Статья на тему «Спортивная ориентация и физическая подготовка спринтеров 11–12 лет»
СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПРИНТЕРОВ 11-12 ЛЕТ.
А.С. Гугучкин
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент. Е. А. Симонова
ИФК ТюмГУ, г. Тюмень
Ключевые слова: спортивная ориентация, уровень физической подготовленности легкоатлетов, технологии, дактилоскопия.
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем нашего времени, проблеме спортивной ориентации юных легкоатлетов и дальнейшей их физической подготовки. Подобраны технологии, позволяющие оценить уровень физической подготовленности спортсменов групп начальной специализации. По результатам изучения уровня физической подготовленности и дактилоскопии нами была проведена спортивная ориентация спринтеров. Подобраны комплексы упражнений направленные на повышение уровня физической подготовки юных спринтеров, с учетом «проблемных точек» в их уровне подготовленности.
Важнейшим фактором в достижении высоких результатов в избранной дисциплине, является максимальное соответствие индивидуальных особенностей личности спортсмена и требований избираемой специализации. Поэтому эффективность отбора и дальнейшей спортивной ориентации перспективных спринтеров связано со знаниями специалистов этих требований [7].
Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, благодаря которой определяется специализация индивида в том или ином виде спорта [4].
Под технологиями спортивной ориентации, подразумеваются комплексные тесты для определения специальной и общей физической подготовленности спринтера, дактилоскопия, и соответствие по антропометрическим данным [4].
В Тюменской области, активно пытаются реализовать систему спортивного отбора в легкой атлетике, которая строиться на просмотре физического состояния детей в школах, для успешной будущей спортивной ориентации. В наше время разработаны критерии, характеризующие двигательные, психомоторные или морфологические показатели легкоатлетов. Но недостаточно разработаны и обоснованы комплексные критерии оценки одаренности юных легкоатлетов, учитывающие интегральные характеристики спортивного совершенствования. Разработка этих критериев для легкой атлетики – актуальная задача, стоящая перед учеными и практиками.
Цель нашей работы – выявить «проблемные точки» в уровне подготовленности спринтеров, подобрать технологию спортивной ориентации легкоатлетов и разработать комплексы упражнений для повышения их физической подготовленности.
Для решения поставленной цели нами была отобрана группа детей СДЮСШОР №2 г. Тюмени в возрасте 11-12 лет: 16 мальчиков и 15 девочек, которые прошли спортивный отбор в марте 2016 г., и были расспределенны в группу спринтерского бега [6]. В октябре 2016 г. проведено педагогическое тестирование: для установления изменений в показателях физической подготовленности оценивались 6 показателей и сравнивались с помощью таблицы из примерной программы по лёгкой атлетике для СДЮСШОР ; для определения антропометрических данных: длина тела (см); масса тела (кг), для определения предрасположенности у спортсменов к развитию физических качеств и их функциональных возможностей нами были изучены результаты дактилоскопии.
Для выявления «проблемных точек» в уровне подготовленности спринтеров, оценивалась специальная физическая подготовленность тестировались: скоростные способности – бег 30м с ходу и 60м с высокого старта, скоростная выносливость – бег 200м, скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, и общеая физическая подготовленность тестировались: скоростная выносливость – поднимание туловища из положения лежа, силовые способности – сгибание и разгибание рук, в упоре лежа.
По данным тестирования видно что, максимальный прирост процентном соотношении наблюдается в показателях общей физической подготовки: результат поднимания туловища вырос на 13,9% у мальчиков и 29,8 у девочек, а в сгибании и разгибании рук в упоре лежа – у мальчиков- 12,5%, у девочек- 36,2%. Меньший же прирост результата, можем увидеть, в показателях специальной физической подготовленности, например в беге на 200 метров у мальчиков - 1%,а у девочек - 0.8%, так же и в прыжке в длину у мальчиков - 0,8 %, а у девочек - 1,2%. Чуть выше прогресс показателей бега на 60 метров у мальчиков - 2,7%, у девочек - 2,8 %, и в беге на 30 метров с/х у мальчиков - 3,9% у девочек - 2,3%, это и будет в свою очередь показателем в определении «проблемных точек».
С одной стороны, все показатели, что специальной подготовленности, так и общей физической, находятся на высоком уровне, и прирост обусловлен не только взрослением детей, но и систематическим посещением их тренировочных занятий. С другой стороны, дети прошли спортивный отбор и спортивную ориентацию, и мы в праве рассчитывать на более высокий результат, так как знаем, что дети имеют предрасположенность к бегу на спринтерские дистанции. Поэтому нами были разработаны следующие комплексы для повышения физической подготовленности спринтера, представленные в таблицах 1-3.
Таблица 1
Комплекс №1 «Барьерная гимнастика»
Средства |
Методы |
Нагрузка |
||||
Метод выполнения упражнений |
Интервал отдыха, мин. |
Примерное ЧСС, уд./мин. |
Объем, раз |
Количество барьеров шт. |
||
1) Боковой шаг правым и левым боком |
Повторный |
3-4 |
120-140 |
1-2 |
10 |
|
2) Ходьба с переносом согнутой, маховой ноги на каждую ногу |
Повторный |
3-4 |
120-140 |
1-2 |
10 |
|
3) Ходьба через барьер на одну ногу с шагом |
Повторный |
5-6 |
120-140 |
2-4 |
7-10 |
|
4) Ходьба через барьер на обе ноги |
Повторный |
5-6 |
120-140 |
2-4 |
7-10 |
Комплекс №1 используется для развития гибкости, координации, и как средство для предотвращения травматизма легкоатлетов. Данный комплекс необходимо применять в начале основной части занятия 3 раза в неделю, в подготовительном периоде годичного цикла и 2 раза в неделю в соревновательном.
Таблица 2
Комплекс №2 «Эстафеты для развития скоростно-силовых способностей»
Метод выполнения упражнений |
Методы |
Нагрузка |
||
Средства |
Примерное ЧСС, уд./мин. |
Объем, раз, метров |
Повторений |
|
Игровой |
Прыжки с высоким подниманием колен |
130-150 |
10м. |
2 |
Выпрыгивания с низкого приседа |
140-160 |
10м |
1 |
|
Бросок легкого набивного мяча |
130-150 |
20м/3 броска |
1 |
|
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
140-160 |
10 раз |
1 |
|
Поднимание туловища из положения лежа |
140-160 |
10 раз |
1 |
|
Прыжки на стопах не сгибая колени |
130-150 |
20 м |
2 |
|
Прыжки в шаге на длину шага |
140-160 |
20-30м |
1 |
|
Прыжки в шаге на частоту шага |
140-160 |
20-30м |
1 |
Второй комплекс нужно применять в основной части занятия, 2 раза в неделю в подготовительном периоде и 1раз в соревновательном.
Таблица 3
Комплекс № 3 «Старты из разных положений»
Средства |
Методы |
Нагрузка |
||||
Метод выполнения упражнений |
Интервал отдыха, мин. |
Примерное ЧСС, уд./мин. |
Объем, раз |
Объем, м |
||
Упор лежа ногами вперед |
Повторный
|
3
|
140-160
|
1-2 серии, 5-6 повторов |
20-40 |
|
Упор лежа головой вперед |
||||||
Сед «по-турецки» лицом вперед |
||||||
Сед «по-турецки» спиной вперед |
||||||
Лежа на спине ногами вперед |
||||||
Лежа на спине ногами назад |
||||||
Сед ноги вперед |
||||||
Сед спиной вперед |
||||||
Упор присев с кувырком вперед |
||||||
Упор присев с кувырком назад |
Комплекс № 3 «Старты из разных положений» предлагаем использовать в основной части занятия, 2 раза в подготовительный период, для развития стартовой реакции, быстроты, быстроты стартового разгона.
В марте 2017 года, нами было проведено третье педагогическое тестирование, для определения изменений физических показателей спринтеров использовались те же тесты, что и во втором тестировании приведенные в Таблице 4.
Таблица 4
Прирост показателей физической подготовленности бегунов на короткие дистанции 11-12 лет, в %
Пол |
Бег 60 м |
Без 30 м с/х |
Бег 200 м |
Поднимание туловища |
Сгибание, разгибание рук |
Прыжок в длину |
|||||||||||
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
1-й год |
2-й год |
||||||
М |
2,7 |
6,6 |
3,9 |
9 |
1 |
1,8 |
13,9 |
31,1 |
12,5 |
45,3 |
0,8 |
2,3 |
|||||
Д |
2,8 |
6 |
2,3 |
6,3 |
0,8 |
1,5 |
29,8 |
43,2 |
36,2 |
57 |
1,2 |
3,3 |
В результате педагогического тестирования нами выявлено, что наибольший прирост физической подготовленности наблюдается в показателях: сгибание, разгибание рук у мальчиков - 45,3% , у девочек – 57% и поднимание туловища – 31,1%, у девочек-43,2%. Наименьший прирост наблюдается в беге на 200м – 1,8% у мальчиков, а у девочек – 1,5% и прыжке в длину – 2,3% у мальчиков, а у девочек 3,3%.
Выводы: Таким образом, прирост показателей физической подготовленности у легкоатлетов 11-12 лет позволяет нам говорить об эффективности проведенного спортивного отбора, и расспределения детей в группы спринтерского бега. Выявленные нами «проблемные точки» в уровне физической подготовленности спортсменов позволили нам подобрать упражнения для комплексов на скоростные, скоростно-силовые и координационные способности. Мы выяснили, что к «проблемным точкам» относятся показатели скоростной выносливости и скоростно-силовых способностей, которые необходимо развивать в тренировочном процессе.
Список литературы:
Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В. П. Губа. – Москва: Советский спорт, 2008. – 304 с.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – Москва: Советский спорт, 2005. – 113 с.
Манжелей, И.В. Физическая культура: компетентность подходов / И.В. Манжелей, Е.А. Симонова. – Москва-Берлин, 2015.
Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Л.П. Сергиенко. – Москва: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
Симонова, Е.А. Специальная подготовка многоборцев на этапе спортивного совершенствования / Е.А. Симонова, Н.Е. Аксёнов. – Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, 2015. – 79-86 с.
Симонова, Е.А. Система спортивного отбора легкоатлетов 10-11 лет/ Е.А. Симонова, А.С Гугучкин. – Тюмень: Здоровье нации – наша забота, 2016. – 53 с.
Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов физической культуры / Л.К. Серова. – Москва: Человек, 2011. – 160 с.