Статья «Организация словарной работы на уроках русского языка»

6
0
Материал опубликован 15 March 2018 в группе

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Методические рекомендации, дидактический материал по организации словарной работы на уроках русского языка

  Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

  Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

  Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

  Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный, беспечный),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений ,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный ( в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

  Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов ( смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж);

5) этимологический анализ ( лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый");

6) перевод (интернациональный - международный).

  В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

  Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить ,признание - признательность, связный - связанный и др.

  Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

  Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?

2) Подбор синонимов (ср.невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ).

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

  Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

  Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.