Статья на тему «Ознакомление детей с элементами букв и выработка графических навыков письма» (1 класс)
Для того, чтобы было понятно, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Поэтому начнем с главного — рассмотрим, что представляет собой процесс письма и почему он так сложен для ребенка.
Письмо — это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.
Письмо — одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.
Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
- чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
- психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Рассмотрим подробнее этот аспект.
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.
Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.
Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.
Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.
К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих
На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:
1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;
2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;
5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;
7) имеет место «заборность», условность письма;
8) не соблюдается связанность букв при письме;
9) полная неразборчивость почерка, «каша»
Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:
1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;
2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:
- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё – по полуовалу;
- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о –о;
- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и – линия с закруглением внизу;
Сравнение букв: У, И;
- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия – а, г, ж, з, к, н, п;
- составление группы букв на основе общего элемента;
- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);
- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;
- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй
Наряду с традиционной методикой ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности существуют и авторские технологии по формированию графических умений. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование графических умений должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.
Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при ознакомлении с элементами графической грамотности усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать
- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
- доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).
Еще одним условием успешного ознакомления с элементами графической грамотности, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Обучение грамоте и письму лучше , на мой взгляд, проводить интегрировано , блоками по 15 – 20 минут, с рисованием, математикой.
Сделала альбом « Конфигурация элементов букв и форма букв»
На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.
Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем закладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.
Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.
Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя младшие школьники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.
Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.
При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федорова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений:
- обведение по контуру
- раскрашивание короткими частыми штрихами;
- штриховка с возрастом;
- центрическая штриховка (штриховка от центра);
- штриховка длинными параллельными отрезками
Учащиеся штриховали картинки, но собственные, помогавшие лучшему запоминанию образу буквы
Письменные буквы я писала каждому ученику мелом на дощечке. Под сказку , а чаще всего под песню, тети ощупывали букву, а потом воспроизводили сами. У каждого ребёнка на парте лежит своя дощечка. Ребятам очень нравится работать на них.
Элементы букв мы назвали по – своему, чтобы облегчить запоминание буквы в целом.
А вот небольшие стихи, которые помогали детям запомнить образ письменной буквы:
Очень помогала в работе книга В.В. Волиной « Занимательное азбуковедение»
Значительные трудности овладении графической грамотностью обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.
При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону (плавные и полуовальные), пишутся при расслабленномсостоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счёт.
Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания.
Упражнения в безотрывных соединениях букв.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.
В результате обучения первоначальному письму школьник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:
1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;
2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;
3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;
4) писать связно и правильно все буквы;
5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;
6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, на первом этапе на основе логического принципа группировки букв мы закрепили указанные выше умения и начали отрабатывать автоматизированность графического навыка.
В классе обязательно должен висеть плакат, на который учитель постоянно обращает внимание учеников .
Мы убедились в том, что у учеников младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-за недостаточной динамичности мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям письма.
- обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё - по полуовалу;
- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё, о -о;
- нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и - линия с закруглением внизу;
Сравнение букв: У, И;
- нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия - а, г, ж, з, к, н, п;
- составление группы букв на основе общего элемента;
- продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);
- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;
Очень большую роль в овладении навыками правильного письма имеют дидактические игры:
Азбука упала
Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко.
Соберите буквы и правильно их напишите.
* Прятки
Картинка, где произошло наложение букв друг на друга. Дети должны найти знакомые буквы.
* Письмо на ладошке
Цель: развивать зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
* Найди ошибку
Цель: развивать зрительное представление о букве, находить несоответствия в изображении букв; развивать память, внимание.
Материал: доска, на которой неправильно изображены элементы букв, мел.
* Начерти в воздухе букву
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.
* Составь букву из элементов
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: счётные палочки.
* Маша растеряша
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.
Маша по лесу гуляла,
В лесу хворост растеряла,
Ты Машуле помоги:
Буквы в хворост собери.
* Зашифрованная буква
Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
* Угадай букву по описанию
Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.
Пример: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»
* Холодно - горячо
Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры.
Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал воспитатель путём наводящих вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Учитель отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.
Игра « Буквоед»
Жучок – буквоед съел половину буквы. Напиши букву правильно.
Вот некоторые методы и приёмы, которые используются при формировании каллиграфии письма.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика. Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т.С. Кмарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сживают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.
Методистом Е.Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны.
Все, кроме этой мысли, должно уйти из-под контроля сознания. Но это уже будет не то письмо, о котором мы говорили и психофизиологическую структуру которого разбирали так подробней, это будет письменная речь, имеющая свои специфические особенности и свою психофизиологическую структуру, свои механизмы и свои трудности. Однако овладеть письменной речью можно “только при условии, если в первые школьные года ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи” (Л. С. Выготский).
Список литературы:
1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.
3. Журнал « Начальная школа» № 7 1996http://www.frogtur.ru/country/ru/shabloni/zadaniya-4-goda.html
http://www.mamanur.ru/forum/61-4427-1