12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2927
Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею...
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Авторское домашнее задание

Автор: Граф Анна Родионовна

Место работы: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский техникум общественного питания и торговли» (ГАПОУ ИО АТОПТ)

Предмет: русский язык

Класс: 10 (1 курс)

 

Пояснительная записка

Тема домашнего задания: «Средства выразительности в тексте».

Цели:

образовательные: повторение и закрепление основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование умений и навыков их различения в художественном тексте;

развивающие: развитие навыков работы с текстом художественного произведения; развитие личностных универсальных учебных навыков (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) через содержание текста;

воспитательные: способствовать воспитанию личности, свободной от власти денег и хищничества; личности, чуткой к восприятию красоты искусства слова

Степень сложности: минимальный, средний и высокий уровень (по выбору)

Тип задания: индивидуальное, можно с помощью родителей

Рекомендуемое количество времени на выполнение: 1 час

Инструкция к выполнению:

Найдите в рассказе М . Горького «Челкаш» III главу, прочтите её от слов Гаврилы «Уходишь?» до конца. Рассказ должен быть вам знаком из программы 8 класса. Кроме того, мы встретимся еще раз с героями рассказа при изучении творчества М. Горького на уроках литературы.

Выпишите из данного отрывка средства выразительности, объединив их в группы. Например:

Эпитеты: сухой и хищный, искаженное восторгом жадности и др.

Олицетворения: волны шуршали, пена шипела и др.

Метафоры: …, …,

Сравнения: …, …,

Фразеологизмы: …

 

1 уровень сложности: выписать средства выразительности из текста (согласно рисунку Казанцевой Вероники, см. рис.)

2 уровень сложности: выписать средства выразительности из текста; написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Чему меня научил рассказ М. Горького «Челкаш?»

3 уровень сложности: найти самостоятельно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» средства выразительности, соответствующие рисунку Деминой Вероники (см. рис.)

Уровень сложности – по выбору

Текст (соответственно рисунку Казанцевой Вероники)

- Уходишь?! - звонко крикнул Гаврила.

Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря жёлтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дёрнул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шёпотом Гаврилы:

- Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь - только в ночь... А мне - года нужны... Дай - молиться за тебя буду! Вечно - в трёх церквах - о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер... а я бы - в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна - и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты... Нет тебе пути... А я бы - ох! Дай ты их мне!

Челкаш, испуганный, изумлённый и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

- На! Жри... - крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.

- Сам я хотел тебе больше дать. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню... Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь - нет? А ты... Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! Жадные черти!.. Себя не помнят... За пятак себя продаёте!..

- Голубчик!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. я теперь... богач!.. - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху. - Эх ты, милый!.. Вовек не забуду!.. Никогда!.. И жене и детям закажу - молись!

Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу.

- Осчастливил ты меня! - кричал Гаврила и, схватив руку Челкаша, тыкал ею себе в лицо.

Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила всё изливался:

- Ведь я что думал? Едем мы сюда... думаю... хвачу я его - тебя - веслом... рраз!.. денежки - себе, его - в море... тебя-то... а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?

- Дай сюда деньги!.. - рявкнул Челкаш, хватая Гаврилу за горло... (см. до конца главы).

Способ проверки: 1) взаимопроверка (обучающиеся меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, оценивают их) – по уровням 1,2

2) выборочная проверка, ответы зачитываются по усмотрению отвечающих (уровень 3).

Правильный ответ:

1 уровень:

Эпитеты: острая жалость и ненависть; сухой и хищный; сиявшее, искаженное восторгом жадности; дробный, едкий смех; над туманной степью; мохнатая черная туча; с безумным, бледным лицом; песок, щедро поливаемый дождем; глухо и гневно; непроницаемой стального цвета мглой и др.

Олицетворения: песчаный и пустынный берег вздрогнул; усы нервно прыгали; волны шуршали, пена шипела; брызги летали; море глухо роптало; волны бились о берег; море выло, швыряло большие, тяжелые волны , разбивая их в в брызги и пену; дождь ретиво сек воду и землю; ветер ревел и др.

Метафоры: треск рубахи; кошкой изогнулся; крякнул; из ниток воды; теплая красная слизь; гнус; все наполнялось воем, ревом, гулом.

Сравнения: войлок; по-волчьи скалил зубы; вздрогнув, как струна; похожей на турецкую феску; лил как из ведра; летел птицей.

Фразеологизмы: нет на тебе пути.

2 уровень:

Эпитеты: острая жалость и ненависть; сухой и хищный; сиявшее, искаженное восторгом жадности; дробный, едкий смех; над туманной степью; мохнатая черная туча; с безумным, бледным лицом; песок, щедро поливаемый дождем; глухо и гневно; непроницаемой стального цвета мглой и др.

Олицетворения: песчаный и пустынный берег вздрогнул; усы нервно прыгали; волны шуршали, пена шипела; брызги летали; море глухо роптало; волны бились о берег; море выло, швыряло большие, тяжелые волны , разбивая их в в брызги и пену; дождь ретиво сек воду и землю; ветер ревел;; и др.

Метафоры: треск рубахи; кошкой изогнулся; крякнул; из ниток воды; теплая красная слизь; гнус; все наполнялось воем, ревом, гулом;…,

Сравнения: войлок; по-волчьи скалил зубы; вздрогнув, как струна; похожей на турецкую феску; лил как из ведра; летел птицей.

Фразеологизмы: нет на тебе пути.

Мини-сочинение (примерное)

Чему учит рассказ «Челкаш?»

Главные герои рассказа М. Горького - вор-рецидивист Челкаш, обитающий в одесском порту, и молодой крестьянин Гаврила. Челкаш свободен от всяких обязательств, у него нет семьи, крыши над головой, ничего постоянного, поэтому ему нужны деньги, чтобы поесть и выпить. Казалось бы, такой весь неправильный человек, не представляющий из себя ничего хорошего.

Гаврила привязан к земле, строит ясные планы на жизнь. В отличие от Челкаша он показан поначалу положительным, совершенно отличающимся от бродяги Гришки Челкаша.

Герои противопоставлены друг другу. Вор поступает честнее правильного Гаврилы, оказывается благороднее и выше, он не зависит от власти денег, способен быть свободным от них. Главная мысль в том, что даже тихий и честный человек не знает, как он поведет себя, оказавшись перед выбором, сможет ли он устоять перед властью денег, и даже такие люди, как Челкаш, могут оказаться выше и благороднее первых.

2) 3 уровень – ответ у доски у выбравших это задание (выборочно).

Возможные ответы:

Эпитеты:

1) Наташа

Эпитеты: «…черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка...»; «бездумно» счастливая, может отдаваться жизни сполна;

Метафоры: она живет «умом сердца», делающим ее и людей, ее окружающих, счастливыми; «вино ее прелести».

Сравнения: "как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам"

Секрет чарующего обаяния Наташи Ростовой заключен в ее детской искренности, душевности, чистоте. Она искренне сопереживает Соне: «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». На первом «взрослом» бале Наташи Толстой любуется своей героиней: «Он [Андрей] предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой благодарной, детской улыбкой». Когда князь Андрей уехал к отцу, не предупредив Наташу, чтобы просить разрешение на женитьбу, девушка находилась несколько дней в подавленном состоянии: «Однажды она пришла к графине <...> и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан». Недолго длилась грусть: «но через две недели после его отъезда она, так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же, как прежде, но только с измененной нравственной физиономией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни».
2) Пьер

Эпитеты: лицо Пьера – «детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения»;, улыбается он своею кроткой, детской улыбкой»; "Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его.

Сравнения: «у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза».

3) Андрей Болконский

Сравнения: когда князь Андрей услышал крик родившегося ребенка, он, «всхлипывая, заплакал, как плачут дети».

Эпитеты: он кричал «детски-пронзительно». После окончания сражения он «лежал <...>, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном». Будучи ранен в Бородинском сражении, он видит страдания Анатоля Курагина, чувствует близость смерти и переносится мысленно в мир детства: «Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. <...> от этих ли невозвратимых детских воспоминаний <...>, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами» . «Детские» слезы помогли князю Андрею очистить душу и наполнить ее счастьем.


Война и мир
PDF / 872.34 Кб

Челкаш, рисунок
PDF / 349.27 Кб

Дата проведения: с 8 января по 30 января
Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 22.06.23 в 11:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,Анна Родионовна! использую Ваш опыт в работе.

Отредактировано 22-06-2023 11:54

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.