Реферат «Средства художественной выразительности в творчестве Г.Н. Троепольского: звук, цвет, метафоричность» (по повести «В камышах» Г.Н. Троепольского)
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«Средства художественной выразительности в творчестве Г.Н. Троепольского: звук, цвет, метафоричность»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................................................3
Глава 1. Г.Н. Троепольский- певец природы ……………………… .4
Глава 2. Средства художественной выразительности в прозе……......7
Заключение……………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………….…12
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящего реферата была выбрана мною потому, что произведение «Белый Бим Чёрное ухо», прочитанное ранее, затронуло глубинные струны моей души. Мне стало интересно узнать про автора повести, его судьбу, познакомиться с другими работами мастера. Узнав, что автор - мой земляк, я увлеклась его творчеством настолько, что даже занялась исследовательской деятельностью.
Цель моей работы состоит в том, чтобы открыть для себя некоторые грани таланта художника слова - Г.Троепольского. Мне интересно понять, каким образом, при помощи каких средств, особенностей, создаётся художественное полотно произведения, каким рабочим инструментом при этом пользуется творец. Я собираюсь поступать в Литературный университет, поэтому мне будет полезен этот опыт исследователя. Именно поэтому я выбрала полюбившуюся мне повесть «В камышах» и постаралась найти наиболее интересные средства художественной выразительности, которые насыщают текст яркими и неповторимыми образами и делают его красивым и уникальным.
Помимо повести, которая в некоторых источниках названа очерком, я использовала дополнительную литературу, воспоминания его современников, земляков, друзей, а также «Справочник егеря», чтобы разобраться в некоторых особенностях любителя природы и в тонкостях охотничьего мастерства, а также литературоведческие понятия и термины.
Данные исследования могут быть использованы в старших классах при подготовке к экзаменам в форме ОГЭ и ЕГЭ, в среднем звене - на уроках краеведения, литературы и окружающего мира в начальных классах.
ГЛАВА Ⅰ
Троепольский - певец природы.
В Воронеже на Коминтерновском кладбище есть почти не приметная могила, с едва различимой надписью: «Гавриил Николаевич Троепо́льский (1905-1995)». От некоторых людей после их смерти только и остаётся, что эта чёрточка-дефис между годами жизни и смерти.
Совсем другое дело, если речь идёт о Г. Троепольском, чей послужной список едва уместился бы на десяти таких мемориальных плитах. Судите сами: скромный выпускник сельскохозяйственного училища, работающий на опытной станции, но в скором будущем заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; селекционер: вывел восемь сортов проса, один из которых был районирован в Центральной Чернозёмной зоне («Острогожское-9»); сельский учитель, который продолжал сеять разумное, вечное, доброе в детских сердцах и душах; фронтовик-разведчик (во время оккупации Воронежской области 1942—1943г.г. выполнял задания советской разведки); писатель, перу которого принадлежат рассказы, повести, пьесы, переведённые на 52 языка ( к примеру, в 1994 году его произведения изданы в США в серии «Классики»); драматург и сценарист, получивший Государственную премию в 1975году за повесть «Белый Бим Чёрное ухо», по которой был создан одноимённый художественный фильм; тот самый Бим - любимец детей и неравнодушных взрослых, литературный символ-оберег нашего города, чей памятник стоит возле кукольного театра «Шут»; признанный мировой общественностью гений - обладатель литературной премия «Банкареллино» в Италии и золотой медали «Фонда Леонардо да Винчи» во Флоренции; труженик, знающий на личном опыте крестьянскую долю, награждён орденом Трудового Красного Знамени; человек широкой души, беззаветно любящий природу, воспевающий её красоту...
В каждом из его произведений, будь то сатирические рассказы или записки агронома, простая задушевная красота русских раздолий. В пору учительства, продолжая писать для души, Троепольский долгое время не решался показать профессионалам свои труды. Но однажды он прочёл свою рукопись известному по тем временам писателю Н.Никандрову, который начинающим всегда давал один и тот же совет: не спешить. Но Троепольскому ответил иначе: “А писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом человеке талант, способный вырасти до качественно нового слова в русской литературе.
