Статья «Изучение регионального компонента как одно из средств формирования познавательного интереса»
Пояснительная записка
В данной статье рассматривается одно из средств формирования мотивации на обучение – это формирование познавательного интереса. Учиться интересно тогда, когда понятно. Саади говорил: «Ученик, который учится без желания, – это всё равно что птица без крыльев». Процесс обучения неразрывно связан с воспитанием. Изучение регионального компонента способствует стремлению узнавать новое, так как то, что находится рядом с маленьким человечком наиболее доступно познанию, позволяет решать воспитательные задачи. В статье показаны формы и методы работы в урочной и внеурочной деятельности при изучению регионального компонента, представлены возможные разделы, по которым систематизируются материалы усвоения знаний регионального содержания. Данная статья написана на основании авторского педагогического проекта, победившего в краевом конкурсе. Продолжаю работать в этом направлении. Считаю, что данный опыт будет полезен коллегам.
Изучение регионального компонента как одно из средств формирования познавательного интереса
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу,
к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране,
к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству,
к человеческой культуре.
Д. С. Лихачев.
Современной России нужны образованные, нравственные люди, которые способны принимать решения, уметь сотрудничать, обладающие чувством ответственности за судьбу своей Родины, за её социально-экономическое преуспевание . Школа – одна из ступеней для получения образования. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от активности ученика в этом процессе. Повышение учебной мотивации обучающихся – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов в образовательной деятельности. Очень велико его действие. В психолого-педагогической литературе имеется большое количество исследований, посвящённых проблеме познавательного интереса личности. Доктор педагогических наук Щукина Г.И. под познавательным интересом подразумевала: «…активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ней».[4,с.134]. Советский психолог Выготский Л.С. считал, что это «специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, приносящей эмоциональное насыщение».[1,с.121]. Под влиянием познавательного интереса даже у слабоуспевающих детей учение протекает более продуктивно. Очень значимо, чтобы познавательный интерес стал устойчивой чертой личности младшего школьника, так как он оказывает сильнейшее влияние на его развитие.
Обновлённый ФГОС НОО направлен на «личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социо-культурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учётом принятых в обществе правил и норм поведения» [2,с.2-3] На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств, для формирования данных личностных характеристик, является изучение материалов регионального содержания.
Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране. Исследованию общеметодологических и научно-педагогических проблем стандартизации и регионализации системы образования посвящены работы В.П. Беспалько, В.И. Байденко, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Семушиной, И.П. Смирнова, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др. Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами. Концепции регионального компонента ФГОС Ставропольского края предусматривает несколько вариантов изучения регионального компонента. Один из них – это органичное включение регионального содержания в базовое содержание инвариантной части базисного плана.
В свои рабочие программы по предметам я включаю материалы по изучению регионального компонента, что позволяет использовать различные педагогические технологии, развивать интеллектуальные способности обучающихся, их самостоятельность, расширяет круг познавательных интересов детей, способствует формированию метапредметных компетенций (Приложение 1). Использование материалов регионального содержания в образовательной деятельности, предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций Ставропольского края, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребёнка.
Воспитание патриотизма и гражданственности актуально всегда, не исключение и настоящее время: разгул терроризма, события в Украине, политическая нестабильность. Невозможно воспитать гражданина, любящего свою страну, без привития любви к малой родине. А любовь эта начинается с любви к своему дому, к деревцу, растущему возле него, к увиденному гнёздышку на экскурсии и многому другому, к чему учитель поможет прикоснуться сердцем своим воспитанникам. В младшем школьном возрасте преобладает конкретное мышление, поэтому изучение регионального компонента способствует формированию познавательного интереса. Познавательный интерес в этом возрасте основан на эмоциональном компоненте. Изучая свою семью, историю родного села, края, разнообразие растительного и животного мира своего региона, у ребёнка появляются тысячи почему? Новизна такого изучения заключается в том, что в образовательной деятельности принимают участие не только педагог и обучающийся, но и родители, преподаватели учреждений дополнительного образования, социум. Изучение материалов регионального содержания вызывает большой интерес у ребят. А то, что интересно – успешно усваивается. Успех, в свою очередь, зарождает желание узнавать новое.
Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной Ставропольский край», «История и культура Ставропольского края», «Население Ставропольского края», «Традиции родного края» «Растительный и животный мир Ставропольского края», «Апанасенковский район», «Моё село», «Моя семья», и учитывает особенности региона: географические, исторические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
В 1 классе дети знакомятся с устройством школьного здания и двора, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Знакомство с животным миром, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц. Знакомство с родным селом: название села, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы. Начинается работа по знакомству с народностями, населяющими край; их национальной одеждой, традиционными занятиями, с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
Во 2 классе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города Ставрополя (краевого центра), его гербом, флагом. Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями края, бытом, традициями, условиями проживания. Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов (сказки, легенды, пословицы, загадки). Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой» Ставропольского края.
В 3-4 классах продолжается работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о климатических и географических особенностях края, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов края, их достопримечательностями, геральдикой. Много внимания уделяется растительному и животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые) - особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания. Уделяется внимание и изучению основных занятий населения Ставропольского края, рассматриваются экологические проблемы.
Связь с образовательными областями представлена в следующей таблице:
Таблица 1. Связь с образовательными областями
Образовательные области | Задачи | Учебный предмет для реализации |
Познавательное развитие | - дать представление о географическом положении Ставропольского края на карте России; - познакомить с местоположением Апанасенковского района, с. Дивное на карте Ставропольского края; - дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире родного края; - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного района, села, краевого центра г. Ставрополя (достопримечательностями, памятниками города); - познакомить с известными людьми Ставропольского края: историческими личностями, писателями и поэтами, художниками; - формировать бережное отношение к природе родного края. | Окружающий мир, русский язык, литературное чтение, ИЗО, технология, внеурочная деятельность |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности. | Русский язык, литературное чтение, ИЗО, технология, внеурочная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие | - познакомить с основными занятиями населения; - воспитывать любовь и привязанность к «малой родине», уважение к традициям и культуре родного края | Все предметы, внеурочная деятельность |
Физическое развитие | - развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы Ставропольского края. | Физическая культура, внеурочная деятельность |
Экологическое развитие | - познакомить с редкими и исчезающими видами животных, занесёнными в Красную книгу Ставропольского края и Красную книгу России, МСОП (Международный Союз Охраны Природы); - прививать нормы экологически грамотного поведения в природе | Все предметы, внеурочная деятельность |
Формы и методы работы с обучающимися при изучении регионального компонента
просмотр и обсуждение презентаций, видеофильмов регионального содержания;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, с включением сведений о Ставропольском крае; чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг писателей и поэтов нашего края, детских иллюстрированных энциклопедий;
сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи»;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы учителя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, природой;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования на основе знаний о родном крае;
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг поэтов и писателей Ставропольского края, репродукций произведений живописи художников Ставропольского края; тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества.
заучивание стихотворений, отрывков литературных произведений, произведений малых фольклорных жанров, поэтов Ставропольского края;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и литературным произведениям, с включением материала на местную тематику;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы регионального содержания;
экскурсии к памятникам, в местный храм, школьный музей, музей «Русская горница», школьную и районную библиотеку, Народный театр, музеи края, на природу;
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера с региональным содержанием;
физкультминутки.
Особое место в развитии познавательного интереса при изучении регионального компонента я уделяю проектной технологии. В её основе лежит исследовательская деятельность. Она является мощным стимулятором для формирования познавательного процесса.
Тематика проектов по изучению регионального компонента: «Моя семья»; «Красная книга Ставропольского края»; «Разнообразие природы родного края»; «Богатства, отданные людям»; «Каким я вижу моё село»; «Достопримечательности родного села»; «Экономика родного края»; «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны»; «Чьи имена носят улицы нашего села».
Особенности взаимодействия с семьями учеников
Ознакомление младших школьников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно-информационную работу.
Примерные совместные мероприятия с родителями.
Привлечение родителей к созданию генеалогического древа семьи, к сбору информации о родственниках, участниках ВО войны.
Проведение совместных мероприятий, где дети знакомятся с профессиями родителей, традициями семьи «Будем знакомы», «Семейные посиделки», «Принципы здорового питания».
Совместный просмотр видеофильмов и презентаций с региональным содержанием.
Особенности взаимодействия со специалистами учреждений ДО
Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии со специалистами учреждений ДО.
Примерные формы взаимодействия:
- организация совместных мероприятий с ЦДТ (Центр детского творчества);
-организация выставок, экскурсий в художественную школу, музыкальную школу;
- участие в объединениях учреждений ДО;
- организация экскурсий в музей «Русская горница» (ЦДТ) по темам: «Интерьер русской избы»; «История русского костюма»; «Народная игрушка»; «Виды вышивок»; «Обряды и традиции народов Ставропольского края»; «Народные умельцы Ставропольского края»;
- участие в конкурсах, проводимых учреждениями ДО.
Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуальной деятельности, эмоциональных и волевых проявлений. Развитию познавательного интереса способствует такая организация образовательной деятельности, при которой обучающиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Для этого они решают вопросы проблемного, творческого и исследовательского характера. Я считаю, что изучение регионального компонента вызывает естественное стремление школьников к познанию. Ребята моего класса активно участвуют в создании проектов, презентаций, которые мы публикуем в сети Интернет, районной газете «Приманычские степи». В создании проектов принимают участие и родители. Такая деятельность сближает, помогает сохранять семейные традиции, помнить историю своей семьи и страны.
Считаю, что созданная мною модель изучения регионального компонента с целью формирования познавательного интереса заслуживает внимания и поддержки. Представленный опыт может использоваться в других регионах нашей страны с внесением корректив.
Список литературы
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. //М. 2014
ФГОС НОО с новыми дополнениями//М. 2021
Феденкова Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 317-319
Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. //М. 2011
Интернет-ресурсы
Концепция регионального компонента образования на примере Ставропольского края https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1977
Региональный компонент на уроках литературы как способ формирования ценностных ориентиров у учащихся Б.З. Мхце http://wiki.stavcdo.ru/images/8/85/Mhce4konf.pdf
Приложение 1
Примеры поурочного планирования, с учётом регионального компонента
3 класс. УМК «Школа России»
Литературное чтение. Темы уроков:
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Р.к. Осень в нашем регионе
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». Р.к. Климатические особенности нашего края
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Р.к. Музей Лермонтова в Пятигорске
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Р.к. Животные нашего региона
Русский язык. Темы уроков:
Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса. Р.к. Флора нашего региона (деревья)
Окончание и его роль в предложении. Р.к. Перелётные птицы нашего региона
Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне. Р.к. Зимующие птицы нашего региона
Правописание слов типа чудесный, опасный. Р.к. Традиции и праздники нашего края
Окружающий мир. Темы уроков:
Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». Р.к. Промышленность в нашем крае
Охрана растений. Р.к. Растения из Красной книги Ставропольского края
Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». Р.К. Что растёт на полях нашего края?
Приложение 2
Фотоматериалы
Рисунок 1. Экскурсия в школьный музей истории Апанасенковья. Знакомство с героями ВО войны
Рисунок 2. Разговоры о важном. Наша Родина
Рисунок 3. Внеурочное занятие "Чьи имена носят улицы нашего села"
Рисунок 4. Классный час, посвящённый годовщине освобождения села Дивного. Герой-партизан