Урок на тему «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

4
0
Материал опубликован 10 March в группе

СПП с придаточными определительными и изъяснительными

Цель: ……………………………………………………………………………………………………

Задачи: знать……………………………………………………………………………………

уметь…………………………………………………………………………………………………

1.Разминка. Используя таблицу, вставь пропущенные буквы.

 

 

o1710046222.jpg
Н-НН

Выставле…а, написа…а, торжестве…а, скова…а, посея…а, отчая…а, безымя…а, рискова…а, царстве…а, купле…а, затопле…а, вытка…а, свяще…а, изжева…а, фарширова…а, смеша…а.

 

2. Упражнения для закрепления.

А) Прочитай справочные материалы к уроку, обозначая: V-знаю, W-новый материал, !-интересно, ?-непонятно. Важную информацию выделяй маркером.

 

 Б)Составь «треугольник» для (каждого) предложения (1. К чему относится, 2. Вопрос,  3.Средство связи). Подпиши вид придаточного предложения в СПП.

 

Мысль, что запала в голов, мучила его.

 

С утра Петя думал, что он не прав.

 

В) Продолжите предложения так, чтобы получились СПП с придаточным определительным.

1) Я первый раз в жизни увидел море , которое ..............................................................................

2) Мы с удивлением смотрели на льдины , что ... ………………………………………………

Г) Расставить знаки препинания. Определить тип    придаточного.

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь……………………………

2) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен…………………………………………

3) Мы вскрыли письмо что дожидалось нас неделю. ……………………………………………

 

3.Контроль знаний. Выполни тест.                                        Х

1. Какое предложение соответствует схеме: [ Сущ.    ( СС     )      ]. ( знаки препинания в схеме не расставлены)

1) Он дал слово, что никогда больше так не поступит. 
2) Слово, что прозвучало  вслед, показалось мне оскорбительным.
3) Слова эти сказал он, когда мы прощались.
4) Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.

2. Определите верную схему разбора предложения (знаки препинания не расставлены): Вчера я шел по зале освещенной где так давно встречались мы с тобой.

1) [глагол ], ( где  ).   2) [существительное, (где  ), ].   3) [существительное ], ( где  ).   4) [ глагол, ( где  ),    ].

3. Определите вид придаточной части в СПП Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой.

1) Придаточная определительная часть.   2) Придаточная изъяснительная часть. 
3) Придаточная часть меры и степени.     4) Придаточная присоединительная часть.

4. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

1) 1,2         2) 1,3,4         3) 1,4          4) 2,4
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В тени деревьев, которые растут у воды, спасаются от нестерпимой жары и слоны, и бегемоты, и львы.
2) Через несколько минут, в продолжение которых лучи исчезли, зелёный свет зари сделался ярко-оранжевым, затем темно-красным.
3) Тур Хейердал, который путешествовал вокруг света, был прекрасным рассказчиком.
4) Поэт Р. Рождественский, который тонко чувствовал жизнь во всем её проявлении, оставил нам удивительные стихи.

 

4.Домашнее задание:  повторить изученный  материал , упр.102

 

Справочные материалы

 

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Придаточные определительные зависят от существительного как части речи, отвечают  на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова со значением  мыследействия , кроме вопроса какой? , к ним можно задать падежный вопрос, они раскрывают содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

 1) Первая группаСПП с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группаСПП с придаточными изъяснительными.  Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).
 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации