Статья на тему: «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»

2
0
Материал опубликован 22 January в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий»



Игра- это огромное светлое окно,

 через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время школа играет огромную роль, так как быстро изменяющийся мир требует овладения всё новыми умениями и навыками. Основная цель школы это воспитание личности, готовой к самообразованию и к самостоятельному получению новых знаний, а также создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания и новые идеи. Такая работа возможна только со школьниками, у которых есть достаточная учебная мотивация, а это означает, что формирование учебной мотивации может быть названо одной из центральных проблем образования.

Актуальность данной темы связана и с тем, что в последнее время стремление к овладению новыми знаниями неуклонно снижается. Многие из учащихся теряют мотивацию к обучению ещё в начальной школе, поэтому современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала. Этому может способствовать внедрение игровых технологий в учебно-воспитательный процесс. Цель исследования - определить особенности и условия применения игровых технологий на уроках с целью повышения мотивации к учению и развитию познавательного интереса младших школьников.

Основное внимание уделяется выявлению и выделению специфических особенностей применения игровых технологий. Научная новизна заключается в изучении особенностей и описании условий использования игровых технологий для повышения мотивации. В результате выделены и охарактеризованы условия применения игры, а также характеристики деятельности учителя и его роль в организации игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Играть можно в любом возрасте.

В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции,как

-развлекательную;

-коммуникативную;

-терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

-социализации: включение в систему общественных отношений.

        Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей: 

-самостоятельность. Игра-единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

-возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области  межличностных отношений(классические игры типа «дочки-матери»), в управлении( в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве- вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм.

        Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. А.С. Макаренко говорил о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу». Каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке. 

        Педагогические игры-достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

        Педагогические игры достаточно разнообразны по

-дидактическим целям;

-организационной структуре;

-возрастным возможностям их использования;

-специфике содержания.

        По характеру педагогического процесса бывают: 

-обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

        По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

        По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

        По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: 

- различные игры с предметами и без них;

-настольные;

-комнатные;

-уличные;

-на местности;

-компьютерные и с ТСО;

-с различными средствами передвижения.

Известный психолог Л. С. Выготский отмечает, что: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуальности развития. Обучение, основанное на использовании игры.

1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2)  Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3)  Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

  Педагогическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение, т. к. она доступна и понятна ребёнку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Педагогические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психофизических возможностей, и максимально развивать способности каждого. В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Педагогическую игру можно успешно использовать на уроках и во внеурочной деятельности как средство коррекционно-воспитательной работы со школьниками, так и для более успешного вовлечения детей, испытывающих трудности в обучении, в серьёзную учебную деятельность.

        

Игра – дело серьёзное!
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет…»
( А. С. Макаренко)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации