Программа на тему «Спортивный туризм»
Управление образования Администрации города Вологды
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»
Методический совет Протокол № 1 от 23.08.2023 |
Утверждаю: Директор МУДО «ДТДиМ» _______________ В.Н. Митрофанова
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Спортивный туризм»
Возраст детей: 7-15 лет
Срок реализации: 2 года
Степанушков Андрей Владимирович
педагог дополнительного образования
МУ ДО «ДТДиМ», ул. Ленинградская, 5
Вологда
2023 год
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа "Спортивный туризм" является общеобразовательной общеразвивающей и имеет туристско-краеведческую направленность.
Уровень освоения программы: базовый
Образовательная деятельность по программе направлена на:
- приобретение детьми определённых знаний по туризму и краеведению,
- приобретение навыков безопасного пребывания на природе,
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка, умение действовать в экстремальных ситуациях.
Изучение природы Вологодской области позволяет расширить знания об окружающем мире и правильном поведении человека во время путешествий, экскурсий и в повседневной жизни.
Данная программа даст обучающимся возможность познакомиться не только со спортивной стороной туристкой деятельности, но и освоить особенности пешеходного туризма, позволит привить любовь к путешествиям, к родному краю, к познанию природных явлений, научит правилам безопасного пребывания человека на природе и в быту.
Актуальность программы. В наше время возросли опасности природных катастроф и террористических актов. Программа поможет научиться действовать в экстремальных ситуациях, развивает чувство безопасности и гармонии окружающего мира, физические способности и трудолюбие. Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Педагогическая целесообразность программы. Туризм помогает улучшить зрительную память, восприятие природных явлений, дает возможность не только всесторонне изучить окружающий мир, но и начать смотреть на многие вещи глубже, бережно относится к растениям и животным, не загрязнять окружающую среду. Он помогает повысить самооценку. Путешествующие люди постепенно становятся гораздо увереннее в себе, физически развитыми и любящими спорт.
Туризм - отличный способ самовыражения. Спортивный туризм подталкивает человека к новым результатам и достижениям, формирует лидерские качества. А в походе человек раскрывает собственный личностный потенциал, ведь исследование – это не что иное, как диалог внутреннего «Я» с миром. Занятие туризмом позволяет получать удовольствие. И это неудивительно, ведь туризм и изучение родного края – это одно из увлекательнейших занятий.
Программа тесно соприкасается с литературой, историей, биологией, географией и экологией.
Программа написана в соответствие с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27.07.2022);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
5. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»;
6. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации (приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от13 июля 1992 г. № 293);
7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 257 «Об утверждении программы развития вида спорта «Спортивный туризм» в Российской Федерации».
И Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
Цель программы: развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом.
Основные задачи:
Обучающие:
формировать первичные знания об организации туристических походов (знания о снаряжении, быте, питании, техники и тактики в туристском походе);
формировать устойчивый интерес к изучению природных явлений, историческим и национальным особенностям своего народа;
научить правилам безопасного нахождения человека в лесу, на водоемах, во время путешествий, походов и в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
развивать внимательность при выполнении практических упражнений, наблюдательность к предметам и явлениям внешнего мира;
развивать способности быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные ситуации;
развивать нравственные и эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать коммуникативную культуру.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения.
Первый год обучения – 144 часа в год,
Второй год обучения - 144 часа в год.
Режим, формы занятий
Форма организации обучения – очная Основной формой работы по программе являются занятия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в соответствии с учебным планом.
Особое место отводится практическим занятиям. По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным составом.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: викторина, выставки, просмотры.
По завершению обучения предоставляются дневники-отчеты по экскурсиям и походам.
Структура занятий строится из основных частей:
- постановка учебно-познавательной задачи; предоставление новых знаний;
- практическая работа обучающихся (в походе, на тренажерах, учебных кабинетах, на экскурсии, подготовка к выставкам-конкурсам);
- контроль, обсуждение результатов, самоанализ.
Формы организации занятий
- вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, с организацией обучения и с предлагаемой программой работы на текущий год.
- тематическое занятие – обучающимся предлагается поработать над заданной темой. Дети получают теоретические знания;
- работа в малых группах (обучение навыкам спортивного туризма, спортивного ориентирования и т.д.)
- групповые формы работы (походы, соревнования, экскурсии и т.д.)
- индивидуальная работа
- исследовательская деятельность (т.е собрали в походе , экскурсии, на встрече с интересными людьми материал и оформили в буклет, сделали выставку)
- творческая работа (конкурсы рисунков, поделок, фото о походах, соревнованиях, природе)
Подведение итогов реализации программы проводится в виде тестов-зачетов.
Характеристика участников программы
Программа рассчитана на детей 7-15 лет.
7-11 лет – первый год обучения,
12-15 лет – второй год обучения.
Количество детей в группе 1 года обучения от 5 до15 человек, 2 года обучения от 5 до 12 человек в группе.
В коллектив принимаются обучающиеся, желающие систематически заниматься туризмом и допущенные к занятиям врачом.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений.
- Формирование чувства гордости за свою родину.
- Формирование бережного отношения к природе.
- Овладение начальными навыками адаптации в меняющихся условиях.
- Формирование личной ответственности перед командой.
- Формирование мотивации к занятиям спортом, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающиеся научаться:
- Принимать и сохранять цели учебной деятельности.
- Планировать, контролировать и оценивать свои действия.
- Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД
Обучающиеся научаться:
-Использовать знаково-символические средства представления информации.
- Обобщать, группировать объекты по признаку
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
Слушать и слышать мнение других людей.
Уметь адекватно воспринимать предложения и советы педагога.
Общаться со сверстниками при решении различных задач.
- Работать в команде.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- различные способы ориентирования на местности;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- опасные и ядовитые растения края.
Обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для успешной реализации программы используются различные формы педагогического контроля
•текущие (цель – выявление трудностей в усвоении материала и отражение успехов в работах обучающихся);
•промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
• итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Задачи 1 года обучения
- познакомить с обязанностями в туристской группе, личным и групповым снаряжением,
-научить ориентироваться по компасу, по сторонам горизонта
- научить способам оказания минимальной медицинской помощи,
- научить правильно укладывать рюкзак,
- познакомить с топографическими знаками и картами различных масштабов
- учить определять по рисункам ядовитые растения и грибы
Учебный план (1 год обучения)
№ |
Тема |
Часы |
Всего часов |
Итоги, форма аттестации |
|
|
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение в программу |
1 |
- |
1 |
|
1.1 |
Знакомство с программой. Правила по технике безопасности |
1 |
- |
1 |
|
2 |
Правила юного туриста |
9 |
12 |
21 |
зачёт |
2.1 |
Изучение родного края |
2 |
2 |
4 |
|
2.2 |
Бережное отношение к окружающей среде |
2 |
2 |
4 |
|
2.3 |
Природа своего края |
2 |
2 |
4 |
|
2.4 |
Правила пребывания на природе |
2 |
3 |
5 |
|
2.5 |
Безопасность туриста |
1 |
3 |
4 |
|
3 |
Основы туризма |
27 |
37 |
64 |
зачёт |
3.1 |
Туристическое снаряжение |
2 |
6 |
8 |
|
3.2 |
Одежда туриста |
2 |
2 |
4 |
|
3.3 |
Дневник наблюдений |
1 |
4 |
5 |
|
3.4 |
Питание в походе |
3 |
2 |
5 |
|
3.5 |
Туристические маршруты |
3 |
3 |
6 |
|
3.6 |
Техника пешеходного туризма |
8 |
8 |
16 |
|
3.7 |
Первая медицинская помощь |
6 |
4 |
10 |
|
3.8 |
Организация похода. Однодневный поход. |
2 |
8 |
10 |
Тест-зачёт |
4 |
Физическая подготовка туриста |
8 |
14 |
22 |
Зачёт |
5 |
Ориентирование на местности |
8 |
26 |
34 |
|
5.1 |
План местности. Ориентирование по наблюдениям |
4 |
6 |
10 |
|
5.2 |
Стороны горизонта. Ориентирование по компасу |
4 |
8 |
12 |
|
5.3 |
Экскурсия в парк. Ориентирование на местности. |
- |
6 |
6 |
Промежуточная аттестация |
5.4 |
Соревнования по ориентированию «Кубок парков» |
- |
6 |
6 |
|
6 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
|
Итого: |
55 |
89 |
144 |
|
Содержание программы (1 год обучения)
1. Введение в программу
Теория: Цель и задачи программы. Техника безопасности на занятиях.
Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием.
2.Правила юного туриста
Теория: Изучение родного края. Традиции Вологодской земли. Исследование природных особенностей. Бережное отношение к окружающей среде. Природоохранные мероприятия. Правила пребывания на природе. Изучение ядовитых растений и грибов. Опасные животные. Безопасность туриста. Правила разведения костров.
Практика: Составление дневника юного туриста. Определение по рисункам ядовитых растений и грибов. Игра «Животный мир». Конкурс природоохранных плакатов. Тест «Природа Вологодской области».
3 . Основы туризма
Теория: Туристическое снаряжение, как его правильно использовать в походе. Типы палаток, как подготовить палатку к походу. Дневник туриста. Наблюдение природных явлений. Туристические маршруты. Физическая подготовка туриста. Одежда туриста. Питание в походе. Туристическая аптечка. Оказание первой медицинской помощи. Примерный состав медицинской аптечки. Знакомство с правилами проведения соревнований по пешеходному туризму. Преодоление естественных препятствий. Движение по склонам подъем и спуск, как преодолевать болота. Организация однодневного похода.
Практика: Подготовка туристического снаряжения, правила упаковки рюкзака, установки палатки. Игра «Собери рюкзак». Заполнение дневника наблюдений. Оказание первой доврачебной помощи при условной травме. Правильное наложение жгута, фиксация перелома. Выполнение схемы туристического маршрута. Тест «Первая медицинская помощь». Учебно-тренировочные занятия по элементам техники пешеходного туризма. Однодневный поход.
4 . Физическая подготовка туриста
Теория: режим дня в туристическом путешествии. Необходимость физической подготовки, важность режима дня. Полезные и вредные привычки, влияние эмоций, правила закаливания.
Практика: ОФП, лыжная подготовка. Упражнения для развития силы, ловкости, самоконтроль при физических нагрузках. Сдача нормативов по физподготовке.
5. Ориентирование на местности
Теория: Знакомство с условными обозначениями на карте. Знакомство с понятием масштаб, маршрут. Как оценить маршрут движения по карте. Ориентирование на местности по сторонам горизонта. Линия горизонта. Компас. Ориентирование по компасу. План местности. Наблюдение природных явлений и особенностей. Передвижение по плану местности.
Практика: Нахождение сторон горизонта по компасу. Работа с топографическими картами различных масштабов. Изучение топографических знаков. Игра «Найди топографический знак». Игра «Найди клад». Экскурсия в парк. Рисование топознаков. Создание простейшего плана – карты местности. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Составление маршрута.
5. Итоговое занятие
Теория: Тестирование. Выставка дневников наблюдений. Награждение по итогам года.
По окончании 1 года обучения дети должны знать:
-обязанности в туристской группе, личное и групповое снаряжение,
-порядок движения по маршруту, способы преодоления препятствий, ориентирование по компасу, способы оказания минимальной медицинской помощи, правила техники безопасности в походе.
должны уметь:
- подготовить снаряжение в поход, правильно уложить рюкзак,
- определять по рисункам ядовитые растения и грибы,
-работать с топографическими картами различных масштабов,
- преодолевать препятствия на маршруте, ориентироваться на местности по компасу, по сторонам горизонта,
- соблюдать правила техники безопасности.
