Методические рекомендации «Способы запомнить имена новых студентов»
СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА НОВЫХ СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Способы запомнить имена новых студентов. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОУП.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о способах запоминания имён новых студентов. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://www.thoughtco.com/ways-for-learning-students-names-quickly-2081489 |
СПОСОБЫ ЗАПОМНИТЬ ИМЕНА НОВЫХ СТУДЕНТОВ
Каждый год у преподавателя колледжа появляются новые учебные группы – первокурсники. И если заглянуть в голову педагога на первом занятии: «Володя. Наташа. Нет, не Наташа, а Оля. Или Лена? Как зовут девушку за второй и юношу за последней партой?» Запомнить всех студентов на первом практическом занятии очень сложно. В методических рекомендациях рассматриваются приёмы, помогающие запомнить имена обучающихся. Запоминание происходит эффективно, когда материал запоминания интересен, сопровождается хорошим настроением. Преподавателю стоит подумать о любви к своей профессиональной деятельностью, и запоминание произойдет с лёгкостью.
1. Количество и запоминание.
Преподаватель может с самого первого дня учёбы стараться запомнить определённую часть имен студентов. Для этого необходимо мысленно разделить учебную группу на составляющие. На каждом занятии выбирается одна из составляющих, и именно ей уделяется внимание в плане запоминания имён – педагог может часто называть студентов по имени во время беседы. Этот приём часто использовался Наполеоном Бонапартом, императором французов, полководцем и государственным деятелем, который стремился знать имена всех из своего многотысячного войска. Когда Бонапарт знакомился с солдатом, то спрашивал его имя и при беседе намеренно обращался по имени несколько раз. Преподаватель делает то же самое, но для другого занятия выбирает другую часть учебной группы.
2. Передача мяча.
Преподаватель просит студентов встать в круг, а сам занимает место в центре. Далее педагог передаёт мяч первому учащемуся, просит назвать своё имя и какой-либо интересный факт про себя. После ответа студент передаёт мяч второму участнику игры и так далее. На следующем практическом занятии при передаче мяча студенту преподаватель должен вспомнить названный интересный факт про него, второй студент поступает так же, и так по кругу.
3. Специальная рассадка.
Один из способов запоминания имён и фамилий – рассадит студентов в алфавитном порядке. Также можно попросить садиться несколько занятий на одни и те же места. Вместе с этим преподаватель составляет схему и записывает имена студентов за каждой партой, при возможности можно вклеить фотографии учащихся возе имён.
4. Группа на фотографии.
Запоминание имён может превратиться в увлекательное задание, для которого понадобиться разделить учебную группу студентов на подгруппы по три-пять человек. Преподаватель просит студентов сделать бейджики со своими именами или встать возле доски, выбрав своё место на её фоне и написав имя над головой. Подгруппа может выбрать себе комическую или серьёзную позу и сфотографироваться. Затем вместе со студентами можно создать постер и разместить на стенде в аудитории – таким образом, появится возможность поглядывать и повторять имена. В то же время, командная работа поспособствует сплочению студентов и знакомству друг с другом.
5. Таблички с именами.
Преподаватель раздаёт студентам маркеры/фломастеры/карандаши и чистые листы бумаге, затем просит написать крупными буквами своё имя и поставить табличку перед собой на парту. Можно сложить лист специальным способом, чтобы он устойчиво стоял. В результате у преподавателя есть возможность называть студентов по именам с первого дня.
Довольно удобно, если педагог заранее сделает экземпляр со своим именем и отчеством, покажет его студентам, чтобы они могли использовать такой же большой размер шрифта и сложить лист определённым образом. Использовать таблички можно до тех пор, пока они нужны. Когда педагог начинает обращаться к студентам без подглядывания на таблички, их можно убрать.
6. Игра в ассоциации.
Эффективный прием с психическим процессом – памятью – ассоциировать студента с чем-либо или кем-либо. На первом занятии, знакомясь со студентом, можно провести ассоциативную параллель между его именем и поведением, манерой речи или внешностью. Продуктивно будет составить обычное простое предложение, в котором обозначается определённая черта и имя студента, к примеру: Dima is a music lover.
Приём в дополнение – установление ассоциаций имён студентов с именами знаменитых персон, однако выполнить это сразу на первом занятии будет трудно, поэтому целесообразно выбирать по пять-семь студентов за одно занятие и придумывать им прообразы.
При условии развитого образного мышления педагога, знакомясь с новыми студентами, он может создавать картинку для ассоциации. К примеру, технику связывания памяти упоминает американский педагог, лектор, писатель Дейл Брекенридж Карнеги. Её суть в том, чтобы представить визуальные образы, связанные с именем человека и сопоставить их с фактами об этом человеке. К примеру, «Если вы встретите кого-то по имени Роман из Всеволожска, представьте его занимающимся сварочными работами на крупной стройке Петербурга» (идёт запоминание имени студента – Роман, который действительно проживает во Всеволожске и летом дополнительно работал сварщиком).
7. Интервью.
Знакомясь со студентами на первом занятии лучше не озвучивать элементарно их имена. Гораздо действенней поделить ребят на пары, предоставить две-три минуты, чтобы они взяли друг у друга интервью. Затем педагог просит представить друг друга за минуту. Возможно также, чтобы студент при упоминании своего имени добавлял черту характера на первую букву имени. К примеру, Ольга – обаятельная, Ульяна – умная, Дмитрий – душевный. Если дисциплина – иностранный язык, то можно использовать английские прилагательные: Olga – open-minded, Dmitriy – daring.
8. Путешествие.
Данная игра также на запоминание имён, при которой всем студентам нужно сесть или встать в круг. В начале игры первый студент произносит, например: «Меня зовут Алексей, и я беру с собой в путешествие надувную лодку». Следующий студент повторяет и добавляет своё: «Его зовут Алексей и он берёт с собой в путешествие надувную лодку. Меня зовут Андрей, и я беру с собой в путешествие котелок». Игра в рамках дисциплины иностранного языка может проводиться и на английском: “My name is Julia and I am taking a needle with me”. Слова следующего студента: “Her name is Julia and she is taking a needle with her and my name is Mary and I am taking a rucksack with me”.
Важно убедиться, что все студенты приняли участие и ответили, только после этого их нужно вернуть на свои места. Преподаватель остаётся последним участником и повторяет всё услышанное. Иногда вызывает удивление тот действительно большой объём информации и имён, которые удалось запомнить.
9. Анкетирование.
Преподаватель составляет краткий опрос о том, что предпочитают и что не нравится студентам. Далее идёт группировка по предпочтениям, целью которой является помощь педагогу в запоминании студентов при создании ассоциаций с их увлечениями, любимыми занятиями.
Куликова Ирина Геннадьевна
Калягина Ирина Владимировна
Медведева Татьяна Петровна
Калягина Ирина Владимировна