План – конспект урока по русскому языку в 9 классе «СПП с несколькими придаточными и способы подчинения в них»
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Тема:
«СПП с несколькими придаточными и способы подчинения в них».
(Урок обобщения и закрепления изученного по теме)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе СПП с несколькими придаточными; подготовка учащихся к ОГЭ.
Задачи: учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике, а также выявление пробелов по данной теме.
Планируемые результаты:
предметные:
- уметь различать типы придаточных в СПП по значению и видам связи;
- закрепить умение слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения;
- проводить синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными;
- находить СПП с несколькими придаточными в художественных текстах
познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
регулятивные:
- целеполагание, планирование, корректировка и оценка результатов работы;
- самостоятельно работать с материалом;
- владеть приёмами языкового анализа и синтаксиса, сравнения, обобщения, классификации
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- соблюдение правил речевого поведения;
- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре
личностные:
- приобщить учащихся к культуре донского края, совершить «погружение» в творчество В.А. Закруткина;
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве русских и донских писателе;
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного по теме.
Методы и приёмы: словесно-наглядные, частично-поисковые; самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты художественных произведений В.А. Закруткина, схемы для кластера, карточки с предложениями, сборники для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Межпредметные связи: литература, ИЗО.
ХОД УРОКА
I. Организационный материал.
- Школьный прозвенел звонок, начинается урок!
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы поработаем плодотворно, поэтому я желаю вам позитивного настроения и успехов.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
СЛАЙД 1.
Начать урок я хотела бы с высказывания Владимира Луговского, которое я взяла в качестве эпиграфа:
- Что такое эпиграф?
(небольшой текст, цитата, пословица в начале произведения, помещаемая автором для выражения основной мысли)
- Как оформляется эпиграф?
(эпиграф пишется без кавычек, а инициалы и фамилия автора без скобок)
Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Владимир Луговской
Учитель: Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка.
Учитель: Охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса?
(СПП с несколькими придаточными).
Учитель: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
(повторить всё, что знаем о СПП)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными, повторим виды подчинения.
Наша задача закрепить умение слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; продолжим готовиться к успешному выполнению заданий на ГИА.
СЛАЙД 2.
Учитель: А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными и способы подчинения в них».
- Запишите эпиграф в тетрадь и проведите синтаксический разбор
1Если вы будете изучать русский язык, 2то вам откроется мир безграничных радостей, 3ибо безграничны сокровища русского языка.
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Гл. часть - № 2; придаточные - № 1 и № 3.
3. Неоднородное подчинение.
4. №1 – придаточное условное, №3 – придаточное причины.
при каком условии? почему?
(если…), [ то…], (ибо…).
III. Актуализация знаний.
Учитель: - Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие виды подчинения придаточных вы знаете?
(1.соподчинение - однородное и неоднородное (параллельное); 2.последовательное подчинение; 3.комбинированное - сочетание соподчинения и последовательного подчинения)
Задание 1. КЛАСТЕР. Работа в парах
Ваша задача собрать на партах кластер; произвести проверку (на магнитной доске)
Последовательное Неоднородное Однородное
Задание 2. Распределительно-цифровое письмо.
(у каждого ученика карточка с предложением, определить вид подчинения)
Запись своего предложения в тетрадь
У вас 2 мин. Желаю удачи!
Однородное подчинение | Последовательное подчинение | Неоднородное (параллельное) подчинение |
2 | 3,5 | 1,4 |
1. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением проблемы здорового образа жизни, то они обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта.
2. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что любая болезнь причиняет человеку много вреда и что здоровье человека зависит от его образа жизни.
3. В древнем Риме строили бани, чтобы люди могли там отдохнуть, привести в порядок тело, подстричься, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека.
4. Если человек хочет сохранить здоровье, красоту и молодость, то надо изучить возможности природы, которая всегда готова прийти нам на помощь.
5. Все прекрасно знают, что здоровье — это наиважнейший атрибут успешного человека, потому что болезни мешают двигаться к цели.
СЛАЙД 3.
Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнения которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.
Задание 3. Вспомним алгоритм, который поможет вам безошибочно определить значение придаточной части.
(на интерактивной доске каждый ученик выходит и расставляет по порядку алгоритм)
1. Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели грамматическую основу.
2. Определи, что поясняет придаточная часть.
3. Поставь вопрос от главной части к придаточной.
4. Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.
5. Сделай вывод о значении придаточной части. Определите вид соподчинения придаточных предложений.
СЛАЙД Интерактивной доски.
Задание 4. «Синтаксическое лото».
(запись предложения учеником в тетради, составляет схемы. Обмениваются тетрадями по кругу. Затем схемы проецируются на интерактивной доске для проверки)
Предложения | Схема | Вид подчинения |
3.Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов) | ||
1.Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. | ||
2.Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи. | ||
4.Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни. | ||
5. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном. |
Учитель: - Давайте проверим, что у нас получилось.
СЛАЙД 4.
1.Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.
[ ], (с. если…сущ.), (с.сл. которые…) последовательное подчинение
2. Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. (Н. Некрасов)
[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение
(придаточное изъяснительное)
3. Когда явились произведения Пушкина, все увидели, как прекрасны могут быть русские стихи.
(с. когда …), [… гл.], (с.сл. как…) параллельное (неоднородное) подчинение
(первое придаточное – времени, второе придаточное – изъяснительное)
4. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.
[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение
придаточное изъяснительное
5. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.
[ ], (с.сл. как…сущ.), (с.сл. которые…)
последовательное подчинение
1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.
По материалам В.А. Закруткина
Учитель: Прочитайте замечательные слова о языке, как вы думаете, кому они принадлежат?
СЛАЙД 5.
Больше всего я люблю родную землю с её полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык.
Так говорил наш земляк Виталий Александрович Закруткин о родном языке. В этом году мы отмечаем его 110-летие со дня рождения.
СЛАЙД 6.
-Виталий Александрович Закруткин очень любил донской край. Много говорил и писал о нём. «Милая сердцу земля донская! Преображённый < … > благодатный казачий край, край хлеборобов, пастухов, воинов! сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний, сколько легенд!» («О неувядаемом.»)
Физминутка для глаз
- Немного отдохнули. Продолжим работу.
Задание 5. Работа по произведениям В. Закруткина (работа в парах)
Учитель: Найдите СПП с несколькими придаточными в произведениях Виталия Закруткина
- Составьте схему и укажите вид подчинения. В тетради.
Задание . Конструирование (дополнительное)
- Я взяла на себя такую смелость и разделила предложение, созданное Закруткиным, на части, убрав союзы. Вам предлагаю сконструировать СПП, определить вид придаточных, а затем мы сравним с оригиналом.
Стоит ли при этом тревожиться по поводу того ___________________
на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица _____________
в безымянной речке почему-то не стало рыбы _____________________
дрофы и стрепеты покинули окрестные степи ______________________
дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг?
«Слово о бессловесном»
Для справок: чтобы, когда, что, как, если.
-Проверьте. (Слайд) 7.
Задание 6. Работа с КИМами
Учитель: Где проверяется ещё знание по данной теме?
(Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)
Учитель: Давайте вспомним, как построено задание 13 ОГЭ по русскому языку:
СЛАЙД 8.
Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных)
Учитель: Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Одна из тем, включённая в материалы ОГЭ (13) – это задание на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.
Индивидуальная работа. Сборники ОГЭ по русскому языку.
Работа со сборником по ОГЭ.(вар. № …………..)
Задание 7 . Лингвистические задачи.
СЛАЙД 9.
Пунктуация в СПП при сочетании союзов.
Задание: сопоставьте 2 предложения; сделайте выводы.
[Бывает], (что, (если не повезло с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если … ), … ).
[Бывает], (что (если не повезло с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если … ), то … ).
Учитель: Если рядом стоят два подчинительных союза – что когда, что если, что хотя, ставится ли запятая? (нет)
(Если рядом стоят два подчинительных союза - что когда, что если, что хотя, то запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть двойного союза то или так)
СЛАЙД 10.
Задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях.
Хорошо быть уверенным, что если нужно тебе помогут.
• Я возражал ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня.
• Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.
• Мне стало ясно, что когда я выйду из себя, то сдержаться не смогу.
Сосед знал, что, если он протянет руку, с кустов посыплется роса.
- Проверка. СЛАЙД 11.
Задание (дополнительное). Ответьте на вопросы, пользуясь подсказками:
СЛАЙД Интерактивной доски
1. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением. Вопрос задается от ГЛАВНОЙ ЧАСТИ предложения к ПЕРВОМУ придаточному, от ПЕРВОГО придаточного предложения ко ВТОРОМУ придаточному.
2. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ) подчинением. Все придаточные относятся к ОДНОМУ ОБЩЕМУ ГЛАВНОМУ предложению, но значения придаточных РАЗНЫЕ.
3. . СПП с ОДНОРОДНЫМ подчинением. Все придаточные относятся к ОДНОМУ ОБЩЕМУ ГЛАВНОМУ предложению, но значения придаточных ОДИНАКОВЫЕ.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Давайте подведем итоги вашей совместной деятельности.
- Какую цель вы определили для себя в начале урока?
(повторить СПП с несколькими придаточными, виды подчинения)
Учитель: Достигли ли поставленной цели?
Взаимоопрос «Перекрестный огонь»
Учащимся предлагается составить вопрос по теме урока и задать их друг другу.
СЛАЙД 12.
Закончите предложение:
Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что …
V. Домашнее задание (СЛАЙД 15.
1. Из произведений донских писателей выпишите 3 СПП.
Составьте схемы предложений, проведите их синтаксический анализ.
2. В сборниках ОГЭ выполнить Задание 13 Вариант 20, 21.
VI. Самооценивание. Выставление оценок.
Давайте оценим нашу работу. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все виды урока:
Табель самооценки.
Виды работ | Оценка |
1. Работа с эпиграфом | |
2. КЛАСТЕР | |
3. Распределительно-цифровое письмо | |
4. АЛГОРИТМ | |
5. «Синтаксическое лото» | |
6. По произведению В.А. Закруткина | |
7. Работа с КИМами | |
8. Лингвистические задачи | |
9. Знание теоретического материала | |
Итог. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Индивидуальная работа
Задание . Конструирование предложений.
Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Начертить схему. Определить вид подчинения.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
СПП | Схема | Тип подчинения |
1)Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. | (Как только…), [ ], (который) | |
2) Хотя было поздно, в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих | (Хотя…), [ ], (которая…) | |
3) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. | (Когда…), [ ], (который…) |