Методические рекомендации «Способы повышения самостоятельности у студентов»
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Как поступать, если преподаватель не знает ответа на вопрос студента. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о способах повышения самостоятельности у студентов. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Мотивация, контроль и планирование важны как в повседневной жизни, так и в учебном процессе.
В методических рекомендациях рассмотрены способы повышения самостоятельности у студентов, подготовке к использованию иностранного языка не только в учебной обстановке, но и в реальной жизни.
Использование подхода «Проверь-научи-проверь».
Преподаватель сначала предлагает студентам выполнить упражнение самостоятельно (проверь), далее закрепить его на практике (научи). Данный подход особенно эффективен при изучении частично знакомой студентам темы. К примеру, если студент знает, как строится английское предложение и образуются времена английского глагола, преподаватель может попросить его попробовать преобразовать предложения из прямой речи в косвенную. После выполнения задания педагог поправляет и дополняет ответы, анализируя ошибки.
Право выбора и голоса.
Такое качество, как самостоятельность, неотделимо с процессом принятия решений. Вовлеченность усиливают:
а) возможность выбора формы выполнения задания;
б) возможность выбора уровня сложности задания;
в) совместное обсуждение организационных моментов.
Прозрачны, полностью ясны и доступны должны быть для каждого студента:
1) цели и задачи учебной дисциплины;
2) структура учебного материала;
3) требования к выполнению самостоятельных и практических работ;
4) требования к ответам.
Отношение к учебному процессу станет намного лучше, если студент владеет информацией о том:
*какая будет следующая тема;
*как ему следующая тема может пригодиться;
*как преподаватель будет оценивать – по каким критериям.
Также важен вопрос временных рамок, которые должны быть оговорены предварительно, и студент должен знать чётки сроки сдачи работ. С другой стороны, установленный срок может быть превышен в связи с более сложным заданием – в таком случает студент выполняет его в индивидуальном темпе. Такой подход способствует развитию способности планировать собственную деятельность и эффективно справляться с тайм-менеджментом.
Обратная связь.
Все без исключения учатся в том числе благодаря обратной связи, которая должна быть содержательной и определённой, в противном случае о наших неправильностях не узнать. Подробный анализ ошибок устных и письменных работ, персональные советы дают студентам возможность повлиять положительно на свои результаты, быть свободными от допущения аналогичных ошибок в будущем. Просто сухая оценка имеет мало пользы. Эффективный приём – тренировка новых лексических единиц и грамматических заданий на предыдущих работах с созданием улучшенных версий. Значимое побуждение для студента – чувствовать управление своим развитием и прогрессом.
Проектные задания и ресурсы.
Всегда оставаться на связи преподавателю поможет информационная образовательная среда, в которой:
1) рекомендации;
2) ссылки;
3) учебные тесты;
4) календарь;
5) форум.
В нашем колледже такой информационной обучающей средой является электронный образовательный портал Eduhouse.
Самостоятельная работа может быть как индивидуальной, так и групповой, а преподаватель играет роль наставника и консультанта.
Самооценка. Самоанализ. Рефлексия.
Преподавателю следует обсуждать со студентами многие вопросы:
1) в чём они более успешны;
2) что даётся сложнее;
3) какие их ожидания от изучения дисциплины;
4) постановку целей обучения;
5) выработку стратегий достижения целей.
Удачное решение – обеспечение студентов проверочными листами для возможности самооценки – самопроверки письменных упражнений. Также важно анализировать удачные и менее удачные работы учащихся.
Научение учиться.
Действия, помогающие студенту учиться продуктивнее, радостнее, легче, называются учебными стратегиями, которые могут быть:
метакогнитивными:
*самооценка;
* самоконтроль;
* планирование;
когнитивными - приёмы:
*работы с учебным материалом;
*работы со словарём;
*запоминания;
*ведения записей;
социально-аффективными:
*эмоциональная саморегуляция;
*сотрудничество.
Если преподаватель обсуждает различные учебные стратегии со студентами, он дополнительно развивает способности управления обучением. В современных учебных пособиях есть материал, посвященный приёмам учебной работы. Если студент отдаёт отчёт в используемых приёмах и обучается новым, то обретает подлинную самостоятельность и независимость от преподавателя.