12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбалко Марина Ивановна19
4

Урок «Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь». Изображение приро­ды в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности»

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь». Изображение приро­ды в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; раз­вивать речь, мышление, память.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необ­ходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, презентация, аудиоприложение к учебнику, индивидуальное: карточки для парной и самостоятельной работы.

Структура урока.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Организационный момент. Мотивация.

Слайд 2.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мотивируют свою деятельность.

-мотивация деятельности,

II.

Речевая разминка.

Слайд 3.

Осень

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются — там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

Прочитайте стихотворение шепотом.

Прочитайте стихотворение громко.

Попробуйте за одну минуту выучить стихотворение.

Читают стихотворение шёпотом, громко вслух.

Заучивают наизусть. (Учащимся дается 1 мин.)

-понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

III.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд 4-5.

1) Мини-сочинения о бабьем лете. Например:

В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воз­дух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные И праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается луч­шей порой осени.)

2) Выразительное чтение наизусть стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето» (4-5 учеников)

Дети зачитывают мини –сочинения.

Ученики  оценивают  работы  друг  друга, называют самое интересное сочинение, самое оригинальное, самое весёлое и т. д.

Читают наизусть стихотворение.

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

IV.

Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

- Кто написал эти строки?

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- С произведением какого автора будем сегодня знакомиться? (Н.М.Рубцова)

Слайд 6.

О каком времени года будем говорить?

Проверьте себя по учебнику.

Сформулируйте тему.

Слайд 7-8.

Перед вами учебные задачи, которые мы решаем при изучении художественного произведения. Выберите то, что, по вашему мнению, мы должны сделать сегодня.

-Итак, сегодня на уроке мы должны:…

Формулируют тему, ставят учебную задачу

Парами

Все выбирают на карточках (Приложение 1), 1 пара – на доске.

Слайд 8 – проверка по эталону

-формулировка темы,

-целеполагание,

-контроль, самоконтроль,

-работа сообща,

V.

Открытие нового знания.

Слайд 9.

Знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова.

Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

Какие его произведения вам знакомы?

Что вы знаете об этом поэте?

Рассказ учителя о биографии автора.

-После моего рассказа вы постараетесь назвать ту черту характера Рубцова, которая побуждала его писать стихи.

Четвёртый ребёнок в семье.

Отец погиб в Великую Отечественную, мать умерла.

Воспитывался в детском доме.

Мечтал о море. Служил на флоте, но работал простым рабочим.

Со временем всё-таки поступил в Литературный институт. У него была интересная особенность: Рубцов разговаривал с фотографиями писателей.

Стал печататься, едва исполнилось 20 лет.

На его стихи написано много песен. При жизни поэта вышло несколько сборников его стихов.

Предсказал свою смерть («умру в крещенские морозы»)

Воспринимают на слух

Вывод: романтик.

-слуховое восприятие,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-формулировка выводов,

   

2 Слайд 10-11.

.- С произведением какого жанра мы знакомимся сегодня? Какое знание нам понадобится для этого?

Выберите признаки стихотворения из ряда предложенных.

Знание признаков стихотворения.

Работа в парах, по карточкам, проверка по эталону на слайде 11

-владение литературоведческой терминологией,

-контроль, самоконтроль,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

   

3. Работа над стихотворением Н.М.Рубцова «Сентябрь».

1. - Посмотрите на стихотворение. Что заметили?

-Почему много восклицательных знаков?

-Какое должно быть настроение?

2. Слайд 12.

- Послушайте и проверьте.

(Чтение стихотворения на с. 119 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

3. -Каково настроение? Меняется или постоянно? Почему?

-Какие картины рисует автор? Что происходит?

4. Словарная работа. Слайд 13.

Подберите синонимы к словам.

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный идр.)

НАСТУПИЛ — (настал).

ЖЕЛАТЬ(хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жа­ждать, алкать (устар. книжн.)).

Подберите антонимы к словам.

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

5.Идея.

Где заключена главная мысль стихотворения? Какова главная мысль? Попробуйте ее сформулировать, предварительно посовещавшись в парах.

6.Найдите признаки поэтического произведения.

-Что нужно сделать, чтобы выполнить?

Найдите сравнения, олицетворения. (Олицетворения: Солнечный блеск иг­рает с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых конях. Ветер и грусть таится.

Сравнения: радостный краткий покой, чудесный солнечный блеск, на златогривых конях)

Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу».

Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли на­строение автора? Какие слова помогают это понять?

7.Расставьте паузы, логические ударения.

Фронтально.

В парах ищут эпитеты, сравнение и олицетворение – по рядам

Фронтально

-ознакомительное чтение,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-выборочное чтение,

-формулировка выводов,

   

Первичное закрепление.

-Прочитайте друг другу в парах по четверостишию.

Выразительное чтение стихотворения учащимися в парах.

Фронтально - проверка

-сценическое чтение,

   

Самостоятельная работа.

Карточка «Анализ произведения» (Приложение 3).

Самостоятельно

-контроль, самоконтроль,

V.

Рефлексия.

Слайд 14

Закончите предложения:…

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

Оценивание своих результатов на уроке.

Самооценка

-анализ результатов своей деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику

VI.

Подведение итогов урока.

Слайд 15

Что вы узнали о Николае Михайловиче Рубцове?

Какое стихотворение читали? О чем оно?

Какие выразительные средства использует автор?

Слайд 16

Домашнее заданиес. 119 (выразительное чтение стихотворения)

Отвечают на вопросы учителя.

- построение высказываний, понятных собеседнику

Приложение 1.

Карточка 1 для парной работы.

Выберите учебные задачи, которые вы поставите перед собой на этом уроке.

Учебная задача:
1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэта.
2.Прочитать произведение.
3.Проанализировать произведение.
4.Составить план произведения.
5.Пересказать произведение.
6.Дать характеристику героям.
7.Определить жанровые особенности произведения.
8.Определить идею произведения.

Приложение 2.

Карточка 2 для парной работы.

Выберите характерные признаки стихотворения.
1.Волшебство.
2.Рифма.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Образность.
6.Волшебные герои.
7.Ритм.
8.Эпитеты.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

 

Приложение 3.

Карточка для самостоятельной работы.

ФИ____________________________________________

Дата___________________________________________

Общий анализ текста

Автор

 

Название

 

Род литературы

эпос

лирика

драма

Жанр литературы

стихотворение

рассказ

сказка

повесть

роман

Тип текста

описание

рассуждение

повествование

Стиль

художественный

научный, научно-популярный

публицистический

Тема

 

Идея

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.