12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана18

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

Тема:

«СПП с несколькими придаточными и способы подчинения в них».

(Урок обобщения и закрепления изученного по теме)


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе СПП с несколькими придаточными; подготовка учащихся к ОГЭ.

Задачи: учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике, а также выявление пробелов по данной теме.

Планируемые результаты:

предметные:

- уметь различать типы придаточных в СПП по значению и видам связи;

- закрепить умение слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения;

- проводить синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными;

- находить СПП с несколькими придаточными в художественных текстах


познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя


регулятивные:

- целеполагание, планирование, корректировка и оценка результатов работы;

- самостоятельно работать с материалом;

- владеть приёмами языкового анализа и синтаксиса, сравнения, обобщения, классификации

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- соблюдение правил речевого поведения;

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре

личностные:

- приобщить учащихся к культуре донского края, совершить «погружение» в творчество В.А. Закруткина;

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве русских и донских писателе;

- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.



Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного по теме.

Методы и приёмы: словесно-наглядные, частично-поисковые; самоконтроля и взаимоконтроля.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты художественных произведений В.А. Закруткина, схемы для кластера, карточки с предложениями, сборники для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Межпредметные связи: литература, ИЗО.



ХОД УРОКА

I. Организационный материал.

- Школьный прозвенел звонок, начинается урок!

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы поработаем плодотворно, поэтому я желаю вам позитивного настроения и успехов.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

СЛАЙД 1.

Начать урок я хотела бы с высказывания Владимира Луговского, которое я взяла в качестве эпиграфа:

- Что такое эпиграф?

(небольшой текст, цитата, пословица в начале произведения, помещаемая автором для выражения основной мысли)

- Как оформляется эпиграф?

(эпиграф пишется без кавычек, а инициалы и фамилия автора без скобок)

Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Владимир Луговской



Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка.

Учитель: Охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса?

(СПП с несколькими придаточными).

Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

(повторить всё, что знаем о СПП)

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными, повторим виды подчинения.

Наша задача закрепить умение слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; продолжим готовиться к успешному выполнению заданий на ГИА.

СЛАЙД 2.

Учитель: А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными и способы подчинения в них».

- Запишите эпиграф в тетрадь и проведите синтаксический разбор

t1695553242aa.gift1695553242ab.gift1695553242ac.gif1Если вы будете изучать русский язык, 2то вам откроется мир безграничных радостей, 3ибо безграничны сокровища русского языка.

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Гл. часть - № 2; придаточные - № 1 и № 3.

3. Неоднородное подчинение.

4. №1 – придаточное условное, №3 – придаточное причины.


t1695553242ad.gift1695553242ad.gift1695553242ae.gift1695553242af.gift1695553242ag.gift1695553242ah.gifпри каком условии? почему?

(если…), [ то…], (ибо…).

III. Актуализация знаний.

Учитель: - Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие виды подчинения придаточных вы знаете?

(1.соподчинение - однородное и неоднородное (параллельное); 2.последовательное подчинение; 3.комбинированное - сочетание соподчинения и последовательного подчинения)

Задание 1. КЛАСТЕР. Работа в парах

Ваша задача собрать на партах кластер; произвести проверку (на магнитной доске)

Последовательное Неоднородное Однородное

t1695553242ai.gift1695553242aj.gift1695553242ak.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gif

t1695553242al.gift1695553242al.gift1695553242al.gift1695553242al.gift1695553242al.gif

t1695553242ad.gif

t1695553242al.gif



Задание 2. Распределительно-цифровое письмо.

(у каждого ученика карточка с предложением, определить вид подчинения)

Запись своего предложения в тетрадь

У вас 2 мин. Желаю удачи!

Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Неоднородное (параллельное) подчинение

2

3,5

1,4


1. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением проблемы здорового образа жизни, то они обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта.

2. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что любая болезнь причиняет человеку много вреда и что здоровье человека зависит от его образа жизни.

3. В древнем Риме строили бани, чтобы люди могли там отдохнуть, привести в порядок тело, подстричься, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.

4. Если человек хочет сохранить здоровье, красоту и молодость, то надо изучить возможности природы, которая всегда готова прийти нам на помощь.

5. Все прекрасно знают, что здоровье — это наиважнейший атрибут успешного человека, потому что болезни мешают двигаться к цели.

СЛАЙД 3.



Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнения которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Задание 3. Вспомним алгоритм, который поможет вам безошибочно определить значение придаточной части.

(на интерактивной доске каждый ученик выходит и расставляет по порядку алгоритм)

1. Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели грамматическую основу.

2. Определи, что поясняет придаточная часть.

3. Поставь вопрос от главной части к придаточной.

4. Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.

5. Сделай вывод о значении придаточной части. Определите вид соподчинения придаточных предложений.

СЛАЙД Интерактивной доски.

Задание 4. «Синтаксическое лото».

(запись предложения учеником в тетради, составляет схемы. Обмениваются тетрадями по кругу. Затем схемы проецируются на интерактивной доске для проверки)

Предложения

Схема

Вид подчинения

3.Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)



1.Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.



2.Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи.



4.Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.



5. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.





Учитель: - Давайте проверим, что у нас получилось.

СЛАЙД 4.

1.Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.

t1695553242am.gift1695553242am.gift1695553242an.gift1695553242an.gift1695553242an.gift1695553242an.gif

[ ], (с. если…сущ.), (с.сл. которые…) последовательное подчинение



2. Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)

t1695553242am.gift1695553242am.gift1695553242an.gift1695553242an.gif

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

(придаточное изъяснительное)



3. Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи.

t1695553242am.gift1695553242am.gift1695553242an.gift1695553242an.gift1695553242an.gift1695553242an.gif

(с. когда …), [… гл.], (с.сл. как…) параллельное (неоднородное) подчинение

(первое придаточное – времени, второе придаточное – изъяснительное)

t1695553242ao.gift1695553242ap.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gif4. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

придаточное изъяснительное

t1695553242aq.gift1695553242ar.gift1695553242as.gift1695553242as.gift1695553242ad.gift1695553242ad.gif5. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[ ], (с.сл. как…сущ.), (с.сл. которые…)

последовательное подчинение

1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.



По материалам В.А. Закруткина

Учитель: Прочитайте замечательные слова о языке, как вы думаете, кому они принадлежат?

СЛАЙД 5.

Больше всего я люблю родную землю с её полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык.

Так говорил наш земляк Виталий Александрович Закруткин о родном языке. В этом году мы отмечаем его 110-летие со дня рождения.

СЛАЙД 6.

-Виталий Александрович Закруткин очень любил донской край. Много говорил и писал о нём. «Милая сердцу земля донская! Преображённый < … > благодатный казачий край, край хлеборобов, пастухов, воинов! сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний, сколько легенд!» («О неувядаемом.»)

Физминутка для глаз

- Немного отдохнули. Продолжим работу.



Задание 5. Работа по произведениям В. Закруткина (работа в парах)

Учитель: Найдите СПП с несколькими придаточными в произведениях Виталия Закруткина

- Составьте схему и укажите вид подчинения. В тетради.



Задание . Конструирование (дополнительное)

- Я взяла на себя такую смелость и разделила предложение, созданное Закруткиным, на части, убрав союзы. Вам предлагаю сконструировать СПП, определить вид придаточных, а затем мы сравним с оригиналом.

Стоит ли при этом тревожиться по поводу того ___________________

на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица _____________

в безымянной речке почему-то не стало рыбы _____________________

дрофы и стрепеты покинули окрестные степи ______________________

дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг?

«Слово о бессловесном»

Для справок: чтобы, когда, что, как, если.

-Проверьте. (Слайд) 7.



Задание 6. Работа с КИМами

Учитель: Где проверяется ещё знание по данной теме?

(Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)

Учитель: Давайте вспомним, как построено задание 13 ОГЭ по русскому языку:

СЛАЙД 8.

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных)

Учитель: Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Одна из тем, включённая в материалы ОГЭ (13) – это задание на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.

Индивидуальная работа. Сборники ОГЭ по русскому языку.

Работа со сборником по ОГЭ.(вар. № …………..)



Задание 7 . Лингвистические задачи.

СЛАЙД 9.

Пунктуация в СПП при сочетании союзов.

Задание: сопоставьте 2 предложения; сделайте выводы.

[Бывает], (что, (если не повезло с утра), не везёт весь день).

[ …. ], (что, (если … ), … ).

[Бывает], (что (если не повезло с утра), то не везёт весь день).

[ …. ], (что (если … ), то … ).

Учитель: Если рядом стоят два подчинительных союза – что когда, что если, что хотя, ставится ли запятая? (нет)

(Если рядом стоят два подчинительных союза - что когда, что если, что хотя, то запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так)

СЛАЙД 10.

Задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях.

Хорошо быть уверенным, что если нужно тебе помогут.

Я возражал ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня.

Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.

Мне стало ясно, что когда я выйду из себя, то сдержаться не смогу.

Сосед знал, что, если он протянет руку, с кустов посыплется роса.

- Проверка. СЛАЙД 11.



Задание (дополнительное). Ответьте на вопросы, пользуясь подсказками:

СЛАЙД Интерактивной доски

1. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением. Вопрос задается от ГЛАВНОЙ ЧАСТИ предложения к ПЕРВОМУ придаточному, от ПЕРВОГО придаточного предложения ко ВТОРОМУ придаточному.

2. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ) подчинением. Все придаточные относятся к ОДНОМУ ОБЩЕМУ ГЛАВНОМУ предложению, но значения придаточных РАЗНЫЕ.

3. . СПП с ОДНОРОДНЫМ подчинением. Все придаточные относятся к ОДНОМУ ОБЩЕМУ ГЛАВНОМУ предложению, но значения придаточных ОДИНАКОВЫЕ.



IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итоги вашей совместной деятельности.

- Какую цель вы определили для себя в начале урока?

(повторить СПП с несколькими придаточными, виды подчинения)

Учитель: Достигли ли поставленной цели?

Взаимоопрос «Перекрестный огонь»

Учащимся предлагается составить вопрос по теме урока и задать их друг другу.

СЛАЙД 12.

Закончите предложение:

Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что …



V. Домашнее задание (СЛАЙД 15.

1. Из произведений донских писателей выпишите 3 СПП.

Составьте схемы предложений, проведите их синтаксический анализ.

2. В сборниках ОГЭ выполнить Задание 13 Вариант 20, 21.



VI. Самооценивание. Выставление оценок.

Давайте оценим нашу работу. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все виды урока:

Табель самооценки.

Виды работ

Оценка

1. Работа с эпиграфом


2. КЛАСТЕР


3. Распределительно-цифровое письмо


4. АЛГОРИТМ


5. «Синтаксическое лото»


6. По произведению В.А. Закруткина


7. Работа с КИМами


8. Лингвистические задачи


9. Знание теоретического материала




Итог.
















ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Индивидуальная работа

Задание . Конструирование предложений.

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Начертить схему. Определить вид подчинения.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

СПП

Схема

Тип подчинения

1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.

(Как только…), [ ], (который)


2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих

(Хотя…), [ ], (которая…)


3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

(Когда…), [ ], (который…)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.