Урок на тему «СПП с придаточными определительными» (9 класс)
СПП с придаточными определительными
Цель:…………………………………………………………………………………
Задачи:……………………………………………………………………… ……
…………………………………………………………………………………….
Разминка. Расставить номера предложений в нужные колонки таблицы. Выполнение проверить по эталону на доске.
ПП |
ССП |
СПП |
БСП |
|
|
|
|
1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2.Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3.Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5.Я поднял книгу, которая упала со стола.
2. Новый материал.
Рассмотрим два предложения №4 и №5.
Одинаковы ли они по содержанию?.................................................
Чем осложнено предложение №4?....................................................
Каким по структуре является предложение №5?........................................
Разбери предложение Я поднял книгу, которая упала со стола.
Чем соединяются ПП в предложении №5?...................................................
Где находится главная часть?...................................................................
Где стоит придаточное предложение?.............................................................
Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения? ………………….
Какой вопрос можно задать от главной части к придаточной?....................................
Рассмотри новый разбор предложения
Сравни разборы. Что общего и различного? ........................................................................... ............... ................ ............ ........... ........ ............................................................................................. ……………………
Заполни таблицу «Виды придаточных предложений»
Тип придаточного предложения |
На какой вопрос отвечает? |
К чему относится? |
Что является средством связи? |
Определительное
|
|
|
|
3.Закрепление. Разбери указанные ниже предложения по плану:
-найти грамматические основы предложения,
-определить главную и придаточную части, расставить скобки,
-поставь знаки препинания,
-найти средство связи,
-найти слово, от которого задаем вопрос к придаточному предложению (чаще всего сущ-е), и отметить его крестиком,
-задать от определяемого слова вопрос к придаточной части.
Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
Аэродром на котором приземлился самолет был в получасе езды от города.
4.Контроль знаний.
А)В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) |
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. |
2) |
Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. |
3) |
Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! |
4) |
Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. |
Б)Найди предложения с придаточным определительным.
1) Ничто не помешает мне поступить так, как я задумал
2) И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
3) Я знал, что скоро все закончится.
5. Домашнее задание § 22, упр.109 (в тетради)
Кияйкина Наталья Федоровна