12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Юлия Евгеньевна43
Россия, Тюменская обл., Омутинское
1

Конспект урока на тему «Сравнение басен И.А. Крылов "Лебедь рак и щука" и Л.Н. Толстой "Лев и мышь"» (2 класс)

Разработка урока литературное чтение 2 класс

Тема : Сравнение басен И.А.Крылов "Лебедь, рак и щука", Л.Н.Толстой "Лев и мышь"

класс: 2

Цель урока: Знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука», Л.Н.Толстой "Лев и мыщь"

Задачи урока:

Обобщить знания о литературном жанре «басня».

Способствовать формированию умения находить в произведении мораль.

Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям.

Способствовать развитию творческих способности детей, мышлению, воображению, памяти, позитивному отношению к себе, другим, миру.

Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах; интерес  к литературе как части общей культуры.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся будет отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, понимать нравственный смысл басен.

Метапредметные:

Познавательные: обучающийся будет осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы.

Коммуникативные:  обучающийся будет вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе (устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках); участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

Обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словарь русского языка С. И. Ожегова, учебник лит.чт - 1 часть (Городецкий, Кананина)

Ход урока 

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок начинается урок

тихо все за парты сели.

2. Психологический настрой

Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?

Мне нравится ваше настроение.

3. Введение в тему.

 Прочитайте что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак)

Что вы знаете об этих животных?

Какими вы их себе представляете?

Какое слово вам кажется самым интересным. Составьте со словом «лебедь» ассоциативную группу.

В каком произведении встретились лебедь, рак и щука?

Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с басней «Лебедь, Щука и Рак».

4. Основная часть.

1Знакомство с понятием «басня»

 Что такое басня? (Ответы детей)

На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Вывод:

Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

Наша задача сегодня найти в басне «Лебедь, Щука и Рак» мораль и понять, чему она учит.

2. Знакомство с И.А. Крыловым.

 А кто же автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов)

Откройте учебник с. 102. Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)

Давайте о нём прочитаем. (Чтение детьми по цепочке)

Что нового вы узнали из этой заметки?

Какие басни И. А. Крылова вам уже известны?

Рассмотрите рисунки на стр. 103. Расскажите, что перепутал художник?

3. Знакомство с басней.

 Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Что они делают? Получится ли у них сдвинуть воз или нет?

А вот что рассказал об этом И.А. Крылов?

Чтение басни подготовленным учеником.

Понравилась ли вам басня?

Что заставило вас улыбнуться?

Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

Словарная работа.

Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Объясните выражение

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.

Оправдались ли наши предположения?

Почему же «воз и ныне там»?

4. Анализ произведения

Чтение за учителем.

Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?

(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)

Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?

«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый

«Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад

«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает

Чтение по рядам:

1ряд – 1-3 строчки

2 ряд – 4-7 строчки

3 ряд – 8-13 строчки.

Возможно, ли было им сдвинуть воз с места? Прочитайте в тексте слова, которые подсказывают, что воз, можно было свезти. («Поклажа бы для них казалась и легка…»)

Почему же «воз и ныне там»?

Вопрос №3 на стр. 3. Что главного они не сделали:

не спели вместе

не договорились, как будут действовать

не пригласили на помощь кого-то более сильного.

Найдите главную часть басни – мораль. (Первые три строчки)

Игра «Верно – Неверно»

Верно ли, что басня о дружбе?

Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?

Верно ли, что воз стал причиной их разлада?

Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?

Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?

Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».

- Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?

(Я думаю, что лев и мышь).

Физпауза.

Обсуждение прочитанного.

- Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?

(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)

- Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?

(«Мышь стала отмаливать»).

- А что значит «отмаливать»?

(Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).

- Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.

(«Пустишь – и я тебя помилую»).

- Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?

(Лев – большой, а мышь – маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)

- Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?

(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).

- Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.

(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»

- Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?

(Помогать друг другу, не забывать добро).

Сравнительный анализ басен «Лебедь, рак и щука» и «Лев и мышь».

t1706532557aa.jpg

ИТОГ УРОКА.

- Что сегодня на уроке мы с вами делали?

(Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)

Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.