Конспект урока по биологии «Способы размножения растений» (6 класс)
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением и контролем знаний
Цель урока: познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать признаки отличия полового размножения от бесполого (формирование УУД)
Задачи урока:
Образовательная. Расширить знания о размножении и его способах.
Развивающая. Развивать умения работать с понятиями, с рисунками, схемами, сравнивая анализируя.
Воспитательная. Воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).
– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
2. Регулятивные:
– Целеполагание как постановка учебной задачи.
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
– Коррекция
3. Познавательные:
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;
– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, презентация, термины «размножение, половое, бесполое, зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, спермий), таблица «Органы растений»
– для учащихся: учебник, маршрутные листы, технологические карты, шаблоны, цветные карандаши, ножницы, клей
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (2 мин.)
|
У: Добрый день дорогие ребята! Кто такие альпинисты? (слайд 1) А какая гора самая высокая? (слайд 2) Джомолунгма, Эверест (Гималаи) находится на границе Китая и Непала высотой 8848 м впервые покорена Эдмундом Хилари в 1953 году Какая связь между вами и альпинистами? Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами пойдем в вверх, в горы. И я уверена покорим новую вершину. У вас на столах маршрутные листы нашего подъема. С ними сегодня вы работаете. Для покорения вершин нужна сноровка Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных Горы допускают и к себе зовут Сегодня наш девиз: «Все выше и выше, и ни за что назад не повернуть» |
Люди, поднимающиеся в горы и покоряющие горные вершины Ответы детей
Ответы детей |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Назовите свойства живых организмов. Многие процессы мы с вами изучили. Как вы их усвоили, проверим тестированием «Светофор» . Вы читаете вопрос и поднимаете цветной значок с правильным ответом. За правильный ответ 1 плюсик. Мы покорили первую вершину. Поставьте себе оценку по количеству плюсов. |
Дышат, питаются, размножаются, растут, умирают. Выполняют тестирование. |
||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока (2 мин.) |
У: А сейчас посмотрите на слайд, что вы здесь видите? (Слайд № 3) |
Д: Цветок один – клумба цветов; одно животное – группа животных |
||||||||||||||||||||||||
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки? Как можно увеличить организмы |
Д: Увеличение количества организмов Размножение. |
|||||||||||||||||||||||||
У: Что вы понимаете под размножением? (Слайд № 4) К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ. А для чего надо увеличивать количество растений (слайд 5) На доске заранее вывешивается таблица «Органы растений» |
Д: Увеличение чего-либо.
Чтобы получать от них больше продукции: строительный материал, пища, ткани, масла и др. |
|||||||||||||||||||||||||
У: Назовите органы растений? |
Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег (стебель, лист) |
|||||||||||||||||||||||||
У: Какие органы принимают участие в размножении? Назовите главные части цветка?
Значит, цветок отвечает за какое размножение? А другие органы (вегетативные) могут участвовать в размножении? (вспомните, как размножается картофель). Значит, существует несколько способов размножения |
Д: цветок, плод Пестик – созревают женские клетки, Тычинки – мужские клетки Половое (да, нет) |
|||||||||||||||||||||||||
Сформулируйте тему нашего урока (слайд № ). Запишите дату и тему урока в маршрутный лист |
Способы размножения растений.(Записывают тему) Как происходит размножение? Можно в домашних условиях размножать растения.? |
|||||||||||||||||||||||||
Целеполагание |
У: У вас на столах лежат технологические карты. Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания, оформить маршрутные листы (Вершина 2) и рассказать о проделанной работе. На работу отводится 8 минут. Работаете в парах 1 и 2 вариант У: Сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: Изучить… У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений. |
Д: Цели:1 вариант изучить половое размножение растений (технологическая карта № 1) Вариант 2.изучить бесполое размножение (технологическая карта №2). |
||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. Самостоятельная практическая работа учащихся |
Сопровождение работы. Устали? Отдохнем? Физкультминутка : Летит по небу шар, летит, и знаю я, что это шар до небе долетит |
Распределение заданий. Работа в парах по вариантам |
||||||||||||||||||||||||
У: А сейчас проверим правильность выполнения заданий по эталону. Вы можете заработать бонус, отвечая у доски. Учащиеся дают свои ответы. Кто работает у доски – ставит себе звездочку на полях. Другие внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (слайды № 6-10). Вносят исправления в свои листы. Если у вас все выполнено верно – ставите себе оценку «5» У: Похвалить ребят о проделанной работе. У: О каких способах размножения мы узнали на уроке? (на доске прикрепляются слова бесполое и половое). Поставьте себе оценку за покорение 2 вершины |
Ответы учащихся. Трансляция полученных знаний. Сравнение с образцом, исправление. Самооценка.
Д: О половом и бесполом размножении |
|||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала
Домашнее задание |
У: А сейчас вы поработаете в группах.(4 человека) На листах А4 вы должны с помощью шаблонов (кружков), клея, цветных карандашей сделать общую схему размножения.
Поставьте себе «пять» за верное выполнение схемы А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на соответствие. Это индивидуальная работа Проверяем (по шаблону). Количество верных ответов – ваша оценка за этот этап работы Те, кто справились, четко знают отличие полового размножения и бесполого. Каковы они? Молодцы! А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дома. |
Все группы выполняют задание У: Демонстрация схем (прикрепляем к доске) сравнение, выбор правильной схемы и ее размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить.
Выполняют задание. Проверка |
||||||||||||||||||||||||
Ребята меня мучает один вопрос. “Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! Назовите плюсы бесполого размножения?
Каковы плюсы полового размножения?
Молодцы. А теперь суммируйте свои оценки, разделите на 3 (4) и получите итоговую оценку за урок. Поднимите руки у кого «5». Маршрутные листы сдаете, за работу на уроке я выставлю положительные оценки. Домашнее задание: §40,домашняя практическая работа с.190 (вегетативное размножение растений) Биологические задачи ( по желанию) |
однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.
Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей. Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям. |
|||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Рефлексия: Я предлагаю оценить свою работу на уроке, поставить любой значок
Возьмите флажок и прикрепите его на гору. Те, у кого значки в 1-2 колонке на вершине, если у вас заполнена 3-я – то в середине горы. Вы сегодня молодцы поработали все от души! НЕ НАДЕЙСЯ НА ЛЁГКИЙ ПОДЪЁМ. НА ПРОГУЛКУ НЕ ХОДЯТ В ГОРЫ. ПЛОТНЫЙ СНЕГ БОТИНКАМИ БЬЁМ, ОСТАВЛЯЯ СЛЕДОВ УЗОРЫ. ВРЕМЯ ВДРУГ ПРЕКРАТИЛО БЕГ. ВСЁ КОРОЧЕ ШАГИ И ВДОХИ. НЕБА НЕТ-ТОЛЬКО СНЕГ И СНЕГ, И В НЕГО МЫ ВБИВАЕМ НОГИ. «НЕ ДОЙТИ!" - ХОЛОДИТ ВИСОК. МОЖЕТ, НЕТУ ВЕРШИНЫ ВОВСЕ?! «НУ, РЕБЯТА, ЕЩЁ ЧАСОК!"- ПРОВОДНИК, УТЕШАЯ, БРОСИЛ. И КАЗАЛОСЬ, ДОЙТИ - НЕЛЬЗЯ! ЧЕЛОВЕК ЗДЕСЬ НИ РАЗУ НЕ БЫЛ! ТОЛЬКО ВДРУГ-СИНИЙ СВЕТ В ГЛАЗА. ВЫШЕ - НЕКУДА. ДАЛЬШЕ - НЕБО!
Вы поднялись на вершину горы. Чтобы вы на ней прокричали? |
Заполняют таблицу.
Проговаривают отдельные учащиеся. Я знаю, что такое…. Я могу объяснить….
Прикрепляют флажки
Ответы детей |