Доклад «Создание комфортной развивающей образовательной среды на примере урока английского языка»

1
0
Материал опубликован 17 January

Содержание

Введение 2

Создание комфортной развивающей образовательной среды на примере урока английского языка 3

Заключение 7

Список используемых источников 8


 


 

Введение

В современной педагогической сфере большое значение придается окружению студентов, которое включает различные элементы и формирует образовательную среду. Эта среда состоит из предметного наполнения, информационных технологий, методического обеспечения, архитектуры учебных заведений и взаимодействия педагогов и учащихся. Важно создать комфортные условия для процесса обучения, что благоприятно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии всех участников образовательного процесса.

В настоящее время развитие образовательной среды стало международной тенденцией. Образовательные учреждения, являясь объектами реконструкции, наполнение которых оказывает прямое влияние на качество образования и общественной деятельности, стремятся формировать комфортную образовательную среду. Это значимый процесс в современной системе образования, потому что психолого-эмоциональное благополучие всех участников педагогической работы влияет на развитие личности как педагога, так и учащихся.

Проблемой формирования комфортной образовательной среды занимался теоретик Вентцель К.Н., который утверждал, что комфортное состояние характеризуется ощущением уверенности, доброжелательности и нужности. Комфортное состояние студентов складывается из таких факторов, как эмоциональная атмосфера в семье, физическое состояние, самоуважение, взаимодействие со сверстниками и педагогами.

Благоприятное эмоциональное здоровье учащихся способствует повышению качества образования. Формирование комфортной образовательной среды обеспечивает подготовку полноценной и гармоничной личности, а также высококвалифицированных специалистов.

 

 

 

Создание комфортной развивающей образовательной среды на примере урока английского языка

С точки зрения психологии, мы также анализируем межличностные связи в коллективе, то есть отношения между студентами и преподавателем, а также атмосферу общения на занятии. Эта атмосфера является результатом этих отношений и одновременно определяется объективными условиями, в которых проходит урок. Когда преподаватель освоил достаточно методик преподавания английского языка и продолжает совершенствоваться в них, он непременно сталкивается с менее определенной, но не менее важной составляющей урока – его психологическим компонентом. Именно этот компонент часто является определяющим, и эмоциональная атмосфера на занятии определяется результатом обучения. Преподаватель убеждается, что наиболее эффективные методы и подходы не достигают желаемого результата без учета психологического аспекта. Даже если урок достаточно методически грамотно подготовлен и проводится оптимальным образом, желаемый результат может не быть достигнут, если не учитываются взаимоотношения между студентами, между студентами и преподавателем, а также объективные условия, в которых проходит занятие. Это можно убедиться, подробно следуя разработанному плану, не отклоняясь от заданных форм работы. Результаты занятий могут оказаться хуже ожидаемых именно потому, что каждая группа студентов вносит что-то свое, что-то новое и часто неожиданное на занятие. Механическое следование плану, не учитывая текущую и постоянно меняющуюся образовательную ситуацию, не обеспечивает полноценное изучение английского языка. Один и тот же урок не может быть совершенно одинаковым для разных групп.

Большинство преподавателей согласны с тем, что при входе в аудиторию они должны скрыть свое плохое настроение, раздражительность и тому подобное. Дружелюбная улыбка, энергичный вид и аккуратный наряд – это не все, но необходимые предпосылки, которые мы используем, чтобы создать благоприятную обстановку для речевого общения.

Положительное эмоциональное воздействие помогает более быстро преодолеть физическую усталость, а также восстановиться после предстоящих или прошедших праздников или каникул, ведь первое занятие после их окончания – особенное. Студенты не готовы к речевой активности на том же уровне, что был до каникул, и этот уровень будет восстановлен через 2-3 занятия, поскольку прекращение регулярных занятий вызывает определенные трудности в изучении английского языка (каждый студент что-то забывает, оставшиеся знания у студентов отличаются). Отрицательные результаты наблюдаются не только в языковом плане, но и в психологическом, так как нарушаются старые коммуникативные стереотипы.

Как правило, студенты ожидают чего-то особенного от первого занятия, и мы стараемся оправдать их ожидания, чтобы укрепить их мотивацию к изучению английского языка. Если студенты работают с удовольствием, преподаватель максимально вовлекает их, поддерживая высокий темп работы.

