12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Светлана Витальевна106
Россия, Курская обл., Курск


Роль семьи в профилактике правонарушений

Честь, достоинство, нравственность, любовь, смысл жизни - вечные темы воспитания человека. Без этих нравственных качеств невозможно и представить полноценно сформировавшуюся личность в современном обществе. В каждом из нас в разной степени заложены эти черты. Кто-то воспитывался в полной семье, кого-то воспитывали бабушки и дедушки, некоторых воспитала улица, заложив свои понятия жизни. В современном мире мы сталкиваемся с проблемой недостатка внимания родителей к своим детям. Зачастую родители не знают, где находится их ребенок, чем занимается, они не могут найти подход к своему ребенку, поговорить с ним по душам, дать полезный совет. Да, мир устроен так, все мы живем и воспитываемся отнюдь не в равных условиях. Семьи бывают разными, а ведь в зависимости от условий жизни в семье человек формирует свои взгляды, систему ценностей, свои отношения с окружающими людьми и отношение к происходящему в мире. Отношения в семье влияют на выбор человеком пути, по которому он пойдет. Возникает вопрос: как воспитать поколение, на которое можно будет положиться, поколение, разделяющее традиционные нравственные ценности, уважающее законы нашего госудаства?

Отец и мать, надежда и защита, кров и уют. Семья – основа нашего бытия, никто и ничто не может заменить семью в процессе воспитания. Очень важно всегда помнить о том, что только любовь, внимание, понимание в семье могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Стоит гордиться теми родителями, которые понимают всю меру значимости воспитательной функции семьи. Это те родители, которые любят детей и хотят им дать тепло и любовь. Они находят время для общения и совместных занятий, вместе ходят в театры, музеи, на выставки и спортивные соревнования, интересуются учебой ребенка, его отношениями со сверстниками, не пропускают родительские собрания, участвуют в совместных мероприятиях группы обучающихся своего сына или дочери, в чаепитиях, которые в непринужденной обстановке по-новому раскрывают родителей и детей. Поощряют увлечения, интересы детей, обсуждают спорные моменты, стараются прийти к консенсусу, не принимают в общении с ребенком жестокость и насилие, хвалят за достижения и успехи.

Ребенок в семье должен быть уверен в том, что его любят в любом случае. И это чувство не должно зависеть ни от каких обстоятельств. Родители должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с ними. Ребенку надо давать понять, что в семье уважают его решение. Он достоин уважения как человек, как личность. Это позволит приобрести уверенность и уважение к себе.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы как должное. Родители определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. В атмосфере семьи сын или дочь познают первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их поведение как истинное и единственно правильное.

И еще - семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения к семье. Совместный досуг в выходные дни, воскресные обеды всей семьей за общим столом, празднование важных событий и дат способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи, где воспитываются дети. Все это способствует решению актуальной задачи настоящего времени: воспитание у детей нравственных качеств - самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. И посильный для ребенка труд! Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель труда является особенно показательным. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственные качества.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Понятие «заботливость» содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.

Итак, в заключение хочу сказать, что формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет в семье воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, колледже, вузе, но и формирование жизненной позиции, проявление личностных качеств в обществе. Каждый ребенок должен осознать и понять духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства. Лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее, сделать много важного и полезного для себя, своей семьи и своей страны.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.