В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка” за подписью Т.Лирваг (читать наоборот: Гаврил Т.). Это была первая публикация Троепольского-писателя. Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлёкся селекционным отбором проса".[1] Возможно, без этого увлечения не произошло бы рождение литературного таланта. Настоящий художник, по моему мнению, должен быть прежде всего практиком. Невозможно убедить читателя в том, что ты никогда не делал сам. Писатель должен пройти «семь кругов ада», прежде чем из «способного» вырастет «мастер». Очевидцами такого процесса чаще других становятся именно хлеборобы, агрономы, крестьяне, непосредственно причастные к чуду, когда из маленького зёрнышка «вырастает» румяный каравай. Но какой же это долгий и нелёгкий путь!
Так случилось и с Троепольским. Осенью (как и положено трудолюбивому хлеборобу) 1952 года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекли рассказ про Никишку Болтушка и попросили у автора продолжение, а в Острогожск пршло первое письмо Александра Твардовского: “Это написано хорошо”. Неслучаен и тот факт, что Троепольский записал в это время: «Вспашка зяби закончена. Кому как, а мне эти три слова нравятся до невозможности. Значит, сделано все: убрано, обмолочено, сложена солома, все взлущено и вспахано - все, все!»[2]
С этого момента, на мой взгляд, произошло литературное рождение Троепольского-писателя.
ГЛАВА ⅠⅠ
Средства художественной выразительности в прозе.
Итак, что же скрывается «В камышах» Г. Троепольского? Его «камыши» - это целый мир, многоцветный и многозвучный, яркий, простой, настоящий. Попробуем это доказать в настоящей работе.
Зачем писатель использует средства художественной выразительности (тропы)? На мой взгляд, автор прибегает к тропам не только для «украшательства». Они помогают создать образ, усиливают эмоциональную окраску речи, углубляют представления о предметах и явлениях. Тропы выступают как одна из выразительных сторон авторской речи и как средство индивидуализации персонажей в литературном произведении.
Язык Троепольского метафоричен. Метафора (от греч. metafога - перенесение) - перенос по сходству - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Например, изображая реку, он называет её то «зеркалом», то «дорогой» неслучайно. Ведь для людей, живущих на земле, река - кормилица, «дорога жизни». В ней, как в зеркале отражаются и душа человека, и его пороки. Как у Высоцкого: « Парня в горы тяни, рискни... Там поймёшь, кто такой!» - так и у Троепольского река обнажает человеческую душу, выворачивает её наизнанку. Метафора у него не только средство лексической выразительности, но и способ построения образа.
Во всех его метафорах есть элемент олицетворения: «вечер ушел», «река запела», «месяц-шалун» «трепещется в ней», «дрожит», «бьётся». И здесь же точное определение дано, основанное на народном наблюдении: «Месяц играет!» Природа, река «очеловечиваются», становятся не просто живыми, а полноправными жителями, даже собеседниками. Но услышать это может только особенный человек, «с душой», осторожный, умеющий не только слушать, но и слышать, который «не спугнёт тишину», а расслышит даже её тихий шёпот. Надо уметь видеть второй план метафоры, скрытое сравнение, которое в ней содержится. Метафора у Троепольского заставляет работать мысль и воображение. С первых страниц он призывает: «Послушайте, как поёт река!»
Только у Троепольского «от тишины шумит в ушах» - похоже на оксюморон, «сочетание несочетаемого».
В «Поэтике» Аристотеля говорится: «Всего важнее быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это — признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
Помимо метафор Троепольский насыщает описание точными и ёмкими сравнениями.
Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением, чтобы выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.
Изображая весну, которая является олицетворением самой жизни, Троепольский сравнивает весеннюю капель с «расстроенным пульсом», которая отстукивает «последние минуты жизни зимы». Точнее не скажешь. И тут же дополняют картину радующиеся теплу воробьи-попрошайки, которые сравниваются с нищими: «Чик-чирик! Подайте Христа ради!» Серые вороны - торговки, потому что топчутся возле мусорных ящиков, словно на базаре. И только грачей он сравнивает с хлебопашцами, наделяя их уважительными эпитетами: «серьёзные, сосредоточенные, работящие». На мой взгляд, подметить такое сходство Троепольскому помогло его «аграрное» прошлое. Только работающий на земле человек может обладать таким острым зрением и чутьём.
Очень часто художественный язык Троепольского возвращает к жизни забытые слова, в том числе и просторечия. Просторечия имеют широкое распространение. Ученые определяют просторечие как непринужденную и несколько грубоватую «сниженную» разновидность разговорного употребления языка. В литературе просторечие используется для языковой характеристики персонажей, а в авторском языке - как средство особой выразительности.
Герой повести Перегудов Тихон Иванович ведёт длительные диалоги то с паромщиками на переправе, то со своим компаньоном по охоте Алёшей Русым, то со случайными попутчиками. «Душа трещит» у Степана-перевозчика от отчаяния, потому что «тоска смертная», как хочется на охоту! Употребляя просторечия, писатель отражает не столько типичные черты деревенской жизни, сколько особенности местной речи. «Передо мной раскрылся человек», - так говорит Троепольский, словно намекая читателю, что ему понятна душа, образ мыслей героя, у которого даже безделье «героическое»: он всё это извлёк из его речи, он умеет слышать главное. Этим эпитетом Троепольский даёт очень ёмкую и исчерпывающую характеристику своему герою.
Э п и т е т (от греч. ерitet - приложение, прибавление) - художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Эпитет обогащает предмет в смысловом и эмоциональном отношении.
У Троепольского удачно подобранные эпитеты создают целую картину: например, изображение утра, когда «полусонный и бледный» месяц упёрся рогом в край земли, а лес на фоне «зоревого» неба «совсем чёрный». Тот же месяц, только ночью: «серебряный», «скользкий», похожий на рыбу, плещущуюся в камышах. А камыши теперь уже, как лес, «чёрные» и «стоят стеной».
Таким образом становится понятно, что проза Троепольского по красоте и точности средств художественной выразительности ничуть не уступает поэтике таких великих мастеров, какими были поэты Серебряного века: Есенин, Блок, например. Его образы поэтичны и живописны. Но их нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры. Его образы всегда сохраняют как конкретный, простой, обычный, природный облик, так и поэтизированный, романтический, уникальный ореол одухотворённости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе на основании различных литературных и краеведческих источников я собрала материал о писателе Г.Н. Троепольском.
Рассмотрев повесть «В камышах» нашего земляка, можно с уверенностью сказать, что этот человек — гордость земли Воронежской. Этому писателю суждено было связать свою жизнь и творческую деятельность с Воронежским краем и внести большой вклад в развитие русской литературы.
Троепольский близок к природе, отчасти это объясняется его образом жизни, который он вёл до поселения в Воронеже. Работая на земле, он постигал её мудрость и подлинность. Как хлеборобы растят хлеб, так и он растил в себе талант художника слова.
«В камышах» Троепольского спрятан целый мир, живой и настоящий, яркий и многогранный, как сама жизнь. Средства художественной выразительности, которые отбирает автор для описания, с одной стороны, простые и точные. И это роднит его с поэтическим мастерством А. Фета. А с другой стороны, образы, созданные автором, уникальны и неповторимы, как и он сам. Его герои - река, небо, лес, птицы, люди - единое целое. Они гармонично сосуществуют вместе, и что самое интересное: понимают и дополняют друг друга. Эти образы словно нарисованы самой природой и продиктованы жизнью.
Исследуя его творчество, я поняла, что нужно быть ближе к природе, к земле, к простым людям. И чем мудрее становится человек, тем он проще, доступнее, глубже. Я думаю, что Троепольский помог мне на несколько шагов приблизиться к моей мечте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и СНОСКИ
Скобелев В. П. Гавриил Троепольский. — М., 1969, с. 9-10.
Трехтомник сочинений лауреата Государственной премии СССР Гавриила Троепольского ( вступительная статья Игоря Дедкова “Во имя жизни”).
Васильев В. Белый Бим на планете Земля // Подъем. 1985. №11. С.132-135
Кононов В. Памятник Белому Биму. - Воронеж, 2012, с. 17.
http://piterhunt.ru/library/books/spravochnik_egerya.htm