Задачи 2 года обучения
- познакомить с основами краеведения: особенностями природы и климата, растениями и животными Вологодской области,
- знакомить с особенностями организации туристических походов,
- познакомить с устройством и типами компасов, масштабом, азимутом,
- познакомить с типами костров,
- познакомить с видами и типами узлов, их назначением
- расширить знания об условных обозначениях, применяемых на топографических картах и картах для спортивного ориентирования
Учебный план (2 год обучения)
№ |
Разделы, темы программы |
Количество часов |
Форма аттестации |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой. |
1 |
|
1 |
|
2. |
Краеведение. |
1 |
3 |
4 |
|
2.1 |
Вологодская область. История. Литература. |
1 |
3 |
4 |
Промежуточная аттестация |
3. |
Природа Вологодской области. |
3 |
10 |
13 |
|
3.1 |
Растительный и животный мир. Водные объекты. |
2 |
8 |
10 |
|
3.2 |
Экология и охрана природы. |
1 |
2 |
3 |
Промежуточная аттестация |
4. |
Туризм. |
31 |
85 |
116 |
|
4.1 |
Ориентирование на местности. |
2 |
8 |
10 |
|
4.2 |
Физическая подготовка туриста. |
1 |
12 |
13 |
|
4.3 |
Туристическое снаряжение. |
1 |
4 |
5 |
|
4.4 |
Туристский бивак |
6 |
10 |
16 |
|
4.5 |
Парковое ориентирование. |
2 |
8 |
10 |
|
4.6 |
Организация похода. |
1 |
2 |
3 |
|
4.7 |
Безопасность похода. |
1 |
2 |
3 |
|
4.8 |
Пешеходный туризм. |
1 |
2 |
3 |
|
4.9 |
Тактика и техника пешеходного туризма. |
1 |
1 |
2 |
|
4.10 |
Ходьба – основной способ передвижения в пешем походе. |
1 |
|
1 |
|
4.11 |
Туристские узлы. Вязание узлов. |
2 |
3 |
5 |
|
4.12 |
Горный туризм |
1 |
6 |
7 |
|
4.13 |
Водный туризм |
3 |
6 |
9 |
|
4.14 |
Комбинированный туризм |
1 |
|
1 |
|
4.15 |
Карты и условные обозначения |
3 |
9 |
12 |
|
4.16 |
Питание в походе. |
1 |
2 |
3 |
|
4.17 |
Одежда туриста. |
1 |
2 |
3 |
|
4.18 |
Выбор маршрута. |
1 |
|
1 |
|
4.19 |
Однодневный поход. |
|
7 |
7 |
|
4.20 |
Туристские слёты. |
1 |
1 |
2 |
Аттестация по итогам программы |
5. |
Спортивное ориентирование |
1 |
5 |
6 |
|
6. |
Экскурсии в музеи и на выставки. |
|
2 |
2 |
|
7. |
Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
|
Всего часов |
39 |
105 |
144 |
|
Содержание программы (2 год обучения)
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: знакомство детей с туризмом, с учебным планом на 1-й год обучения. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения во Дворце творчества и его филиалах.
Раздел 2. Краеведение
Цель: познакомить с основами краеведения, особенностями природы и климата Вологодской области, показать историческое прошлое нашего края.
Тема 2.1. Вологодская область на карте
Теория: географическое положение нашей области. Её границы на карте. Районные центры. Изучение исторического прошлого народа, Участие вологжан в ВОВ. Литературное наследие Вологодских поэтов и писателей.
Практика: работа с картами. Литературный вечер, видео-урок по творчеству В.И. Белова
Раздел3. Природа Вологодской области
Тема 3.1. Растительный и животный мир. Водные объекты
Теория: изучение растений, их использование человеком, ядовитые растения и грибы. Дикие и домашние животные. Хищники. Крупные реки и озёра.
Практика: экскурсия в отдел природы музея.
Тема 3.2. Экология и охрана природы.
Теория: рассказ о значении природоохранных мероприятий, организация сбора и переработки отходов.
Практика: Работы по изучению качества воды. Организация конкурса птичьих кормушек. Красная книга Вологодской области.
Текущая аттестация: зачёт-тест.
Раздел 4.Туризм
Цель: познакомить с особенностями организации туристических походов.
Тема 4.1. Ориентирование на местности
Теория: рассказ о правилах поведения на местности, устройство и типы компасов. Масштаб. Азимут, определение азимута. Определение сторон света по солнцу. Топографическая карта.
Практика: ориентирование по сторонам горизонта и по местным приметам. Ориентирование по компасу. Определение азимута. Упражнение «Напиши стороны горизонта», «Подпиши части компаса», «Заполни пропуски», «Напиши обозначения противоположных сторон горизонта»
Тема 4.2. Физическая подготовка туриста
Теория: рассказ о значении физической подготовки для туриста. Комплекс укрепляющих упражнений.
