12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лобченко Людмила Владимировна48
2

Статья на тему «Использование метода "Комплементы"» для подготовки учащихся к ГИА-11 по химии

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КОМПЛЕМЕНТЫ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ

 

Успех ребенка на ГИА-11 зависит то того, насколько хорошо он знает химические свойства основных классов неорганических соединений. На уроках мы рассматриваем химические свойства на конкретном примере, но современные экзамен бросает вызов выпускникам, он проверяет не только базовые знания выпускников, но и умение применить их для решения конкретной задачи. Если анализировать демоверсии ЕГЭ-2024 года, то это задания № 6, 7, 8, 9, 24, 29, 30, 31 и 34. В заданиях данного типа ученик должен уметь характеризовать анализировать, сравнивать, проводить аналогии. Для успешного решения данных заданий я ученикам предлагаю использовать метод «Комплиментов». Он основам на том, что сначала ученик характеризует данное вещество, то есть говорит ему «комплименты». И чем больше он расскажет о данном веществе, тем легче будет выбрать правильный вариант ответа и составить уравнение реакции. Я предлагаю ребятам придерживаться следующего плана:

Определить простое вещество или сложное;

  • Если вещество простое, определить металлом или неметаллом оно является (металлы выполняют роль восстановителей, неметаллы обладают ОВД):
  • если вещество является металлом, то обязательно посмотреть в ряд активности металлов; и определить его активность: активный металл, металл средней активности или малоактивный металл и способ его получения
  • при выборе варианта ответа придерживаться схемы:

t1710066951aa.png

! При этом обращаю внимание на индивидуальные особенности металлов. Например: почему щелочные металлы получили такое название? Какой металл реагирует с азотом при комнатной температуре? Какой металл нельзя тушить углекислым газом? Алюминий и цинк – амфотерные металлы, а значит они растворяются в кислотах и щелочах и так далее.

  • Если вещество является неметаллом, то при выборе варианта ответа придерживаться схемы:

t1710066951ab.png

! При выборе варианта ответа необходимо учитывать индивидуальные особенности неметаллов. Например: кремний и фосфор не реагирует с водородом, галогены не могут реагировать с кислородом, количество неметалла в реакции (избыток или недостаток, условие протекания реакции: температура, давление, наличие катализатора) и т.д.

  • Если вещество сложное, то начинать необходимо с определения класса, к которому принадлежит вещество и при выборе ответа придерживаться схем:

t1710066951ac.png

! При написании уравнений реакций с щелочами обращаю внимание на условие протекания реакции (раствор или твердое вещество, так как продукты будут разными)

 

t1710066951ad.png

! При выборе ответа обязательно обращаю внимание на качественные реакции на катионы и анионы.

 

t1710066951ae.png

Рассмотрим, как работает данный метод при выполнении задания № 7:

 

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции обозначенной буквой подберите позицию, обозначенную цифрой.


 

t1710066951af.png

Вопрос для учащегося: Какие «комплименты» вы можете сказать цинку?

 

  • В ПС цинк располагается в побочной подгруппе, следовательно цинк – металл, который проявляет свойство восстановителя и может реагировать с неметаллами;
  • Глядя на ряд активности можно сказать, что цинк металл средней активности;
  • Цинк является амфотерным металлом, а следовательно, может растворятся в кислотах и щелочах
  • В цинковом ведре нельзя готовить раствор медного купороса, так как цинк как более активный металл заместит медь

Исходя из сказанных цинку «комплементов» ребята смогут безошибочно выбрать вариант ответа 1:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

4Zn + 2NO2 → 4ZnO + N2

Zn + CuSO4Cu↓ + ZnSO4

! При написании уравнений химических реакций обращаю внимание на признаки реакций, так как это помогает выполнить задания № 6 и 24.

Вопрос для учащегося: какие «комплементы» вы можете сказать оксиду меди (II)?

 

  • Это сложное вещество, относящееся к классу основных оксидов, следовательно будет реагировать с кислотами:
  • Медь является малоактивным металлом, поэтому ее можно получить методом пирометаллургии

 

Исходя из сказанных оксиду меди (II) «комплементов» ребята смогут безошибочно выбрать вариант ответа 2:

 

3CuO + 2NH3 → 3Cu↓ + N2↑ + 3H2O

CuO + H2SO4→ CuSO4 + H2O

CuO + COCu + CO2

 

 

Вопрос для учащегося: какие «комплементы» вы можете сказать хлору?

 

  • Исходя из положения в ПС хлор является неметаллом, проявляющим сильные окислительные свойства;
  • Является галогеном, и способен вытеснять менее активные галогены из растворов их солей;
  • Вступает в реакцию с металлами и неметаллами;
  • Вступает в реакцию диспропорционирования с щелочами;
  • Не реагирует с кислородом;

Исходя из сказанных хлору «комплементов» ребята смогут безошибочно выбрать вариант ответа 3:

6NaOH + 3Cl2 → 5NaCl + NaClO3 + H2O (при нагревании)

6NaOH + Cl2NaCl + NaClO + H2O (на холоде)

Cl2+ 2KBr → 2KCl = Br2

3Cl2 +2Fe → 2FeCl3 (обращаем внимание на степень окисления железа)

 

Вопрос для учащегося: какие «комплементы» вы можете сказать питьевой соде? (одновременно повторяем тривиальные названия веществ)

  • Гидрокарбонат натрия — это растворимая соль;
  • Гидрокарбонат натрия — это кислая соль, а следовательно она вступает в реакцию до нейтрализации;
  • Гидрокарбонат натрия – это пищевая сода, соль нестабильной угольной кислоты, а в жизни мы ее гасим раствором уксусной кислоты, следовательно она реагирует с кислотами;
  • Соли летучих кислот способны вступать в реакции совместного гидролиза с солями амфотерных гидроксидов.

 

Исходя из сказанных гидрокарбонату натрия «комплементов» ребята смогут безошибочно выбрать вариант ответа 4:

 

NaHCO3 + NaOH → Na2CO3+ H2O

3NaHCO3+ FeCl3 → Fe(OH)3↓ +3CO2 + 3NaCl

NaHCO3+ HCl → NaCl +H2O + CO2

 

Исходя из собственного опыта подготовки детей к ГИА могу сказать, что данная методика способствует формированию прочных знаний, умений обобщать полученные знания и применять их для решения конкретной ситуации, что помогает выпускникам успешно справиться с заданиями, получить высокие баллы на Едином государственном экзамене.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.