Доклад на тему «Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

7
0
Материал опубликован 9 August 2020 в группе

Краснодарский край,

муниципальное образование Новокубанский район,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10им. Ф.Г.Петухова станицы Советской

муниципального образования Новокубанский район

 

Доклад на тему:

«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

 

Автор:

учитель начальных классов

Шепелявцева Галина Александровна

 

Содержание

 

 

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

 

Проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах актуальна и практически значима. Учитель должен знать методы работы со словарями разных типов, уметь обучать детей работе с ними и т.д., чтобы получить новейшие знания в соответствии с ФГОС НОО.

Как правильно отмечает Н.К. Капкайкина, «методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:

во-первых, обогатить словарный запас, т.е. ученики узнают новые слова или новые знания о словах, которые находятся в словаре детей;

во-вторых, уточнить словарный запас, т.е. провести словарную и стилистическую работу с целью развития умения выбирать правильные слова в речи;

в-третьих, активизировать словарь, т.е. развить у детей способности свободно использовать словарь в рассказах и пересказах, в разговорах, при написании сочинений либо изложений» [2, c.99].

На сегодняшний день есть много видов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Приведем позиции разных авторов касаемо данного вопроса.

Т. Захарова выделяет следующие виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе:

«1. Отгадывание ребуса. При отгадывании ребуса дети сами или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем синтез, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

2. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимы и фразеологизмы. Работа с ними предполагает образование у учащихся некоторых лексических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

6.Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты позволяют наблюдать за функционированием слов в речи» [1].

О. Фазлиевой [4] предложены следующие виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе:

«1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады).

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

4. Выполни задание.

1-й этап. Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово: с помощью загадки; демонстрации картинки с изображением предмета; разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап. Лексическое значение слова.

3 этап. Это интересно знать… На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап. Выполни задание: запиши слово; поставь ударение; запиши транскрипцию слова; раздели слово на слоги; раздели слово для переноса; подбери однокоренные слова; составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму; составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы: творческая работа, игра, задание на внимание, поисковая работа. Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах» [4]

Хотелось бы также отметить позицию Г.Б. Лавровой, которая пишет о том, что мышление детей в этом возрасте является наглядно-образным, поэтому необходимо использовать как можно больше иллюстративного материала, опираясь на зрение, слух, эмоции и воображение. Поэтому не следует недооценивать потенциал ИКТ для обеспечения активного учебного процесса, при котором учащиеся 1-4 классов становятся активными субъектами учебной деятельности.

На уроках русского языка на этапе знакомства со словарным словом метод ассоциаций доказал свою ценность. Он давно известен учителям начальной школы, но его использование в сочетании с ИКТ открывает новые возможности. Буква, которую необходимо запомнить, представлена в виде рисунка, напоминающего ее. Это можно сделать на бумаге или на доске, но современные дети, которые с детства привыкли к яркой рекламе, лучше реагируют на отображение запоминающегося слова на большом экране. Можно использовать словесные, а не визуальные ассоциации. Например, словарное слово ПИРог, естественно, ассоциируется у детей со словом «пир», слово инЕй со словом «снег», кАстрюля вАрит, когда видим сАлют – кричим «урА!» [3, c.57]

Для школьников особенно приятно работать с загадками. Слово -отгадка содержит орфографию, которая непроверяемая. Дети выделяют ее после того, как написали отгадку. Текст загадки может быть показан в виде слайда, ответ - как рисунок, картинка. Это особенно важно для детей, испытывающих трудности с аналитико-синтетическими операциями, так как процесс анализа легче визуализировать. Поэтому работа с использованием презентации становится особенно важной. Это облегчает запоминание графического представления словарных слов.

Особо стоит отметить использование этимологии, так как она дает возможность ассоциативного мышления. Таким образом, запоминание становится более осмысленным. Например, слово «пирог» изначально называлось «праздничный хлеб», т.е. хлеб для пира.

Тестирование охватывает широкий круг диктантов: предупредительный, разъяснительный, зрительный; выборочный, творческий, по картине; свободный дописывание предложения словарными словами и т.д. Могут также использоваться лингвистические игры, которые применяются не только в обучающих играх, но и в других ситуациях. Дети имеют возможность решать эти задачи таким образом, чтобы выученный алгоритм можно было использовать для проверки качества знаний. Например, игра «Вставь букву», «Угадай слово», «Цепочка слов». Также она помогает проверить орфографическую зоркость [3, c.58].

А на этапе закрепления правильного написания словарного слова информационные технологии помогают нам разнообразить этот процесс, который, как правило, неинтересен детям. Самый простой учебный словарь становится намного приятнее для детей, выводя на экран слово с отсутствующей буквой. Слово произносится орфографически фронтально или индивидуально, затем буква встает на свое место на экране, затем ученики пишут слово в тетрадь. Чем больше материал усвоен, тем сложнее становится диктант. Запоминаемая буква появляется на своем месте только после проверки орфографии группы слов

Другой вид диктанта - тренировочный словарный диктант, который организован по аналогии с методикой «Зрительных диктантов» И.Т.Федоренко [5]. Слова с пропущенными буквами появляются сразу все на экране на несколько секунд (в зависимости от возраста и особенностей восприятия). Дети зачитывают их молча, затем слова исчезают, что служит сигналом к началу написания материала в тетради. Когда учитель видит, что ученики закончили писать, он снова показывает те же слова из словаря и проводит проверку правописания в классе, где на экране появляются запоминаемые буквы. Использование этого вида работы в классе не только повышает читательские способности учеников, но и увеличивает скорость чтения, улучшает память и развивает способность детей распознавать целое слово.

Вариант тренировочного словарного диктанта - картинный словарный диктант. Это классическая форма работы, получившая вторую молодость с приходом в класс проектора. Здесь тоже есть разнообразие. Самый простой вариант: слайд - картинка - слово. Вариант сложнее: одна картинка, на которой можно найти множество предметов, обозначаемых на письме словарными словами. Так, на картинке слева дети с увлечением находят слова: морковь, овощи, капуста, помидор, огурец, зерно, дерево, улица, яблоко, облако, город, деревня, петух, корова, молоко, ветер, поляна. Такой вид работы развивает внимание, концентрацию, а также умение слушать и чувствовать товарища (чтобы избежать повторения).

С помощью компьютера можно организовать самопроверку словарных слов, подобранных по обозначенной учителем теме, например, «Животные», «Лето» и др. (по последней теме: «забор», «погода», «лепесток», «облако», «яблоко» и т.д.). Ребенок должен запомнить как можно больше слов из заранее подготовленного открытого списка.

Поэтому мы должны согласиться с мнением Г.Б. Лавровой, потому что использование ИКТ в классах начальной школы является необходимостью в современной школьной реальности. Наблюдение за деятельностью детей на таких уроках позволяет сделать вывод, что запоминание новых словарных слов является более качественным и ученики активно включают их в свой словарный запас [3, с.60].

В заключении хотелось бы отметить о том, что эффективность словарной работы зависит от ее планомерности и систематичности. Эти принципы должны соблюдаться в течение нескольких лет. Случайный характер построения работы приведет к тому, что качество полученных знаний не будет высоким.

 

 

Список использованной литературы

 

Захарова Т. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах [Электронный источник]//Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/slovarnaja-rabota-na-urokah-ruskogo-jazyka-v-nachalnyh-klasah.html (Дата обращения: 09.08.2020)

Капкайкина Н.К. Cловарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 2-2. – С. 98-101.

Лаврова Г.Б. Современные формы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе//Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2017. – № 4. – С. 56-60

Фазлиева О. Виды словарной работы на уроках русского языка [Электронный источник]//Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-slovarnoi-raboty-na-urokah-ruskogo-jazyka.html (Дата обращения: 09.08.2020)

Федоренко И.Т. Комплекс зрительных диктантов. – М., 2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.