отдыха (санитарно – гигиенические аспекты дома и в школе, комнатное цветоводство, природное окружение школы, усадьбы дома, оборудование мест отдыха, обустройство родников и др.).
Ожидаемые результаты:
1. Понимание школьниками и родителями своей роли в организации экологических позиций и ЗОЖ.
2. Формирование экологических навыков персональной экологической культуры, гражданских позиций и ЗОЖ у учащихся, родителей.
3. Обучение способам самоанализа, рефлексии и оценке собственной деятельности.
4. Развитие практических навыков учащихся в экологически ориентированном поведении (бережливости, прогностичности, заботе о природных объектах и др.).
5. Улучшение статистики хронических и сезонных заболеваний школьников.
6. Наличие детской общественной организации экологической направленности. Школа экологической культуры.
Модули программы:
Экология - я и семья
Экология –я и общество
Экология и здоровье
Большая экология.
Модуль «Экология - я и семья»
Воспитательные задачи
|
Мероприятия |
Время проведения |
1. Повысить уровень компетенции по проблеме экологии отношений у участников образовательного процесса.
2. Организовать просвещение родителей и вовлечь их в индивидуальную образовательную деятельность ребенка.
3. Пропагандировать экологию семейных отношений среди участников образовательного процесса.
4.Содействовать устойчивому развитию личности в семье и ближайшем окружении.
|
классные часы:
«Зона ответственности семьи»
«Правила общения в семье»
«Стили семейного воспитания»
«Успешный родитель – успешный ученик»
«Домашняя экология»
Конкурс «экология глазами школьника»
Акция «Очистим нашу планету ото мусора»
Родительские собрания:
- «Возрастные особенности правильного питания детей».
- «Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека».
- «Экологическая ситуация своего региона».
- «Воспитание у детей потребностей в здоровом образе жизни».
Учитывая профессиональные возможности родителей привлекать их для поведения классных часов, бесед, лекций, экскурсий.
|
Октябрь
Ноябрь
Январь
Март
Апрель
Апрель
Май
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
В течение года |
Модуль «Экология – я и общество»
Воспитательные задачи
|
Мероприятия |
Время проведения |
1.Формирование экологической культуры личности как регулятора отношений человека (общества) и природы в образовательном пространстве через ценностные ориентиры поведения и деятельности в социоприродной среде.
2. Создание условий успешной реализации программы по экологическому воспитанию и просвещению личности.
3. Формировать экологию лидерства и активную гражданскую позицию
|
коференция «Наш общий дом планета земля»
Акция милосердия и доброты
Акция день отказа от курения
Акция день отказа от наркотиков
КТД «Земля твой общий дом»
День толерантности
День Земли
Кл. час «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек».
Кл. час «Будьте добрыми и человечными»
|
Апрель
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Май
Январь
Март
Апрель
Октябрь |
Модуль «Экология и здоровье»
Воспитательные задачи
|
Мероприятия |
Время проведения |
1.Вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.
2.Развитие умений и способностей беречь и укреплять своё здоровье и всех членов общества.
|
беседа «Я и мое здоровье»
конкурс «Мы выбираем здоровье»
беседа «Мой режим дня»
беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»
выставка «Курить и пить - здоровью вредить»
ролевая игра «Суд над сигаретой»
КТД «Тропинка, ведущая в бездну»
Беседа «Умей сказать нет»
Акция «Мы против наркотиков»
Устный журнал «Спид – чума 20 века»
КТД «Нам жизнь дана на добрые дела»
День здоровья
Кросс «Золотая осень» Соревнования по волейболу, шашкам.
Туристическая эстафета «Вираж»
Школа безопасности
Беседы медика о профилактике гриппа, гигиена подростка.
|
сентябрь
октябрь
октябрь
декабрь
декабрь
ноябрь
январь
февраль
март
апрель
май
один раз в четверть
в течение года
|
Модуль «Большая экология»
Воспитательные задачи
|
Мероприятия |
Время проведения |
1. Выявить экологические проблемы природы родного края.
2. Сформировать практические навыки экологически грамотного поведения человека в природе.
3. Воспитывать у детей в семье, школе и в обществе чувства гордости за свою малую родину.
4. Формировать правовую экологическую грамотность в местном сообществе.
|
Беседа «Как прекрасен этот мир» беседа «Правила поведения в природе»
Кл час «Растения красной книги» Кл час «Природа родного края»
День птиц Всемирный день охраны окружающей среды День леса День воды День земли «Спасем мир»
Экологическая викторина Экологический конструктор
Просмотр видеофильмов о путешествиях по Алтаю и Горному Алтаю
Игра на местности «Рыцари зеленого щита»
Осенний КВН
Проведение месячника экологии
Районный экологический слет
Изучение деятельности природоохранных организаций
Социальный проект «Красная книга нашего села»
Участие в районных, краевых конкурсах исследовательских работ.
|
Октябрь Май
Апрель Март
Апрель
Июнь
Май Март Март
Апрель
Ноябрь
Май
Октябрь
Апрель
Июнь
В течение года |
Список литературы, использованной при составлении программы:
1. Дежникова Н.С. "Воспитание экологической культуры у детей и подростков" – Москва, "Педагогическое общество России", 2000г.
2. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. "Организация экологического образования в школе" – Изд. Пермнефтеоргсинтез г. Пермь-1990г.
3. Зверев И.Д. "Экологические игры" – Москва, "Дом педагогики", 1998г.
4. Лихачева Б.Т., Дежникова Н.С. "Воспитание экологической культуры школьников" – Москва, 1997г.
5. Наумов В.М. "Организация внеурочного экологического образования школьников" – Иркутск, 1995г.
6. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Экология и мир" – Москва, "Новая школа", 1994г.
7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. "Как учить экологии" – Москва, "Просвещение", 1995г
Рекомендуемая литература для учителей и учащихся:
1. Цветкова И.В. "Экология для начальной школы. Игры и проекты", Ярославль, 1997 г.
2. "Воспитание экологической культуры школьников". Пособие для учителей (под редакцией: Лихачёва Б.Т., Дежниковой Н.С. – М., 1997 г.)
3. "Зелёные острова Восточного округа" (в помощь педагогам, воспитателям, родителям) – М., 1997 г.
4. "Откроешь сердце, – познаешь мир". Экологические проекты для учащихся (под редакцией: Дежниковой Н.С., Клемяшовой Е.М.) – Ярославль, 1998 г.