Урок на тему «Сравнение чисел» (6 класс)
Технологическая карта урока по математике в 6 классе
Учитель математики МБОУ «Средняя школа с. Рязаново»
Барышникова Елена Павловна
Тема: «Сравнение чисел».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
Развивать представление о числах, развивать правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки достижений, смайлики для рефлексии.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
- индивидуальная,
-коллективная (фронтальная).
Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2013.
Этапы урока. Цель этапа. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: Обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению |
Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует учеников. - Наш сегодняшний урок я бы хотела начать словами древне – греческого философа Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше не знаю…». (слайд №1) -Разве может быть такое? - Как вы понимаете эти слова? Предлагаю представить человеческое знание островком в океане вселенского знания. Чем больше человек знает, тем больше его остров. Чем больше его остров, тем увереннее он чувствует себя в жизни. А что такое незнание? А незнание - это береговая линия, которая отделяет сушу от океана. И чем больше суша, тем длиннее эта береговая линия. Чем больше человек знает, тем больше размеры его незнания. Новые знания рождают новые вопросы. И сегодня мы увеличим свои островки знаний. Вы готовы? |
Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.
Включаются в деловой ритм урока, психологически настраиваются на познание нового.
Высказывают свои мысли по поводу эпиграфа.
Выражают согласие помогать друг другу, быть на уроке единой командой. |
Коммуникативные: настрой на планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Личностные: самоопределение, позитивный настрой на работу в течение урока.
|
2.Актуализация знаний (10 мин) Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании |
-Какую тему изучали на предыдущих уроках?
–Приведите примеры положительных чисел. -Приведите примеры отрицательных чисел. – Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?
-Что можно сказать про число 0? (слайд №2)
-У вас на рабочих столах имеется лист достижений, с которым мы будем работать в течение урока. А сейчас в этом листе найдите №1, самостоятельно выполните задание (слайд № 3). 1.Из чисел : 25; -18; -1,3; 56; 0; 45,7; -93 выпишите: а) положительные числа; б) отрицательные числа; в) целые числа; г) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.
Проверить и подвести итог (слайд № 4): Если задание полностью выполнено правильно ставим «+».
Повторим про координатную прямую (слайд № 5,6). - Дайте определение координатной прямой. -Что называется координатой точки на прямой?
Письменно на листочках: 2. запишите координаты точек Проверить и подвести итог (слайд № 7)
Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 8). - Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры. - Что называется модулем числа а? - Чему равен модуль положительного числа? Пример. - Чему равен модуль отрицательного числа? Пример. - Чему равен модуль 0?
- Хорошо, молодцы. А сейчас поработаем у группах. В листах достижений находим №3, каждой группе нужно вычислить три значения выражений с модулями. 3. Вычислите: (слайд №9) а) │х│-│у│, если х= -6,1 у= -1,6 б) │х│+│у│, если х=-8,5 у= -5,4 в) │х│-│у│, если х= -18,7 у= -5,8
- Хорошо, молодцы. - А сейчас поменяйтесь листочками. Проверить и подвести итог (слайд № 10): На листочках подведите итог работы. Оцените друг друга (подсчитайте количество «+»).
Рефлексия: - Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо? - Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом? - Кто удовлетворён своими результатами? (показывают смайлики) |
Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа. Приводят примеры чисел
Положительные и отрицательные числа отличаются друг от друга знаками. 0 не является ни отрицательным, ни положительным числом, число 0 разделяет положительные и отрицательные числа.
Работаю самостоятельно, выполняют задание учителя
Самопроверка Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой. -Число, показывающее положение точки на прямой называют координатой точки на прямой. Работаю самостоятельно, выполняют задание учителя Самопроверка
-Два числа, отличающиеся только знаками, называют противоположными. -Модулем числа а называют расстояние (единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). Приводят примеры
Выполняют задание в группах взаимопроверка |
Познавательные: умение структурировать знания, использование знаково-символических средств смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Создание проблемной ситуации (3 мин) Цель: Организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; Согласовать цель и тему урока |
- Какие числа мы умеем сравнивать? Устно: сравнить числа (слайд. №11) 15 и 28; 13,7 и 8,6; и ; 12,3 и 12,29; -8 и 6. - Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел? - Как называются эти числа? - Все ли числа мы умеем сравнивать? - Тогда сформулируйте цели и задачи урока. -Значит, тема нашего урока …(слайд №12) Открываем рабочие тетради записываем число и тему. |
Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.
