Статья «Дискалькуляция. Причины и пути преодоления»

2
0
Материал опубликован 21 November 2023

Дискалькуляция. Причины и пути преодоления.

В настоящее время возрастает количество учеников начальной и средней школы с трудностями обучения. Чаще под школьными трудностями понимают: трудности овладения навыком чтения - дислексия, трудности овладения навыком письма - дисграфия, трудности овладения математическими навыками - дискалькулия.

Эти все нарушения нередко встречаются совместно, например, дислексия часто за собой влечет дисграфию, или, например, дислексия и дискалькулия, когда ребенок из-за непонимания прочитанного текста не может понять условие задачи. Также данные расстройства встречаются и по отдельности, изолированно, например, ребенок может быть отличником по многим предметам, но как только встречается предмет, с которым «трудности», он допускает множество ошибок. Например, при дисграфии - по математическим дисциплинам у ребенка все хорошо, а по письменным сложности.

Дислексия

Дисграфия

Дискалькуляция

t1700555788aa.png

t1700555788ab.png

t1700555788ac.png

Очень часто бывает так, что ребенок успевает по всем предметам, но затрудняется при овладении математическими навыками. Такое нарушение называется ДИСКАЛЬКУЛЯЦИЯ. Дискалькулия - неспособность к изучению арифметики. Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях.

Для того, чтобы разобраться в истинных причинах дискалькулии, нужно понять как устроен наш мозг.

Советским врачом-невропатологом, одним из основателей отечественной нейропсихологии была разработана системно-динамическая теория локализации высших психических функций. Она трактует следующее: локализация ВПФ — это сложная система, совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в реализацию определенной функции. Благодаря этому мозг обретает пластичность, благодаря этому человек может выполнять огромное количество действий, выполнять сложные мыслительные

t1700555788ad.png

Первый функциональный блок включает стволовые структуры, структуры промежуточного мозга. Они помогают реализовать тонус, сон-бодрствование. Два типа активизации: генерализованная и целенаправленная.

Второй блок головного мозга отвечает за получение, хранение и переработку информации, которую мы получаем из окружающего мира. Какая эта информация? Зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Третий функциональный блок мозга отвечает за программирование и контроль произвольной психической деятельности.

Первый функциональный блок закладывается еще внутриутробно и дозревает к концу первого года жизни. Он отвечает за активность ребенка, режим, активный интерес, мышечный тонус, координацию и движения глаз.

Второй функциональный блок созревает не всегда равномерно, т.е. есть различные сроки формирования, на это может оказывать влияние уровень тех зон, которые созревают. Под определением «зон» мы подразумевает поля головного мозга. Первичные поля головного мозга обрабатывают сенсорные раздражители, т.е. сенсорную информацию. К концу первого года, как правило, они уже созревают.

Вторичные поля будут обеспечивать более сложный синтез. Например, цвето и формагнозис, т.е. различение цвета и формы. Как правило, эти поля созревают к 5 годам.

Третичные поля - эти поля дают возможность интегрировать зрительную, слуховую, тактильную информацию одновременно. Это еще более сложно устроенные поля. Как правило, они созревают самыми последними.



!!! При недостаточной сформированности первого блока мозга на диагностике, при обучении мы будем видеть, что ребенок часто зевает, утомляется, пишет «всем телом», такой ребенок может быть плаксивым, тревожным, часто болеть, быть обидчивым, раздражительным. Про таких детей педагоги часто говорят «ленивый».

!!! При недостаточной сформированности второго блока головного мозга мы можем увидеть трудности при обработке информации, например, зеркальное письмо, путаница букв, ошибки устного счета и пр.

!!! При несформированности третьего блока головного мозга ребенок может знать на «отлично» все правила, но при этом регулярно допускать ошибки, не может себя контролировать, часто отвлекаем, не соблюдает нормы поведения.

