12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рыбалко Марина Ивановна19 |
Урок «Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности»
Урок литературного чтения 4 класс
Тема: Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; развивать речь, мышление, память.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, презентация, аудиоприложение к учебнику, индивидуальное: карточки для парной и самостоятельной работы.
Структура урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. | Организационный момент. Мотивация. | Слайд 2. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Мотивируют свою деятельность. | -мотивация деятельности, |
II. | Речевая разминка. | Слайд 3. Осень Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются — там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. К. Толстой Прочитайте стихотворение шепотом. Прочитайте стихотворение громко. Попробуйте за одну минуту выучить стихотворение. | Читают стихотворение шёпотом, громко вслух. Заучивают наизусть. (Учащимся дается 1 мин.) | -понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. |
III. | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Слайд 4-5. 1) Мини-сочинения о бабьем лете. Например: В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воздух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные И праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается лучшей порой осени.) 2) Выразительное чтение наизусть стихотворения Д. Б. Кедрина «Бабье лето» (4-5 учеников) | Дети зачитывают мини –сочинения. Ученики оценивают работы друг друга, называют самое интересное сочинение, самое оригинальное, самое весёлое и т. д. Читают наизусть стихотворение. | -построение высказываний, понятных собеседнику, -понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. |
IV. | Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | - Кто написал эти строки? Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. - С произведением какого автора будем сегодня знакомиться? (Н.М.Рубцова) Слайд 6. О каком времени года будем говорить? Проверьте себя по учебнику. Сформулируйте тему. Слайд 7-8. Перед вами учебные задачи, которые мы решаем при изучении художественного произведения. Выберите то, что, по вашему мнению, мы должны сделать сегодня. -Итак, сегодня на уроке мы должны:… | Формулируют тему, ставят учебную задачу Парами Все выбирают на карточках (Приложение 1), 1 пара – на доске. Слайд 8 – проверка по эталону | -формулировка темы, -целеполагание, -контроль, самоконтроль, -работа сообща, |
V. | Открытие нового знания. | Слайд 9. Знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова. Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. Какие его произведения вам знакомы? Что вы знаете об этом поэте? Рассказ учителя о биографии автора. -После моего рассказа вы постараетесь назвать ту черту характера Рубцова, которая побуждала его писать стихи. Четвёртый ребёнок в семье. Отец погиб в Великую Отечественную, мать умерла. Воспитывался в детском доме. Мечтал о море. Служил на флоте, но работал простым рабочим. Со временем всё-таки поступил в Литературный институт. У него была интересная особенность: Рубцов разговаривал с фотографиями писателей. Стал печататься, едва исполнилось 20 лет. На его стихи написано много песен. При жизни поэта вышло несколько сборников его стихов. Предсказал свою смерть («умру в крещенские морозы») | Воспринимают на слух Вывод: романтик. | -слуховое восприятие, -построение высказываний, понятных собеседнику, -формулировка выводов, |
2 Слайд 10-11. .- С произведением какого жанра мы знакомимся сегодня? Какое знание нам понадобится для этого? Выберите признаки стихотворения из ряда предложенных. | Знание признаков стихотворения. Работа в парах, по карточкам, проверка по эталону на слайде 11 | -владение литературоведческой терминологией, -контроль, самоконтроль, -построение высказываний, понятных собеседнику, | ||
3. Работа над стихотворением Н.М.Рубцова «Сентябрь». 1. - Посмотрите на стихотворение. Что заметили? -Почему много восклицательных знаков? -Какое должно быть настроение? 2. Слайд 12. - Послушайте и проверьте. (Чтение стихотворения на с. 119 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.) 3. -Каково настроение? Меняется или постоянно? Почему? -Какие картины рисует автор? Что происходит? 4. Словарная работа. Слайд 13. Подберите синонимы к словам. КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный идр.) НАСТУПИЛ — (настал). ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)). — Подберите антонимы к словам. КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный). РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь). 5.Идея. Где заключена главная мысль стихотворения? Какова главная мысль? Попробуйте ее сформулировать, предварительно посовещавшись в парах. 6.Найдите признаки поэтического произведения. -Что нужно сделать, чтобы выполнить? Найдите сравнения, олицетворения. (Олицетворения: Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых конях. Ветер и грусть таится. Сравнения: радостный краткий покой, чудесный солнечный блеск, на златогривых конях) Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу». Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять? 7.Расставьте паузы, логические ударения. | Фронтально. В парах ищут эпитеты, сравнение и олицетворение – по рядам Фронтально | -ознакомительное чтение, -построение высказываний, понятных собеседнику, -выборочное чтение, -формулировка выводов, | ||
Первичное закрепление. -Прочитайте друг другу в парах по четверостишию. | Выразительное чтение стихотворения учащимися в парах. Фронтально - проверка | -сценическое чтение, | ||
Самостоятельная работа. Карточка «Анализ произведения» (Приложение 3). | Самостоятельно | -контроль, самоконтроль, | ||
V. | Рефлексия. | Слайд 14 Закончите предложения:… Сегодня на уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел... Оценивание своих результатов на уроке. | Самооценка | -анализ результатов своей деятельности, -построение высказываний, понятных собеседнику |
VI. | Подведение итогов урока. | Слайд 15 Что вы узнали о Николае Михайловиче Рубцове? Какое стихотворение читали? О чем оно? Какие выразительные средства использует автор? Слайд 16 Домашнее задание – с. 119 (выразительное чтение стихотворения) | Отвечают на вопросы учителя. | - построение высказываний, понятных собеседнику |
Приложение 1. Карточка 1 для парной работы. Выберите учебные задачи, которые вы поставите перед собой на этом уроке. Учебная задача: | Приложение 2. Карточка 2 для парной работы. Выберите характерные признаки стихотворения. |
Приложение 3.
Карточка для самостоятельной работы.
ФИ____________________________________________
Дата___________________________________________
Общий анализ текста
Автор | |||||
Название | |||||
Род литературы | |||||
эпос | лирика | драма | |||
Жанр литературы | |||||
стихотворение | рассказ | сказка | повесть | роман | |
Тип текста | |||||
описание | рассуждение | повествование | |||
Стиль | |||||
художественный | научный, научно-популярный | публицистический | |||
Тема | |||||
Идея |