Статья "Организация словарной работы
на уроках русского языка"
Методические рекомендации, дидактический материал по организации словарной работы на уроках русского языка
Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.
Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.
Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.
Виды словарных заданий разнообразны.
1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.
2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.
3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный, беспечный),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).
4) Составление упражнений ,включающих тематически близкие слова.
5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.
6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный ( в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).
Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:
1) выяснение значения слова по словарю;
2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );
3) подбор антонимов ( смелость - трусость; талантливый - бездарный );
4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж);
5) этимологический анализ ( лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый");
6) перевод (интернациональный - международный).
В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.
Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить ,признание - признательность, связный - связанный и др.
Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.
Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:
1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?
2) Подбор синонимов (ср.невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ).
3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.
Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.
Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.
Литература:
1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991