12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барышникова Елена Павловна16

Технологическая карта урока по математике в 6 классе

Учитель математики МБОУ «Средняя школа с. Рязаново»

Барышникова Елена Павловна

Тема: «Сравнение чисел».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

Развивать представление о числах, развивать правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.

Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки достижений, смайлики для рефлексии.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

- индивидуальная,

-коллективная (фронтальная).

Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2013.


Этапы урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель:

Обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению

Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует учеников.

- Наш сегодняшний урок я бы хотела начать словами древне – греческого философа Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше не знаю…». (слайд №1)

-Разве может быть такое?

- Как вы понимаете эти слова?

Предлагаю представить человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его остров. Чем больше его остров, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание - это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. И сегодня мы увеличим свои островки знаний. Вы готовы?

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.


Включаются в деловой ритм урока, психологически настраиваются на познание нового.



Высказывают свои мысли по поводу эпиграфа.



Выражают согласие помогать друг другу, быть на уроке единой командой.

Коммуникативные:

настрой на планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные: самоопределение, позитивный настрой на работу в течение урока.


2.Актуализация знаний (10 мин)

Цель:

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании

-Какую тему изучали на предыдущих уроках?







Приведите примеры положительных чисел.

-Приведите примеры отрицательных чисел.

Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?



-Что можно сказать про число 0? (слайд №2)









-У вас на рабочих столах имеется лист достижений, с которым мы будем работать в течение урока.

А сейчас в этом листе найдите №1, самостоятельно выполните задание (слайд № 3).

1.Из чисел : 25; -18; -1,3; 56; 0; 45,7; -93

выпишите:

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) целые числа;

г) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.


Проверить и подвести итог (слайд № 4):

Если задание полностью выполнено правильно ставим «+».


Повторим про координатную прямую (слайд № 5,6).

- Дайте определение координатной прямой.

-Что называется координатой точки на прямой?









Письменно на листочках:

2. запишите координаты точек

t1711287879aa.gif

Проверить и подвести итог (слайд № 7)



Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 8).

- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

- Чему равен модуль положительного числа? Пример.

- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

- Чему равен модуль 0?


- Хорошо, молодцы. А сейчас поработаем у группах. В листах достижений находим №3, каждой группе нужно вычислить три значения выражений с модулями.

3. Вычислите: (слайд №9)

а) │х│-│у│, если х= -6,1 у= -1,6

б) │х│+│у│, если х=-8,5 у= -5,4

в) │х│-│у│, если х= -18,7 у= -5,8


- Хорошо, молодцы.

- А сейчас поменяйтесь листочками.

Проверить и подвести итог (слайд № 10):

На листочках подведите итог работы. Оцените друг друга (подсчитайте количество «+»).


Рефлексия:

- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

- Кто удовлетворён своими результатами? (показывают смайлики)

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

Приводят примеры чисел



Положительные и отрицательные числа отличаются друг от друга знаками.

0 не является ни отрицательным, ни положительным числом, число 0 разделяет положительные и отрицательные числа.





Работаю самостоятельно, выполняют задание учителя











Самопроверка

Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.

-Число, показывающее положение точки на прямой называют координатой точки на прямой.

Работаю самостоятельно, выполняют задание учителя

Самопроверка



-Два числа, отличающиеся только знаками, называют противоположными.

-Модулем числа а называют расстояние (единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).

Приводят примеры







Выполняют задание в группах

взаимопроверка

Познавательные:

умение структурировать знания, использование знаково-символических средств смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Создание проблемной ситуации (3 мин)

Цель:

Организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Согласовать цель и тему урока

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Устно: сравнить числа (слайд. №11)

15 и 28;

13,7 и 8,6;

t1711287879ab.gifи t1711287879ac.gif ;

12,3 и 12,29;

-8 и 6.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте цели и задачи урока.

-Значит, тема нашего урока …(слайд №12)

Открываем рабочие тетради записываем число и тему.

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.





Т. к. -8 отрицательное число, 6 положительное. Мы не знаем правило сравнения положительных и отрицательных чисел.

-Сегодня на уроке мы должны научиться сравнивать положительные и отрицательные числа.

Тема нашего урока «Сравнение чисел».


Познавательные:

анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей,

аргументация

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения ( 8 мин)

- Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 13).

- Изобразите в тетради координатную прямую.

- Давайте вспомним правило сравнение положительных чисел с помощью координатной прямой.





- Хорошо, давайте отменим данные числа на координатной прямой.

- Можно ли сейчас сравнить данные числа?

- Сделайте вывод о сравнении целых чисел с помощью координатной прямой

- значит число -8 меньше 6

- Хорошо, молодцы.

- Давайте обобщим наши наблюдения и делаем выводы: (слайд № 14)

Если а- положительное число, то а 0,

Если b- отрицательное число, то b 0.

Тогда что больше а или b? а b



Изображают координатную прямую


Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то – которое левее.


Выполняют работу учителя


Отвечают на вопрос


Из двух целых чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то – которое левее.


Делают вывод


5.Реализация построенного проекта

Цель: (3 мин)

Организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затруднения

- А сейчас поработаем в группах (устно).

- Находим в листах достижении №4.(слайд №15)

Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание.

а) Любое отрицательное число _______нуля.

б) Любое положительное число ______нуля

в) Любое отрицательное число _____любого положительного числа.


- Хорошо.

- А как же сравнить два отрицательных числа, не используя координатную прямую?

- Решить данную проблему нам поможет учебник (стр 163)

Работают в группах


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, обоснование Регулятивные:

познавательная инициатива

6.Физкультминутка (1мин)

Цель: Сохранение

здоровья

- Организует проведение гимнастики для глаз

- На доске тренажёр для глаз (слайд №16 – 21)

Выполняют гимнастику по образцу.

Личностные:

овладение приёмами сохранения физического здоровья.

7.Первичное закрепление

Цель: (3 мин)

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

- Выполним в рабочих тетрадях №976

- Хорошо, давайте проверим …

- За каждый правильный ответ ставим «+»



Выполняют работу

Самопроверка с комментарием


Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

8. Информация о домашнем задании

(2 мин)

Цель:

Разъяснение обучающимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (слайд №22)

- стр. 163: выучить правила сравнения, стр. 165: №995,997 письменно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории возникновения положительных и отрицательных чисел

Записывают домашнее задание


Личностные:

Мотивация к обучению

Познавательные:

находить информацию с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

9.Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Цель:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел

Оценить собственную деятельность на уроке

Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности


- Оцените свою работу и результаты, подсчитайте количество «+» (слайд №23)

10 – 12 баллов – «3»

13 – 16 баллов – «4»

17 – 19 баллов – «5»


Поднимите руки у кого «5» ? У кого «4», «3»?

Ну, вот и подошел к концу наш урок.

- Вы сегодня работали замечательно.

- Предлагает вспомнить, какие задачи ставили в начале урока. Справились ли с этими задачами?

Продолжите любое предложение: (слайд №24)
Материал урока мне был...

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

- У нас впереди еще много уроков, значит, вы узнаете про положительные и отрицательные числа еще много нового.

- А сейчас возьмите смайлики и выберите тот, какой определяет ваше настроение от урока (отрицательное, положительное или нейтральное)

- Закончить урок мне хочется словами поэтессы Людмилы Татьяничевой:

Да! Путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет! (слайд №25)

- Спасибо за урок !!! (слайд №26)

Учащиеся оценивают степень усвоения темы урока, высказываются по очереди, выбирая начало фразы из предложенных на слайде.


















Познавательные:

оценка процессов и результатов деятельности,

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Коммуникативные:

оценивание качества своей учебной деятельности и класса в целом.

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и т что еще необходимо усвоить.

Личностные:

установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.