В целом у таких детей интеллект сохранен, но навыки, которые необходимы для математической деятельности, оказываются недостаточными для ее освоения. Такие проблемы являются стойкими и проявляются регулярно. Стоит отметить, что при попытках решить данный вопрос «воспитательными мерами», с помощью дополнительных занятий и уроков по предмету, с которым возникают сложности, а также с помощью репетитора-успехом это не заканчивается и эти проблемы не уходят, а порой наоборот усугубляются, как правило, у детей теряется мотивация к обучению.

Дети с задержками речевого развития находятся в группе риска по возникновению в будущем дискалькулии.

Причины дискалькулии можно разделить на три большие группы:

- Психогенные причины зачастую включают в себя отрицательное отношение ребенка к арифметике. Это может быть с ранним обучением ребенка арифметике, а также давлением со стороны родителей: «все умеют считать, а ты что?» Также наказания за ошибки, конфликт между ребенком и учителем.

- Генетическая предрасположенность выявляется у тех школьников, у которых родители испытывали трудности в изучении математики. Ученые пытаются найти ген, который отвечает за математические способности, но, естественно, пока он не найден. Некоторые исследования отражают, что все же генетическая предрасположенность существует и ее нельзя исключать;

- Органические причины связаны с нарушением работы некоторых участков головного мозга. Органические причины могут возникнуть из-за родовых травм: асфиксия, негативное воздействие на плод вовремя беременности, черепно-мозговые травмы,

Эти причины между собой могут сочетаться.

Некоторые зарубежные авторы дискалькулию и дислексию не разделяют, а связывают воедино, т.к. эти расстройства связаны с символикой, а также там задействовано множество схожих нейропсихологических факторов.

Для успешного формирования математической деятельности необходимы следующие компоненты: Первое и самое важное в математике — это пространственные представления. А также:

- зрительно-моторная координация;

- слуховая и зрительная память;

- оптико-пространственный гнозис и праксис;

- общая моторика;

- восприятие и воспроизведение ритма;

- временные и количественные представления;

- пальцевый гнозопраксис;

- лексико-грамматический строй речи.

Основные симптомы дискалькулии:

- неверное называние чисел;

- неверное представление о графической структуре цифр;

- трудности в определении места числа в ряду чисел;

- несформированность количественных отношений чисел;

- трудности усвоения правил образования числа;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- мыслительные операции носят конкретный характер.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, основными направлениями в работе по профилактике и коррекции ДИСКАЛЬКУЛЯЦИИ будут являться :

Развитие пространственных представлений;

Развитие речи.

Развитие зрительного и слухового гнозиса;

Развитие зрительного анализа и синтеза;

Развитие зрительной и слуховой памяти.

Предлагаю некоторые приемы работы с младшими школьниками по преодолению дискалькуляции.

Таблица Шульте. Эта таблица позволяет проводить разнообразные упражнения с числами. Например: а) найти и последовательно показать числа от 1 до 25 (детям от 1 до 10 или 15) и наоборот — от 25 до 1; б) найти и показать четные числа; в) найти и показать нечетные числа; г) показать все числа, которые больше (меньше) 10 и т.д. Эти и другие упражнения активизируют деятельность ребенка с числами, формируют интерес к работе с ними, восстанавливают произвольное внимание, его распределение и т.д. Этот метод) хорошо проводить с группой (2—3 ребенка) и давать разнообразные «игровые» задания:

- «Один ребенок показывает пальцем все нечетные числа, а другой сразу вслед за ним все четные» или

«Один показывает красные числа, а другой — черные».

После этого дается задание: «Первый ребенок должен назвать числа, которые показывал второй, а второй ребенок — числа, которые показывал первый», и т.д.

Все эти методы и упражнения применяются на стадии обучения и направлены на актуализацию общих знаний о числе.



На этой стадии можно переходить к решению специальных задач восстановления счета, и прежде всего — к восстановлению понимания состава числа, взаимосвязи чисел между собой.

В этом случае хорошо использовать метод программированного восстановительного обучения составу числа. Всей этой работе хорошо придать игровой характер, и лучше работать не индивидуально с каждым ребенком, а с группой (2—3 человека). Полезно использовать такие методы, как метод соревнования, метод помощи одного ребенка другому, метод перекрестного контроля (когда каждый участник проверяет свою работу и работу других членов группы)

Программа № 1

1. Покажите первые два числа в таблице (1 и 2).

2. Запишите их в тетради.

3. Сложите их (1+2) и сумму запишите.

4. Покажите следующие два числа (3 и 4).

5. Запишите их в тетради.

6. Сложите их и сумму запишите.

7. Продолжайте работу до цифры 10.

Программа № 2

1. Посмотрите на первую записанную сумму (3) и на таблицу чисел; скажите из каких чисел получилась эта сумма.

2. Еще раз выполните это действие: сложите эти числа и запишите сумму.

3. Посмотрите на следующую сумму (7) и также скажите, из каких чисел получилось число 7.

4. Еще раз выполните это действие: сложите эти числа и запишите сумму. И т.д.

После многократного проведения работы по этим программам, убедившись в понимании и осознанности действий ребенком, можно переходить к следующей программе.

Программа № 3

1. Напишите, из каких чисел вы получили число 3. Запишите. Выполните действие сложения.

2. Напишите, из каких еще чисел можно получить это число. А теперь сложите.

3. Напишите, из каких чисел вы получили число 7. Запишите, а теперь сложите. И т.д.

После отработки этих действий с таблицей Шульте хорошо провести ряд упражнений с числовыми карточками, на которых записаны те же цифры, с которыми больной уже работал. Задание: 1) Найти числа, из которых можно получить сумму 3 (7, 11, 15 и т.д.). 2) Из каких других чисел, если их сложить, можно получить ту же сумму? Найти эти числа, сложить, записать; проверить, все ли правильно; повторить. 3) Проделать другие (все возможные) операции с этими числами; проверить, правильно ли все выполнено.

Программа № 4

1.Найдите последовательно все числа от 10 до 1.

2. Покажите числа 10 и 9, отнимите 9 от 10 и запишите ответ.

3. Теперь найдите следующие два числа (8 и 7), отнимите от одного числа другое и запишите результат.

4. Напишите, из каких чисел состоит число 10, 8 и т.д.

5. А теперь сложные задания: покажите числа 10 и 5.

6. Отнимите 5 от 10 и запишите.

7. Покажите, из каких чисел состоит число 10.

8. Покажите числа 9 и 3, запишите.

9. Отнимите 3 от 9 и запишите.

Покажите, из каких чисел состоит число 9. И т.д. Необходимо варьировать операции с числами, но так, чтобы больной выполнял все операции произвольно, активно, осознанно. Таблица в этом случае выполняет ряд задач: а) является наглядной опорой действий с числами; б) снимает участие запоминания; в) фиксирует и концентрирует внимание; г) выносит вовне внутренний состав числа и связи чисел друг с другом.

Эти методы работы являются подготовительными к восстановлению понятия разрядного строения числа.

Игры на коррекцию дискалькуляции.

«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов), «Узнай и назови времена года» (зима, лето,

весна, осень), «Нелепицы» (по временам года), «Время суток» , «Расскажи, что где

находится» (робота с предлогами по схемам)

Обучение математической терминологии

«Пары по величине» , «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета),

«Поручения» (с использованием математической терминологии)

Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти

«Послушай и назови лишнее слово», «Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по

памяти), «Выполни движения» (по рисунку – схеме), «Послушай и повтори цифры в

обратном порядке», «Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).

«Дырявый ковер»

Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений

«Чем похожи, чем различаются две фигуры», «Разложи по коробкам» (геометрические фигуры

разного цвета и размера), раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или

убывания по длине, ширине, толщине и высоте, счет предметов, звуков, движений

Список используемой литературы:

1. Семенович, А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии / А.В. Семенович. — 2-е изд. (эл.). - Москва: Генезис, 2017. - 429 с

2. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил.

3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.4.

4 .А. Абасов. Как работать с неуспевающими детьми.

5. Л.Б. Баряева, С.Ю.Кондратьева Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации