Статья на тему «Эффективные педагогические практики содержания и организации нравственного воспитания»

1
0
Материал опубликован 7 January

Статья на тему

«Эффективные педагогические практики содержания и организации нравственного воспитания»



Выполнила: Кострыгина Алена Николаевна

Духовно – нравственная личность - это результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения.

В настоящее время содержание гражданского воспитания в школе и семье определяется работой учителей, воспитателей и родителей по формированию национального самосознания учащихся (приобщение детей к национальной культуре своего этноса, изучение национального языка и т.д.), по патриотическому и интернациональному воспитанию. В гражданском становлении личности важно участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Духовно – нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Духовно – нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности и патриотизма;

нравственного облика - терпения и милосердия;

нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли.

При работе с детьми используются следующие принципы организации воспитательно – образовательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход.

Основной характеристикой деятельности можно считать сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграцию духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический:

Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Слушание православных сказок, рассказов.

Экскурсии, целевые прогулки к храму, в храм.

Организация выставок.

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки. Если они укоренились в сознании и жизни ребенка, в его нервной системе, психике, наступает состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых поведенческих норм, становятся просто невозможными. Нравственное поведение становится обыденным, в порядке вещей, не нуждающимся в контроле и самоконтроле.

Большое значение в этом направлении воспитательной деятельности педагога имеет работа с семьей, ведь истоки деформации нравственного и правового сознания лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией родителей (пьянство, драки), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера нелюбви, стяжательства, вещизм и бездумное потребительство, пренебрежительное отношение к труду и нормам морали как жизненные установки. Дети из таких семей обычно отличаются криминальной активностью, правовым нигилизмом.

Педагогу необходимо владеть методикой педагогической диагностики воспитательного потенциала семьи, посещать учащихся на дому, поддерживать тесную связь с родителями. В случае необходимости нужно оказывать семье педагогическую помощь, либо привлечь внимание общественности, соответствующих государственных органов к проблеме воспитания ребенка в криминогенных, маргинальных семьях, в которых отсутствует воспитательный потенциал.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации