Статья на тему «Создание буктрейлера как инструмент для формирования функциональной грамотности и метапредметных навыков в учебной деятельности обучающихся» (9–11 классы)
Волкова Марианна Романовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 26» НМР РТ,
E-mail:volkova_marianna70@mail.ru
Создание буктрейлера как инструмент для формирования функциональной грамотности и метапредметных навыков в учебной деятельности обучающихся.
Навык чтения является главным для всего школьного образования. Неоспоримым фактом является катастрофическое падение интереса к литературе у школьников, падение культуры общения с книгой, с автором. Отсюда и трудности в формировании метапредметных и предметных действий.
Развитие нравственной культуры и самореализации учащихся можно существенно расширить, используя информационные технологии и популяризацию чтения путем создания школьниками видеороликов – буктрейлеров по сюжетам художественных произведений.
Как возник жанр. Первый буктрейлер был создан в 2002 году, а читателям его впервые показали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Популярность они получили с 2005 года благодаря развитию социальных сетей. Сейчас все рекламные кампании используют этот жанр, он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области.
В Россию буктрейлер появился в 2010 году. Владельцы издательства «Азбука Аттикус» первыми использовали буктрейлер для рекламы произведений. Одним из первых был ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы».
Что такое буктрейлер? Буктрейлер – короткий видеоролик о произведении. Цель его – рассказать о сюжете, «захватить» зрителя. Это не экранизация художественного произведения, это жанр, требующий переосмысления произведения, он имеет свою структуру и сюжет. это цельная миниатюра рекламно-иллюстративного характера, объединяющая литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
Классифицируя, буктрейлеры разделяют по способу визуального воплощения: на игровые (мини-фильм), на неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты), на анимационные (мультфильм по произведению); по содержанию: на повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения), на атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции), на концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста)
В настоящее время одной из задач современного учителя является обучение своих воспитанников работе над проектом. В этом ключе буктрейлер – наиболее удачный вид проекта по литературе. Создавая его, ученик демонстрирует и знание материала, и компетентность по предмету, и уровень развития личности.
Что нужно делать ученику, если в качестве проекта выбран буктрейлер? Сначала нужно собрать материалы для ролика:
фото- и видеоматериалы (свои, или скаченные из Интернета);
иллюстрации и музыку (также – или свои, или скаченные из Сети), озвучку (если есть возможность, лучше профессиональная);
цитаты из произведения;
разворот обложки с аннотацией;
составить план работы.
В плане работы над роликом важно выделить четыре важных пункта:
1. ученик должен четко представлять свою задачу: на что бы он хотел обратить внимание потенциального читателя, смотрящего смотрит ролик, чем собирается его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к прочтению книги;
2. ученик должен определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
3. ученик должен проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
4. ученик должен решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.
Работая над буктрейлером, необходимо иметь микрофон и камера для создания видео- и аудиоматериалов.
Подходящие программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – доступная программа, которую легко освоить самостоятельно.
Общие принципы создания бкутрейлера:
Ролик должен быть коротким (1-3 минуты).
Иллюстрации должны быть одного формата: рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен захватить внимание. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты
4. Ролик должен быть качественным и простым.
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читаемым.
6. Обязательно соблюдение Закона об авторских правах (ссылки на используемые материалы).
Основные этапы создания буктрейлера:
1. Выберите произведение.
2. Напишите сценарий (продумайте сюжет и напишите текст).
3. Подберите материал для видеоряда.
4. Запиште озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию, подберите музыку.
5. Выберите программу для работы с видео.
6. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.
Использование данного вида работы эффективно для формирования следующих ключевых компетенций :
Владение информационными технологиями на высоком уровне сложности;
Владение анализом информации (аналитическое чтение, поисковые навыки (поиск цитат, заголовков), дифференцирование информации по степени значимости, формулирование и аргументирование выводов);
Развитие творческого потенциала (актерское мастерство, навыки постановки художественного произведения, культура речи, коммуникация в информационном пространстве, языковая коммуникация).
Список литературы:
1. Максимова Надежда Викторовна. Создаем буктрейлер / Н. В. Максимова // Современная библиотека. — 2013 .— № 5 .— С. 33-35
2. Михайлова Светлана Витальевна. Буктрейлер как тема конкурса / С. В. Михайлова // Современная библиотека. — 2013 .— № 9 .— С. 42-44
3. Плохотник Татьяна Михайловна. Новое блюдо библиотечной кухни: буктрейлер подан / Татьяна Михайловна Плохотник // Библиотечное дело. — 2012 .— № 6 .— С. 20-22.
4.Буктрейлер — современный способ продвижения книги [электронный ресурс]. — URL: http://chtenie-21.ru/publications/booktrailer (дата обращения 11.03.2023).
5.Привлечение к чтению через создание буктрейлера. Автор: Мышева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №73» г. Иркутска [электронный ресурс].—URL: http://tendryakovka.blogspot.ru/2011/10/blog-post_10.html (дата обращения 11.03.2023).
6.BOOKTRAILERS. [электронный ресурс].— URL: http://www.booktrailers.ru/ (дата обращения 11.03.2023).