Статья на тему «Реализация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Статья на тему «Реализация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»
Инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – это синтез классического дошкольного образования с современными образовательными технологиями. От аналогичных программ она отличается направленностью на создание пространства для реализации детей, развития и поддержки их творчеств и самореализации. Особый акцент сделан на формирование личности ребенка и развитие необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, целеустремленность и инновационность.
Для развития индивидуальности и формирования личности ребенка, педагог должен поддерживать инициативу ребенка во всех видах деятельности. Проектная деятельность является одним из инструментов по созданию пространства для реализации данной идеи.
Этапы работы над проектом:
- Определение проблемы. Необходимо найти и сформулировать не только актуальную, но и интересную для всех участников проекта проблему. При этом решение проблемы должна быть посильно детям дошкольного возраста.
- Формулирование цели. После понимания сути проблемы необходимо определить и сформулировать цель проекта.
- Планирование. Дети должны самостоятельно запланировать этапы работу. Воспитатель выступает только в роли координатора их деятельности.
- Реализация. Выполнение проектной работы согласно ранее составленному плану. Результатом это деятельности может быть какой-то продукт.
- Презентация проектного продукта.
- Этап рефлексии. Ребята под руководством педагога оценивают свою работу: была ли решена проблема, какие ошибки были допущены.
Виды доступных для дошкольников проектов
В детском саду можно проводить различные проекты. Проекты могут быть одиночными или парными, групповыми (с участием детей, членов семьей, сотрудников ДОУ и даже организаций). Сотрудничество специалистов разных профилей повышает эффективность проектной деятельности. На занятиях каждый специалист выполняет свою работу, а результатом становится установление гармоничных отношений между детьми и родителями, в детском сообществе и т.д.
По сроку реализации проекты можно разделить на длительные, среднесрочные и краткосрочные, по тематике – поисково-исследовательскими, информационными и творческими.
Поисково-исследовательские проекты смогут осилить ребята старшей и подготовительной группы. Это могут быть проекты на тему «Профессии», «Юный садовод», «Ветер», «Снег и лёд» и т.д. Цель этих работ – создание условий для формирования основного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста с помощью физических экспериментов. В ходе проекта ребята должны проводить различные эксперименты, везти наблюдения, а результаты фиксировать в таблицах.
Для воспитанников средней и второй младшей группы подойдут проекты информационные. Задача: самостоятельно собрать информацию, систематизировать её и создать на её основе продукт. Вот некоторые темы для таких совместных работ: «Азбука дорожного движения», «Вежливые слова». В качестве проектного продукта ребята могут создать лэпбук по ПДД или сборник с вежливыми словами. В оформлении готового продукта могут принять участие и родители
Малышам 2-3 лет будут интересны и посильны творческие проекты. В рамках такой проектной деятельности создаются различные произведения искусства (рисунки, аппликации, элементы ДПИ), готовятся театральны постановки или концертные номера. В качестве итога проекта можно организовать выставку работ или пригласить родителей на детский спектакль
Проектная деятельность дошкольников является прекрасным способом сотрудничества педагогов, родителей и детей. Организация проектной деятельности важна для подготовки малышей к школе, а также для развития их личности, адаптации к социальной жизни и создания гармоничной, творческой и активной личности.
Проектная деятельность помогает детям приобретать важные навыки (умение формулировать мысли, задавать правильно вопросы, проверять гипотезы и пересматривать их), мыслить творчески, делиться идеями и информацией, брать ответственность за себя и других, договариваться о правилах и соблюдать их. Таким образом, проектная деятельность усиливает эмпатию детей, помогает им понимать потребности других людей и учитывать разные точки зрения. Активная групповая работа приносит детям много пользы и приятных впечатлений.