Практика: ОРУ, спортивные игры, подвижные игры. Сдача нормативов.
Тема 4.3.Туристское снаряжение
Теория: рассказ о туристском снаряжении, требования к снаряжению. Правила укладки рюкзака. Групповое и личное специальное снаряжение, особенности выбора
Практика: Укладка рюкзака, установка палатки, натягивание веревок при помощи специального снаряжения.
Тема4.4. Туристский бивак
Теория: что такое привал и бивак в походе. Планировка бивака. Типы костров. Выбор топлива. Сушка обуви и одежды. Противопожарные меры.
Практика: командная игра «Удобный бивак»
Тема 4.5 Парковое ориентирование
Теория: рассказ о правилах организации и проведения паркового ориентирования. Правила по спортивному ориентированию.
Практика: соревнования по спортивному ориентированию.
Тема 4.6. Организация похода
Теория: инструкция об организации различных походов, о законах их планирования. Подбор группы. Туристические должности. Разработка маршрута. Расчет питания.
Практика :подготовка походной документации, подготовка снаряжения.
Тема 4.7.Безопасность похода
Теория: правила безопасного похода. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на склонах, в населённых пунктах. Элементарные приёмы оказания доврачебной помощи.
Практика: тренировка оказания первой медицинской помощи.
Тема 4.8.Пешеходный туризм
Теория: рассказ о пешеходном туризме, его планирование.
Практика: пробный поход в ближайшем парке.
Тема 4.9. Тактика и техника пешеходного туризма
Теория: понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности и их профилактика. Виды и нормы нагрузок в пешеходных походах.
Практика: тренировка подготовки снаряжёности группы. Разработка параметров маршрута.
Тема 4.10. Ходьба – основной способ передвижения в пешем походе
Теория: Начальные формы самоконтроля детей. Меры предупреждения плоскостопия. Движение по разным видам местности. Движение по склонам различной крутизны.
Практика: выбор правильной обуви. Тренировка на стадионе.
Тема 4.11. Туристские узлы. Вязание узлов
Теория: виды и типы узлов. Туристские узлы, их назначение.
Практика: вязание узлов на скорость.
Игры-соревнования «Назови узел», «Завяжи узел» (каждая команда по очереди вяжет узлы, а другая называет), «Кто быстрее?» (участники одновременно вяжут названный узел на время).
Тема 4.12.Горный туризм
Теория: рассказ о горном туризме, его планирование.
Практика: занятия на скалодроме.
Тема 4.13. Водный туризм
Теория: рассказ о водном туризме, его планирование. Особенности подготовки туриста, правила поведения и техника безопасности на воде. Приемы гребли и управления средством сплава. Взаимодействие членов экипажа. Страховка и самостраховка
Практика: тренировочные занятия, отработка приемов гребли
Тема 4.14. Комбинированный туризм
Теория: рассказ о комбинированном туризме, его планирование.
Тема 4.15. Карты и условные обозначения
Теория: Численный и линейный масштаб Типы условных обозначений. Условные обозначения, применяемые на топографических картах и картах для спортивного ориентирования
Практика: определение протяженности маршрута при помощи карты. Изучение местности по топографической карте
Тема 4.16. Питание в походе
Теория: рассказ о питании, расчет необходимых продуктов на группу. Правила приготовления пищи в походе. Хозяйственное оборудование для туристской кухни: таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее и др. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды.
Практика: подготовка посуды, закупка продуктов и их упаковка.
Тема 4.17. Одежда туриста
Теория: знакомство с правилами подбора одежды для похода. Требования к обуви туриста.
Практика: упаковка одежды в рюкзак.
Тема 4.18. Выбор маршрута
Теория: изучение карт местности, составление маршрутных планов, изучение особенностей местности маршрута.
Практика: изучение сторон света с помощью компаса, составление топографического плана.
Тема 4.19.Поход выходного дня ( ПВД )
Теория: инструкция по технике безопасности, подготовка маршрута. Многодневные походы.
Практика: ПВД – однодневный поход.
