Урок чтения «А.А Блок "Ветхая избушка", "Сны". Средства художественной выразительности в создании поэтического образа»
Тема урока: А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны». Средства художественной выразительности для создания поэтического образа.
Тема урока. Тип урока. |
А.А Блок «Ветхая избушка», «Сны» .Средства художественной выразительности в создании поэтического образа. |
||
Цель урока |
Познакомиться с поэзией А.Блока, научиться понимать и читать его стихи. |
||
Задачи |
Организовать поиск необходимой информации о жизни и творчестве А.А.Блока в группе. Выявить общие черты и различия в поэтических произведениях А.Блока и И.Сурикова «Детство». Учиться понимать авторское слово, настроение, читать выразительно. Сформулировать средства художественной выразительности , выбранные автором для создания образа. |
||
Планируемый результат (УУД) |
Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста; Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать ценность детства; самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений. |
||
Межпредметные связи |
Русский язык. |
||
Ресурсы |
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для исследовательской деятельности, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация. |
||
Сценарий урока. |
|||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности (1–2 мин) |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Послушайте строки стихотворения: «Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, Верно, устал от работы: Много трудов и заботы». - Вас заинтересовали стихи? Чем? Знаете ли автора? Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора? Откройте учебник на с.50, Прочтите имя поэта. -Сформулируйте тему урока (кадр1). - А с какой целью мы будем знакомиться со стихами А.Блока? (кадр2) - |
(Немного грустные стихи; автор не знаком.) А.А.Блок. Познакомимся со стихами А.Блока Научиться понимать его стихи, читать выразительно, понять – нравятся ли его стихи . |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) |
Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ, синтез, выбор оснований. Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование. |
Работа в группах. - Возьмите карточки со статьёй о биографии А.Блока (кадр3). Изучите статью и выберите цитаты, подходящие по содержанию к кадрам(4-7) презентации. 1.Родители и родственники поэта. 2.Первые стихи в 5 лет. 3.Гимназия. 4. Университет. |
Выборочное чтение. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) |
Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; прогнозирование, целеполагание. Общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации, смысловое чтение,структурирование знаний. умение структуировать знания, формулировать прблему, Строить речевые высказывания. |
Прогнозирование по заголовку. - Прочтите название первого стихотворения «Ветхая избушка». Значение какого слова необходимо объяснить? Подбери синоним. - Предположи, о чем пойдёт речь в стихотворении. Первичное прочтение. (по цепочке) - Верным оказалось ваше предположение? О чём говорит стихотворение? Какое оно по настроению? Подтверди словами текста. Чтение, рисование словесных картин. Что хотел сказать автор последними строками стихотворения: «Ан, уж дом растаял…» |
(старая) (версии детей) Быстро проходит детство. |
4. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывание. Целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, пргнозирование. Культура поведении в учебном диалоге. |
(кадр8) Какое стихотворение, прочитанное раньше, напоминает вам стихотворение А.Блока? - Прочтите стихотворение «Детство» наизусть. -В чем сходство и различие этих поэтических произведений? (кадр9) -Дочитаем стихи до конца. Какую сказку рассказала бабушка? |
И.З.Суриков «Детство» -Крестьянские дети, радость, зимние забавы… Р.н.с «Иван – царевич и Серый волк» |
5. Первичное закрепление с комментированием во |
Анализ, синтез, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей. Стимулирование к выражению собственного высказывания |
- Вернёмся к стихам А. Блока «Сны». Послушайте, я прочту, а вы подумайте о каких сказках идёт речь в стихах. (кадр10) |
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин). |
Контроль в форме сличения с заданным эталоном, коррекция, оценка Логические УУД: анализ, синтез,установка причинно-следственных связей, доказательство. |
- Прочтите стихи самостоятельно, выделите слова, лексическое значение вам не понятно. (кадр11) -Сравните выбранные вами слова, со словами на слайде. Прочтите объяснение. Остались ли не понятные слова? (кадр 12) |
|
7. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) |
Умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать; культура поведения в учебном диалоге. Владение монологической и диалогической речью, умение выражать свои мысли.
Объективная оценка результата деятельности. |
Прочтите стихи ещё раз. Как меняется настроение на протяжении стихотворения? - Какую сказку вы вспомнили, подтвердите словами текста. (кадр 13) -Что общего в стихах И. Сурикова и А. Блока.? - Что хотели сказать поэты своими стихами?
|
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» Сны. Детство – лучшая пора. |
8. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) |
Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение, извлечение необходимой информации; Оценка- выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
- Ответьте на вопросы теста, занесите ответы в реф лексивные карты. Сверьте ответы со слайдом .Устно ответьте на 2 последних вопроса. (14 – 15) - Оцените свою работу на уроке в рефлексивных картах. Д/з. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» Сделай рисунок к стихотворению «Сны» и подтверди словами текста.
|