Т. к. -8 отрицательное число, 6 положительное. Мы не знаем правило сравнения положительных и отрицательных чисел. -Сегодня на уроке мы должны научиться сравнивать положительные и отрицательные числа. Тема нашего урока «Сравнение чисел».
|
Познавательные: анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения ( 8 мин) |
- Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 13). - Изобразите в тетради координатную прямую. - Давайте вспомним правило сравнение положительных чисел с помощью координатной прямой.
- Хорошо, давайте отменим данные числа на координатной прямой. - Можно ли сейчас сравнить данные числа? - Сделайте вывод о сравнении целых чисел с помощью координатной прямой - значит число -8 меньше 6 - Хорошо, молодцы. - Давайте обобщим наши наблюдения и делаем выводы: (слайд № 14) Если а- положительное число, то а 0, Если b- отрицательное число, то b 0. Тогда что больше а или b? а b
|
Изображают координатную прямую
Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то – которое левее.
Выполняют работу учителя
Отвечают на вопрос
Из двух целых чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то – которое левее.
Делают вывод |
|
5.Реализация построенного проекта Цель: (3 мин) Организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затруднения |
- А сейчас поработаем в группах (устно). - Находим в листах достижении №4.(слайд №15) Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание. а) Любое отрицательное число _______нуля. б) Любое положительное число ______нуля в) Любое отрицательное число _____любого положительного числа.
- Хорошо. - А как же сравнить два отрицательных числа, не используя координатную прямую? - Решить данную проблему нам поможет учебник (стр 163) |
Работают в группах
|
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование Регулятивные: познавательная инициатива |
6.Физкультминутка (1мин) Цель: Сохранение здоровья |
- Организует проведение гимнастики для глаз - На доске тренажёр для глаз (слайд №16 – 21) |
Выполняют гимнастику по образцу. |
Личностные: овладение приёмами сохранения физического здоровья. |
7.Первичное закрепление Цель: (3 мин) Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи |
- Выполним в рабочих тетрадях №976 - Хорошо, давайте проверим … - За каждый правильный ответ ставим «+»
|
Выполняют работу Самопроверка с комментарием
|
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
8. Информация о домашнем задании (2 мин) Цель: Разъяснение обучающимся технологии успешного выполнения домашнего задания. |
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания (слайд №22) - стр. 163: выучить правила сравнения, стр. 165: №995,997 письменно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории возникновения положительных и отрицательных чисел |
Записывают домашнее задание
|
Личностные: Мотивация к обучению Познавательные: находить информацию с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
9.Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел Оценить собственную деятельность на уроке Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
|
- Оцените свою работу и результаты, подсчитайте количество «+» (слайд №23) 10 – 12 баллов – «3» 13 – 16 баллов – «4» 17 – 19 баллов – «5»
Поднимите руки у кого «5» ? У кого «4», «3»? Ну, вот и подошел к концу наш урок. - Вы сегодня работали замечательно. - Предлагает вспомнить, какие задачи ставили в начале урока. Справились ли с этими задачами? Продолжите любое предложение: (слайд №24) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось … Мне захотелось… - У нас впереди еще много уроков, значит, вы узнаете про положительные и отрицательные числа еще много нового. - А сейчас возьмите смайлики и выберите тот, какой определяет ваше настроение от урока (отрицательное, положительное или нейтральное) - Закончить урок мне хочется словами поэтессы Людмилы Татьяничевой: Да! Путь познания не гладок, Но знаем мы со школьных лет: Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет! (слайд №25) - Спасибо за урок !!! (слайд №26) |
Учащиеся оценивают степень усвоения темы урока, высказываются по очереди, выбирая начало фразы из предложенных на слайде.
|
Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Коммуникативные: оценивание качества своей учебной деятельности и класса в целом. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и т что еще необходимо усвоить. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |