12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Помялова Людмила Владимировна23
1

Методические указания и рекомендации «Специфика логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Сведения об авторе

Помялова Людмила Владимировна

Логопед, высшая квалификационная категория

Муниципальное казенное учреждение социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом»

Кемеровская область –Кузбасс, г. Новокузнецк

Тезис

Представлен опыт оказания коррекционно-логопедической помощи воспитанникам, находящимся в отделениях дневного пребывания, в отделении социальной диагностики и реабилитации МКУ СРЦН «Уютный дом».

Специфика логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Проблема речевых нарушений всегда остаётся актуальной, поскольку связана с успешностью в учебной деятельности, с развитием личности в целом. Эффективная коррекционно-логопедическая работа по устранению речевых нарушений у детей является на данный момент важным направлением работы по социальной реабилитации несовершеннолетних, профилактике их дезадаптации в образовательных учреждениях и в социальной среде.

Целью логопедической деятельности детского социально-реабилитационного учреждения является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе. Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

 

  • своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями,
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся,
  • единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности,
  • пропаганда коррекционно-логопедических знаний сотрудников и родителей.

Прохождение реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводится в отделениях дневного пребывания, в отделении социальной диагностики и реабилитации социально-реабилитационного центра. В состав отделения социальной диагностики и реабилитации входят семейно-воспитательные группы, обеспечивающие оптимальные условия для реабилитации несовершеннолетних на дому. Специфика отделения социальной диагностики и реабилитации для несовершеннолетних состоит в круглосуточном пребывании детей. Пребывание это краткосрочное: в среднем 3-6 месяцев, поэтому стоит сложная задача: оказание наиболее эффективной помощи в наименьший промежуток времени. Поступающие несовершеннолетние имеют самый широкий спектр нарушений речи: устной (фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи при умственной отсталости); письменной (дислексия, дисграфия, дизорфография); устной и письменной речи.

Основная цель диагностического направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых недостатков. Первичная диагностика состояния речи воспитанников проводится через 2-3 дня с момента поступления в Центр. Количество часов, отводимых на первичную диагностику, находится в тесной зависимости от состояния речи воспитанника, эмоционально-личностных особенностей, психического состояния, соматического здоровья. Первичная диагностика представляет собой развёрнутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности, с целью постановки дифференцированного речевого заключения. Работа по обследованию включает в себя:

 

  • сбор анамнестических данных о раннем развитии ребенка, сведения о состоянии здоровья от разных специалистов (невролог, педиатр, логопед), уточнение информации о семье и наличии жалоб на речь ребенка; -обследование неречевых функций (сведения о состоянии пространственных и зрительных ориентировках, внимании и памяти, разных видов восприятия, сформированности эмоционально-волевой сферы, мыслительных операций, возможностей общей, мелкой и артикуляционной моторики); - обследование фонематических процессов и степени сформированности операций языкового анализа и синтеза;
  • обследование понимания речи включает информацию о том, насколько ребенок может понять и интерпретировать отдельные слова, предложные конструкции и тексты;
  • обследование устной речи представляет информацию о состоянии компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, а также связной речи;
  • обследование письменной речи, в зависимости от возрастных особенностей ребенка и требований школьной программы, может объединять результаты изучения разных видов письменно-речевой деятельности ребенка: диктанты, изложения, сочинения, а также навыки слитного послогового чтения, для оценки качества понимания прочитанного, способности найти собственные ошибки и исправить их.

Результаты первичной диагностики, речевое заключение, индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, фиксируются в реабилитационных картах воспитанников. Повторная диагностика проводится через 3 месяца с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) корректив в индивидуальный план работы. На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение длительного целенаправленного ротового выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, выделение заданного звука из слова и т.д.). Итоговая диагностика предусматривает внесение в реабилитационную карту при выписке воспитанников, нуждающихся в дальнейшей логопедической помощи, рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе.

Следует отметить, что логопед не только проводит коррекционные занятия, но и обеспечивает логопедическое сопровождение обучения и воспитания воспитанников. На этом этапе определяются основные направления коррекционной работы:

 

  • устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по обучению грамоте,
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи,
  • формирование необходимых умений и навыков для усвоения программного материала по обучению грамоте,
  • предотвращения вторичных нарушений (при чтении и на письме).

Занятия с детьми проводятся в форме индивидуальных, фронтальных занятий. Работа по коррекции речевых нарушений у школьников идёт параллельно с изучением программного материала по литературе и русскому языку. Коррекция речи дошкольников проводится на материале программы детского сада.

В процессе обучения отслеживаются результаты, которые фиксируются в реабилитационных картах. Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учётом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребёнка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

 

  1. Подготовительный этап, цель которого: создание установки на коррекционную работу, повышение учебной мотивации, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование фонематических процессов.
  2. Коррекционно-развивающий этап осуществляет коррекцию речевых нарушений: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, работа по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий, формирование и развитие связной речи, навыков построения связного высказывания, привитие навыков коммуникативного общения, предупреждение и коррекция дисграфии и дислексии.