С психологической точки зрения преподавателю приходится проявлять решительность и терпение, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность студентов, преподаватель снова и снова вовлекает их в работу. Студент должен преодолеть самого себя, и преподаватель помогает ему в этом, ставя требования и создавая условия для работы. В результате возникает рабочая обстановка, происходит прорыв и обучение двигается в нужном направлении.

Когда студенты имеют возможность работать в условиях, где существует разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для обучения и общения, они входят в оптимальный режим занятий, который позволяет у них сформировать положительную мотивацию к изучению английского языка. Даже без использования передовых методик, преподаватель может всегда достигать хороших результатов, если он обеспечивает такую обстановку, в которой студенты могут работать на полную мощность.

Очевидно, что важным условием создания благоприятной атмосферы общения и управления учебным процессом студентов является учет их индивидуально-психологических особенностей. При организации диалогической речи и ролевых игр необходимо учитывать не только уровень знаний и характеристики личности, такие как инициативность и авторитет, но и уровень коммуникативных навыков. Урок английского языка имеет свою специфику, которая не позволяет преподавателю увлечь студентов своим рассказом так же, как это бывает на уроке родного языка.

Кроме того, студенты постоянно чувствуют дискомфорт от того, что не могут выразить свои мысли на английском так же, как на родном языке, поскольку их речь обычно имеет более упрощенный характер. Поэтому, на каждом этапе занятия преподаватель выбирает такую форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние студентов. Не вызывает сомнений то, что преподаватель английского языка должен владеть приемами театрального искусства, чтобы удерживать внимание студентов и управлять ими на протяжении всего урока. Однако, частое исправление ошибок, несмотря на самые лучшие намерения преподавателя, может нарушить психологический комфорт занятия. Когда студент произносит монологическую речь, преподаватель всегда должен иметь под рукой чистый лист бумаги и ручку, чтобы отмечать ошибки. И только после ответа преподаватель разберет все грамматические и фонетические ошибки студента.

В методической литературе отмечается, что преподаватель иностранного языка обязательно должен обладать чувством юмора. Чувство юмора у преподавателя имеет способность вызывать у студентов смех и улыбку, создавая положительные эмоции и способствуя улучшению психологического климата на занятии. Однако, для успешной реализации чувства юмора также необходима психологическая готовность студентов к его восприятию.

Разрядку на уроке можно провести в форме музыкальной паузы. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции студентов. Прослушивание музыкальных произведений английских и американских композиторов помогает расслабиться, снять напряжение и познакомиться с музыкальной культурой Великобритании и Америки. Классическая музыка создает благоприятную атмосферу на уроке, снижая психологическую нагрузку на студентов, повышая их эмоциональный тонус и мотивацию к изучению иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие качества образования и повышение личностных качеств педагогов и студентов является целью формирования комфортной и образовательной среды. Взаимодействие между всеми участниками педагогической деятельности, а также использование методов постоянного взаимодействия в процессе преподавания дисциплины "Иностранный язык", интерьерное оформление аудитории, стабильность окружающей среды и эмоциональное благополучие студентов и педагогов играют ключевую роль в достижении эффективного воздействия комфортной образовательной среды на качество обучения в учебных заведениях.

Дальнейшее развитие этого направления требует изучения особенностей влияния и функционирования различных методов и способов формирования комфортной образовательной среды на личностное развитие студентов и педагогического состава. Исследование детальных особенностей образовательной среды способствует повышению конкурентоспособности учебных заведений на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Бондарев М.Г. Модель смешанного обучения иностранному языку для специальных целей в электронной образовательной среде технического вуза [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-smeshannogo-obucheniyainostrannomu-yazyku-dlya-spetsialnyh-tseley-v-elektronnoy-obrazovatelnoysrede-tehnicheskogo-vuza/viewer (дата обращения: 07.01.2023).

2. Гизатуллина А.В. Визуализация информации в процессе реализации мультилингвального подхода к обучению иностранным языкам в вузе // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: Материалы Международной научнопрактической конференции (27 октября 2017 г.): Сборник научных трудов. – Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. – С.64-66.

3. Домненко В.М. Создание образовательных интернет-ресурсов: Учебное пособие / В.М. Домненко, М.В. Бурсов. СПб.: СПб ГИТМО(ТУ), 2002.

4. Обдалова О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях [Электронный ресурс] // Язык и культура. – 2009. –№1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kaksredstvo-i-uslovie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 01.07.2023).

5. Погодин В.Н. Образование «в цифре» взгляд изнутри. Вести образования. – 2017. – № 9 (147).

 

8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации