Статья из опыта работы по теме «Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством организации двигательной деятельности в режимных моментах»
Статья из опыта работы по теме:
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством организации двигательной деятельности в режимных моментах»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №133» города Дзержинск
Иванова Светлана Николаевна.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие.
Свою работу я начала с изучения научных исследований по интересующей меня теме.
Познакомилась с психологическими и возрастными особенностями воспитанников. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования для определения содержания своей работы и различных эффективных форм организации и педагогического взаимодействия. Федеральную образовательную программу. И остановилась на такой форме работы как, создание условий для развития двигательной активности в режимных моментах.
Я стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.
Организационно-педагогическими условиями формирования вклада стали - курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, педагогических советах, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода!
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное - наши дети. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является двигательная активность детей. Именно это направление было выбрано мною, в ходе работы я пытаюсь ответить на важный вопрос, как повысить двигательную активность детей раннего возраста.
Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Но двигательный опыт детей пока еще невелик и ориентирование в пространстве затруднительно.
Нельзя недооценивать значимость Двигательной Активности в развитие детей.
Она работает на:
- развитие нервной системы
-психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровье
- обеспечение положительного психолого-эмоциональное состояния.
Замечательный педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию на воздухе.
Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.
П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни».
Теоретико-методическую базу моей работы составляют исследования по проблеме двигательной активности младших дошкольников (В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, М.Н. Алиева и др); по проблеме развития физических качеств дошкольников (Е.Н.Вавиловой, З.И. Кузнецовой, М.Х. Спаевой и др.); исследования по проблеме развития двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений в ДОУ (Е.В. Хрущева, С.Д. Полякова, И.Н. Бочаровой, Т.И. Осокиной, Ю.Ф. Змановского и др.).
Проанализировав, требования ФГОС и исследования по данной теме, я определила цель своей работы, это, Разработка системы по организации и стимулированию двигательной активности детей раннего возраста в режимных моментах
Данная цель решалась мною через задачи:
Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по улучшению двигательного статуса малышей.
Изучить реальный педагогический процесс развития двигательной активности у детей раннего возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью
Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.
Создать условия для самостоятельной двигательной активности детей в режимных моментах
Способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей в вопросах физического развития ребенка раннего возраста
Именно поэтому моей ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЩЕСКОЙ ИДЕЕЙ стало:
Удовлетворение потребности ребенка в движении и организация двигательной активности в режимных моментах возможно лишь, благодаря целостному, системному и индивидуальному подходу, посредством специфических видов деятельности ребенка раннего возраста, то есть через игру и игровые упражнения.
Разработка системы по организации и стимулированию двигательной активности детей раннего возраста в режимных моментах осуществлялась с учетом принципов: систематичности и последовательности, доступности , наглядности, координации деятельности педагогов и специалистов, преемственности.
А реализация поставленных задач требует определенных условий:
Наличие спортивного оборудования в группе (горки, коррегирующие дорожки, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, машины-каталки, и пр.);
Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;
Правильная организация игрового пространства в группе (возможность детям свободно передвигаться по группе, открытый доступ к спортивному инвентарю и игрушкам);
Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности;
Использование воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий в процессе организации двигательной деятельности.
Свою работу я строила по-этапно:1этап- организационный, 2- практический
3- результативный.
Работу начала с изучения педагогической и психологической литературы по данной теме, проведения мониторинга – то есть определила уровень сформированности умений и навыков детей раннего возраста посредством мониторинга эффективности педагогического воздействия по Ю.А. Афонькиной , особое внимание отвела подбору дидактических и наглядных материалов, разработке картотек. Данный этап нашел свое отражение в календарно-тематическом планировании.
На практическом этапе проводилась работа по построению и реализации системы воспитательно-образовательной работы по организации двигательной деятельности детей, создание развивающей предметно-пространственой среды и привлечении родителей к участию в жизни и делах группы.
Результативный этап работы включил в себя – повторный мониторинг уровня сформированности умений и навыков детей раннего возраста, анализ заболеваемости детей раннего возраста и включенность родителей в образовательный процесс.
Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность, как организационную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима для меня было важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание Двигательной Активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной Двигательной Активности детей. Занятия по физической культуре в группе раннего возраста проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня Двигательной Активности и физической подготовленности.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня Двигательной Активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе.
Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую Двигательную Активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
В зависимости от степени подвижности детей я распределяю их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов, добиваюсь постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом особенностей двигательной активности детей. Так более подвижным детям предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям менее подвижным- на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое.
В целях успешного решения комплекса всех воспитательно-образовательных задач при работе с детьми я использую различные формы организации детей, стимулирующие их двигательную активность в течении дня – это и подвижные игры, и осуществление индивидуальной работы по освоению ОВД и создание условий для двигательной активности.
Основная цель – это удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении, активизировать детскую самостоятельность, создать оптимальные условия для разностороннего развития детей.
Каждое утро с детьми начинаю с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику провожу в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (при плохой погоде). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).
Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики я тщательно к ней готовлюсь (составляю комплексы – 2 на один месяц, в которых определяю дозировку, темп выполнения упражнений, порядок проведения).
Пример: упражнения с погремушкой:
1. «Покажи погремушку».
И.п. – стоя, руки вперед показать погремушку, руки назад спрятать погремушку.
2. «Переложи погремушку».
И.п. – сидя, положить погремушку на пол с одной стороны от себя, затем взять переложить погремушку с другой стороны от себя.
3. «Постучи погремушкой».
И.п. – лежа, подтягивание коленей к груди: по коленям со словами «тук-тук» постучать погремушкой.
4. «Положи погремушку».
И.п. – стоя, присесть положить погремушку на пол, встать; присесть взять погремушку в руки, встать и поиграть погремушкой.
Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для меня проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Я заметила, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы, даю детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д.
Два раза в неделю провожу занятия по развитию движений детей, которая состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Структура и дозировка:
вводная часть – 1 мин.; основная часть – 6-8 мин.; заключительная часть – 1 мин.
Вводная часть: организация детей и постепенное введение их в ритм занятия. Содержанием этой части является знакомым детям материалом, например, ходьба. По мере того, как овладевают двигательными умениями, усложняю содержание вводной части за счет упражнений в равновесии (ходьба по дорожке, лежащей на полу, перешагивание через кубик и т.д.).
Основная часть: упражнения общеразвивающего характера, на развитие основных видов движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения даются из исходного положения, сидя (на полу, на стуле, скамейке), лежа и стоя. Из трех-пяти упражнений два-три из исходного положения, сидя и лежа, так как они формируют осанку и дают разгрузку позвоночнику и стопе ребёнка. При выполнении всех упражнений на одном занятии использую однотипные пособия или игрушки. Это помогает сосредоточить внимание детей.
Кульминационная часть – это подвижная игра, которая повышает активность, обогащает двигательный опыт, воспитывает умения согласовывать движения со словом.
Провожу подвижные игры с использованием пособий (султанчики, мячи и т.д.) и игрушек, так как они дают возможность конкретизировать задание (догони мяч, доползи до погремушки, найди игрушку). Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом.
Заключительная часть: основная задача этой части – постепенно привести организм ребенка в спокойное состояние.
В своей работе я использую не только готовые комплексы упражнений, но и составляю их самостоятельно, придерживаясь следующих принципов:
- учитываю возможность детей данной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;
- не заменяю полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставляю 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующие повторения;
- повторяю те упражнения с детьми, которые доставляют им радость;
- предусматриваю постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце непосредственно организованной деятельности;
- чередую нагрузки на все основные группы мышц.
Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста провожу в различных вариантах:
- по единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т.п.);
- тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»);
- построенную на одном движении;
- построенную на подвижных играх.
Занятия по «Физической культуре» провожу в игровой форме, с введением увлекательных упражнений во всех частях организованной деятельности, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.
Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Для осуществления использую ноутбук. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается
Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке.
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок выношу дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это сказочные персонажи, знакомые игрушки. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный, эмоциональный настрой, желание идти на прогулку
Особенностью детей групп раннего возраста является то, что они еще не могут действовать коллективно. Их игры РЯДОМ. Соответственно ФГОС нам говорит об индивидуализации в подходе к организации двигательной деятельности детей. Следуя принципу индивидуализации, на участке мной созданы такие предметно-пространственые условия, которые позволяют каждому ребенку иметь право на собственный путь развития. Например, Варвара и Миша очень любят игры насыщенные разнообразными активными движениями, поэтому для них я выношу на участок мячи, машины, каталки. Василиса и Лиза любят более спокойные игры, поэтому для них я выношу образные игрушки, лопатки, в теплое время – это песочные наборы, мелки.
В соответствии с ФГОС ДО родители и законные представители становятся нашими партнерами, поэтому я стараюсь больше вовлекать родителей воспитанников в жизнь группы, доводя до их внимания информацию путем консультирования, индивидуальных бесед, анкетирования, родительских собраний, проектов группы. В рамках проекта «Прогулка – это важно» большой популярностью пользуются консультации:
«Удобная одежда – движениям раздолье». (о правильном подборе одежды и обуви для прогулки);
«Прогулка малышам нужна, здоровью детскому важна». (о пользе прогулки в любое время года).
«Как устроить физкультурный уголок дома». (о необходимых игрушках и оборудовании, способствующих двигательной активности).
Кроме того, использовались и такие формы работы с родителями как – совместные прогулки, праздники и развлечения, мастер-классы.
Результаты своей работы я отслеживала посредством педагогического мониторинга эффективности педагогических воздействий по Ю.А. Афонькиной. Критерии представлены на слайде. Здесь же вы можете увидеть динамику в освоении детьми двигательных навыков и умений.
Для меня было важно участие родителей в данном направлении работы. Именно поэтому мной были запущены анкеты для родителей.
На начало года 33% родителей осознают существование проблемы стимулирования двигательной активности детей в раннем возрасте и поддерживают проводимую работу в ДОУ, 67% работу поддерживают, но активности не проявляют. На конец года активно включенных родителей в деятельность ДОУ стало в 2 раза больше - 63% (в вечернее время родители стараются больше гулять с детьми на участке ДОУ, увеличился интерес родителей к значению зимних прогулок, способствовали созданию РППС на участке группы путем созданию построек, делились своими впечатлениями о совместных прогулках в выходные дни дома).
Реализация данной работы с детьми и родителями в 2022-2023 учебном году способствовало снижению заболеваемости детей группы раннего возраста(в сравнении с предыдущими годами) благодаря комплексному решению задач.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.
Список литературы
Нормативные документы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Эксмо, 2012
2.Конвенция о правах ребенка. – М.: Гросс-Медиа, 2009
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4.ФОП
Методическая литература:
5.Подбор материалов и оборудования для детского сада в современных условиях /Н.А. Короткова. – М.: Просвещение, 2009 – 202 с.
6.Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М., 1977г.
7.Ясли – это серьезно./Алямовская В.Г. – М.:Линка – пресс, 2000г.
8.Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред Н.М.Щелованова, Н.М. Аксариной – М., 1960г.
9.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/Печора К.Л., Пантюхина Т.В., Голубева Л.Г. – М. Просвещение, 1986г.
10.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г
11.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
12.Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
13.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.
14.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 1999.
15.Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
16. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
17.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровым. М.: Просвещение,1989.- 190 с.
Интернет – ресурсы http://planetadetstva.net/info/progulki-rannij-vozrast , http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/03/11/znachenie-progulki-v-zhizni-rebyonka-rannego-vozrasta
Кияйкина Наталья Федоровна