Тема 4.20. Туристские слёты
Теория: задачи туристских слётов и соревнований. Организационный момент. Выбор места. Охрана природы. Виды туристских соревнований.
Практика: участие в туристском слёте.
Аттестация по итогам реализации программы
Раздел 5. Спортивное ориентирование
Теория: различные виды ориентирования. Анализ спортивной карты. Классы дистанций
Практика: тренировочные занятия по спортивному ориентированию, участие в соревнованиях
Раздел 6. Экскурсии.
Цель: знакомство с окружающим миром и его особенностями на природе и на выставках.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Теория: подведение итогов работы за год обучения, проведение выставки дневников наблюдений и походных дневников.
К концу обучения учащиеся должны:
Знать:
- правила поведения туристов в лесу, на воде, на склонах, в населённых пунктах,
- элементарные приёмы оказания доврачебной помощи,
- виды и типы узлов, их назначение,
- условные обозначения, применяемые на топографических картах и картах для спортивного ориентирования,
- приемы гребли и управления средством сплава,
- знать правила техники безопасности в походе,
- знать способы ориентирования на местности,
- знать способы обращение с туристским снаряжением
Уметь
- определять азимут, стороны света по солнцу,
- укладывать рюкзак, устанавливать палатку, натягивать веревки при помощи специального снаряжения,
- уметь ориентироваться по несложной карте,
- иметь навыки разжигания костра, обращения с огнем,
- иметь навыки определения по компасу сторон горизонта
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов (в год) |
1 год обучения |
сентябрь |
май |
36 |
144 |
2 год обучения |
сентябрь |
май |
36 |
144 |
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение
Для достижения результатов при реализации задач программы используются следующие разнообразные педагогические методы и приемы:
Репродуктивный метод.
Цель – воспроизведение информации. Используется при объяснении новой темы. Приемы: рассказ, составление картосхем, репродуктивная беседа.
Объяснительно-иллюстративный.
Цель – проиллюстрировать информацию с помощью наглядных средств.
Приемы: словесный, работа с наглядным материалом, с туристским снаряжением, с видеоматериалами.
Игровые методы.
Применяются при изучении материала, закреплении, во время проведения учебно-тренировочных сборов.
Приемы: игры на местности, в помещении, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления.
Метод проблемного обучения.
Цель – новые знания достигаются детьми в решении проблемных вопросов.
Приемы – создание проблемной ситуации, ролевые игры.
Частично-поисковый метод.
Цель навести ребенка на решение каких-то проблем. Используется при закреплении материала, при разработке маршрута.
Метод взаимодействия.
Приемы: работа во временных группах, ситуации совместных переживаний.
Метод контроля.
Прием: сдача нормативов, соревнования.
Метод мотивации и стимулирования.
Цель – формирование познавательного интереса.
Приемы: самоподготовка, отработка туристских элементов, разбор дистанции, поход.
Для реализации программы используются следующие методические и дидактические материалы:
- технологические карты и плакаты;
- учебно-топографические карты;
- демонстрационные пособия по оказанию первой медицинской помощи;
- тестовые задания по оказанию первой медицинской помощи;
- тестовые задания по спортивному ориентированию;
- карты-схемы парков г. Вологды;
- фото и видео материалы;
- цветные фотографии и рисунки животных и птиц Вологодской области;
- учебные наборы: съедобные и ядовитые грибы; хищные птицы; хищные животные;
- космические снимки местности.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы используются следующие технические приспособления:
- компасы школьные и туристические;
- палатки туристические 2-3 местные;
- спальные мешки;
- рюкзаки туристические 100 литров;
- аптечка первой медицинской помощи;
- наборы туристической посуды;
- стол складной, туристические стульчики;
- горное снаряжение (веревки, карабины, восьмерки, системы страховки);
- навигаторы;
- рафт на 8 чел,
-катамаран,
-жилеты спасательные,
- средства освещения (фонарики, подсветки для палаток).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Педагог обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками, соответствующими профилю программы.
Результативность реализации программы
Отслеживаются 2 показателя:
I показатель: Теоретическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой
Критерии:
– соответствие теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Уровни:
Низкий уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, не употребляет специальную терминологию.
Средний уровень – объем усваиваемых знаний составляет более чем ½ изученного, использует специальную терминологию.
Высокий уровень – ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за данный год, специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием.
II показатель: Практическая подготовка ребенка, предусмотренная образовательной программой.
Топография: Топознаки – 8 заданий Расстояние по карте – 2 задания |
Низкий уровень Топознаки – более 4 баллов штрафа Расстояние по карте – более 5 баллов штрафа |
Средний уровень Топознаки – до 3 баллов штрафа Расстояние по карте – до 4 баллов штрафа |
|
Высокий уровень Топознаки – до 1 балла штрафа Расстояние по карте – до 2 балла штрафа |
|
Медицинская подготовка: Состав медицинской аптечки ПМП при ожоге ПМП при обморожении ПМП при поверхностных ранениях Действия при укусе клеща |
Низкий: не знает |
Средний: знает, но на практике допускает незначительные ошибки |
|
Высокий: знает хорошо, может оказать на практике. |
|
Бивак: Установка палатки Разведение костра Приготовление пищи на костре |
Низкий: делает с помощью руководителя |
Средний: делает с незначительными подсказками. |
|
Высокий: делает самостоятельно, без ошибок |
|
Узлы: Время вязки одного узла: 20 – 30 секунд |
Низкий: знает менее 4 узлов или допускает грубые ошибки при вязке |
Средний: знает 4– 6 узлов, допускает незначительные ошибки при вязке |
|
Высокий: знает более 6 узлов, вяжет их без ошибок |
|
Техника пешеходного туризма: Подъем спортивным способом Спуск спортивным способом Навесная переправа Параллельные перила Бревно с горизонтальным маятником |
Низкий уровень: выполняет с подсказками руководителя, или с грубыми техническими ошибками Средний: выполняет самостоятельно, с незначительными техническими ошибками Высокий: выполняет самостоятельно, без ошибок |
Воспитательный компонент программы
Цель воспитательной работы структурного подразделения «Юность»: развитие индивидуальных способностей детей и подростков, формирование основ здоровья, самосознания, социализация, приобщение ребёнка к культуре общечеловеческим ценностям.
Календарный план воспитательной работы на учебный год
Сроки проведения |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Направление |
сентябрь |
Развлекательная программа к дню знаний |
Подвижная игра |
оздоровительное |
сентябрь |
Игра «Безопасность на дороге» |
игра |
профилактическое |
октябрь |
Субботник |
субботник |
трудовое |
ноябрь |
Развлекательно-познавательная игра «Эрудит» |
Интеллектуальная игра |
духовно-нравственное
|
декабрь |
Экскурсия по памятным местам Вологды |
экскурсия |
общекультурное |
январь |
Развлекательно-познавательная игра « Путешествие по зимнему лесу» |
Познавательная игра |
духовно-нравственное |
февраль |
Занятие к Дню защитников Отечества «Наша Армия» |
беседа |
патриотическое |
март |
Занятие, посвященное женскому дню «Праздник весны» |
викторина |
духовно-нравственное
|
апрель |
Познавательно-развивающее занятие «Безопасность на природе» |
ринг |
профилактическое |
май |
«Весёлые старты» |
эстафета |
оздоровительное |
Список литературы
1. Алешин В.М., «Карта в спортивном ориентировании», «Физкультура и спорт», М.1983.
2. Ганопольский В.И., Туризм и спортивное ориентирование, Учебник. М. "Физкультура и спорт", 1983.
3. Дорогу осилит идущий. Выпуск 2. Клубная работа, туризм, экология. Авторсоставитель А.Я. Миндель. – М.: РОДЮО «Образование. Спорт. Реабилитация», 2005
4.Кодыш Э.Н., Соревнования туристов, М. "Ф и С", 1990.
5. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М., 2011.
6. Косторуб А.Н., Медицинский справочник туриста, М. Профиздат, 1987.
7. Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребенка //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015.
8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. Учебное пособие – М.: Ц ДЮТ и К МО РФ, 2001.
9. Куприна Л.Е. Азбука туриста-эколога. М., 1991.
10. Научно-методический журнал «Детско-юношеский туризм и краеведение России», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», М.2012.
11.Организация и подготовка туристского похода, М. ЦРИБ "Турист", 1986.
12. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. Учебно-методическое пособие. – М: МО и Н РФ, ФЦДЮТиК, 2006
13. Петин А.Н. Экологические основы экскурсионной и рекреационной деятельности. Белгород, 2012.
14. Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование", М. Просвещения, 1990.
15. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., «Спортивно-оздоровительный туризм», Учебник Советский спорт», МП.2008.
16.Физическая тренировка в туризме, М. "Турист", 1989.
17.Энциклопедия туриста, М. БРЭ, 1993
Список литературы для детей
1.Акимушкина И.В. Мир животных / И.В. Акимушкина. – СПб., 2000.
2.Берни Д. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы / Д. Берни. –М: Махаон, 2006
3.Бардин К.В. Азбука туризма. - М., 1981.
4.Дитрих А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика-пресс, 1997.
5.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – М.: МО и ПО РФ РМАТ, 2000
6.Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004
7.Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия 2-издание. Исправленное, дополненное и переработанное., М.ЭКСМО - Пресс. 2000 г.
8.Кодыш Э.Н. Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. -М.: Профиздат, 1984.
9.Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997
10.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие – Воронеж, 2006.
11.Маслов А Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристические лагеря. М.ВЛАДОС, 2000 г.
12.Персин А.Н. Словарь юного краеведа – М., ФЦДЮТиК, 2008
13.Тимофеев И.В., Анденко С.А. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях. Санкт-Петербург. Издательство ДНК. 2001.
14.Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. - М., 1997.
15.Энциклопедия туриста./под ред. Е.И.Тамм. – М., Научное издательство Большая Российская энц иклопедия».1993
Приложения
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Для чего используется компас и карта?
Правильный ответ: компас нам нужен для определения сторон света. Карта используется для ориентирования на местности.
2. Где находиться север юг, запад восток.
Правильный ответ: север находиться вверху, юг внизу, запад справа восток слева.
3. Какие типы костров вы знаете?
Правильный ответ: Шалаш, звездный, таежный, колодец, нодья
4. Каким способами можно найти север и юг, без помощи компаса.
Правильный ответ: С помощью звезд, с помощью солнца, с помощью мха, с помощью часов, с помощью снега.
5 С какой стороны света восходит и садиться солнце?
Правильный ответ: восходит восток садиться запад
6. Что такое масштаб?
Правильный ответ: Масштаб это соотношение размера карты к реальной величине на местности.
7. Что такое азимут?
Правильный ответ: Горизонтальный угол, отсчитываемый между заранее выбранным направлением и направлением на заданный предмет. Измеряется в градусах.
Вопросы по спортивному ориентированию
1. Выберите правильное значение выражения "контрольный пункт"? |
||||
а) маркированный участок, прохождение которого обязательно для участника |
||||
б) место установки призмы и средств отметки |
||||
в) хорошо заметный ориентир, по которому участник сможет определить свое местоположение.
|
||||
3. Что такое контрольная карточка? |
||||
а) документ, в котором делается отметка, посещенных участником КП |
||||
б) документ, в котором указана возрастная группа участника |
||||
в) документ, где стоит допуск врача на соревнования |
||||
4. На какой дистанции участник проходит КП в любом порядке? |
||||
а) дистанция по выбору |
||||
б) заданное направление |
||||
в) маркированная дистанция |
Нарисуй соответствующий условный знак
Яма______________________________
Хвойный лес______________________
Мост через реку____________________
Просека__________________________
Заполни пропуски
А) Если встать лицом к северу, слева будет__________________________, справа - __________________, сзади - ___________________________.
Б) Если встать лицом к югу, то справа будет______________________, слева - __________________, сзади - ___________________________.
В) Если встать лицом к западу, слева будет__________________________, справа - _________________, сзади - ____________________________.
Г) Если встать лицом к востоку, сзади будет_________________________, слева - _________________, справа - ____________________________.
Напиши обозначения противоположных сторон горизонта
Ю - |
В-
|
СВ - |
ЮВ - |
З -
|
С-
|
ЮЗ - |
СЗ - |
Фотоматериалы