Коррекционная работа по устранению недостатков письма и чтения проводится в три этапа. Первый этап направлен на преодоление недостатков звуковой стороны речи. В рамках этого этапа осуществляется развитие фонематического слуха и восприятия, корректируется звукопроизношение (уточняется артикуляция звука, изучается правильный артикуляционный уклад), формируются операции звукового и звукобуквенного анализа и синтеза. Второй этап на формирование и преодоление несовершенств лексико-грамматического строя речи (уточнение значения слов, совершенствование операций словоизменения и словообразования, развитие навыков использования простых и сложных предложений, умение составлять их и активно использовать в своей речи). Третий этап на преодоление недостатков связной речи. На этом этапе осуществляется работа по формированию навыков диалогической и монологической речи, совершенствуется навык самостоятельного высказывания.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса. Основные методы:

 

  • Специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительно кинестетический). Двигательно-кинестетический предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом, создается новое ощущение – приподнимание верхней губы. Использование слухо-зрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.
  • Наглядные. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей.
  • Словесные методы с опорой на наглядность, без опоры на наглядность. Основные словесные методы — это рассказ, чтение, беседа.
  • Практические. Практические методы включают в себя упражнения, игры и моделирование. Конструктивные упражнения - во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, реконструирование одной буквы в другую), творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза, подражательно-исполнительские – во время работы по коррекции звуковой стороны речи.

Коррекция устной речи дошкольников осуществляется по коррекционно-развивающим образовательным программам, рекомендованным учёным советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»: «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников» (старшая, подготовительная группа). Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (средняя, старшая, подготовительная группа). Авторы: Филичева, Чиркина, Туманова.

Разрабатываются, апробируются рабочие программы для младших школьников:

 

  • по коррекции письменной речи, обусловленной несформированностью фонематического восприятия, зрительно-пространственных функций, лексико-грамматического строя и нарушениями языкового анализа и синтеза. В результате реализации программы у воспитанников устраняются нарушения чтения и письма, создаются условия, способствующие качественной успеваемости детей в учебных заведениях.
  • по преодолению системного недоразвития речи, обусловленного интеллектуальным нарушением. Программа способствует воспитанию звуковой культуры речи, развитию лексического запаса, формированию грамматического строя, развитию связной речи и речевого общения, предупреждению и преодолению нарушений чтения и письма, росту общей успеваемости.

Организация и проведение занятий с воспитанниками осуществляется в специально оборудованном кабинете, оснащённым необходимым учебно-дидактическим материалом. Используются средства обучения, основанные на информационных технологиях. Это компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии:

 

  • программа по коррекции ОНР «Игры для Тигры» Л.Р. Лизунова (Блоки: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика.);
  • программа «Учимся говорить» (Разделы: неречевые звуки, звукоподражания, речевые звуки, развитие связной речи.);
  • программа «Домашний логопед» по коррекции звукопроизношения, ознакомлением с окружающим миром.

У детей с недостаточной мотивационной сферой появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

Систематизируется и регулярно пополняется иллюстративный и раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий по коррекции звуковой стороны речи, развитию лексико-грамматического строя, связной речи. Подбираются комплекты логопедических тетрадей: по коррекции лексико-грамматического строя речи (Е.М. Косинова), по закреплению произношения звуков (В.В. Коноваленко; С.В. Коноваленко; Н.Б. Норкина), по коррекции дисграфии (Мазанова Е.В.; Л.М.Козырева).

Несформированность самоконтроля, слабость волевых процессов у воспитанников обуславливает необходимость тесного взаимодействия логопеда с педагогами, медицинским персоналом, родителями. Сотрудничество осуществляется на всех этапах логопедической работы, предъявляются единые требования к речи воспитанников. Консультативно-просветительское направление работы логопеда проводится для оказания помощи родителям, педагогам по вопросам устранения существующих речевых недостатков воспитанников и предупреждения вторичных нарушений (чтения и письма). Задачи данного направления:

 

  • профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка,
  • предупреждения перегрузок младших школьников,
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с отклонениями в развитии,
  • предоставление профессиональной помощи родителям и воспитанникам в решении существующих проблем,
  • привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Привлекается внимание к проблеме ребенка, не только по коррекции звукопроизношения, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, к развитию внимания и памяти. Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей. При помощи анкетирования определяется положительный опыт родителей, выявляются их трудности, ошибки. Эти данные способствуют поиску новых и более эффективных способов приобщения родителей к сотрудничеству. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. По мере возникновения у родителей вопросов проводятся индивидуальные консультации: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», «Как научить ребенка читать». Разрабатываются памятки по развитию различных сторон речи. Проводятся мастер- классы: «Речевые игры дома и на улице», «Автоматизация звуков в домашних условиях».

Своевременное устранение нарушений речи способствует развитию коммуникативной функции речи, профилактике трудностей в обучении, успешному усвоению общеобразовательных программ, социальной адаптации воспитанников.

Список литературы:

 

  1. Болясова Н.Н., Е.В. Бapaновская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова. Сборник документов для учителей – логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации. Самара: Изд-во МИР, 2009. — 134 с.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-пресс, 2005. — 96 с.
  3. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста, в условиях Центра диагностики и консультирования. Новосибирск: НИПКиПРО. 2007. — 123 с.
  4. Логопедия в школе: Пpaктический опыт. Под редакцией В.С. Кукушина. М.; Ростов на Дону: ИКЦ, 2004. — 73 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.