Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка»
МБОУ «Труновская основная общеобразовательная школа»
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка»
Лужбина Светлана Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Труновская основная
общеобразовательная школа»
Трун 2014
Качество образования в широком смысле включает множество составляющих, и говорить о его улучшении можно только тогда, когда образование позволяет если не улучшить, то хотя бы сберечь здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных нагрузок, неудовлетворительных условий обучения, некомфортного психологического климата и неблагоприятной образовательной среды в целом.
Ведь под здоровьем нужно понимать полное благополучие – и физическое, и душевное, и социальное, - а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Нормальный рост и развитие ребёнка определяет среда, в которой он живёт. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в школе. Значит, именно от педагога зависит, кокой будет эта среда в образовательном учреждении.
Традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Умственная работа приводит к усталости или утомлению. Усталость возникает от монотонной и однообразной деятельности, а утомление – от длительной работы (когда трудно, но интересно), работы, превышающей индивидуальные возможности ребёнка (по продолжительности и по сложности), отсутствия необходимого по времени отдыха.
Виды нагрузок при обучении в школе делятся на умственные, динамические и статические. Умственные нагрузки связаны с затратами на мыслительные процессы при приобретении знаний. Динамических нагрузок при обучении, как правило, недостаточно, и это приводит к гиподинамии. Статические нагрузки связаны с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий.
Игнорирование педагогом этих факторов приводит к одной из причин неуспешности обучения.
О некоторых приёмах, помогающих, с моей точки зрения, сохранить здоровье обучающихся на уроках русского языка и используемых в моей работе, расскажу подробнее.
Первое правило – начинать урок с ритуала приветствия, искреннего, обязательного, располагающего к работе.
Одним из часто употребляемых приёмов является работа в группах. В начале работы группа обязательно принимает правила, по которым она будет работать. Правила нужны для положительной психологической атмосферы в группе (иначе ни о каком здоровье речи быть не может). Дети сидят в кругу и хорошо видят своих одноклассников. Здесь не спрячешься и не займёшься своим делом. Здесь идёт активное общение и взаимодействие. Работа в такой группе помогает сформировать навыки позитивного общения. Основные требования к работе в группе: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность. Не давать оценок и не критиковать. Кроме положительного эмоционального состояния работа в группах позволяет подвигаться. Если же работа учителя построена так, что в ходе урока учащимся предстоит несколько раз сменить группу, двигательная активность увеличивается и заменяет физкультминутку.
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Но именно такое обучение позволяет включить в работу всех учащихся. Одним из методов интерактивного обучения является «Мозговой штурм». Обучающимся задаётся тема, формируется вопрос, даётся время для обсуждения, и каждый участник высказывает своё мнение, которые фиксируются на доске. Этот метод позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый участник имеет возможность высказать своё мнение, что повышает самооценку. Сложность для педагога заключается в «научении» детей действовать по правилу: «Не оценивай! Не критикуй!». Главное – создания положительного психологического фона, без которого невозможно сохранение эмоциональной составляющей здоровья.
Но на протяжении любой совместной деятельности дети устают, испытывают снижение энергии. Поэтому необходимы такие короткие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию класса. Это своего рода «Энергизаторы», которые можно использовать вместо однообразных физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учёбы, сплачивают в игре коллектив.
Этот тип упражнений наиболее любим мною и моими учениками. Примерно в середине урока, после затратного по энергии письменного упражнения, проводится упражнение-энергизатор. Кто-то назовёт его физкультминуткой, но только эта «физкультминутка» направлена не только на двигательную активность школьников, но и решает ещё несколько важных задач. В качестве традиционного, заученного и поднадоевшего стихотворения, практически на каждом уроке предлагается свой оригинальный текст для физических упражнений. Не просто стишок «с потолка», а текст (не всегда стихотворный), содержащий в себе примеры понятий, изучаемых на уроке.
После выполнения физического упражнения дети вспоминают текст и находят в нём примеры на изучаемое на уроке правило или примеры языкового понятия. Задание берётся несложное, практически все учащиеся справляются с ним, тем самым, повышая свою самооценку и мотивируя себя на дальнейшую работу. Текст обычно берётся либо лирический, либо юмористический, что служит своеобразным «релаксом».
И ещё один огромный «плюс», найденный мною в этом приёме… При систематическом использовании таких заданий ученики предвидят, что от них потребуется после физических упражнений. Они научаются не просто слушать, а слышать и вычленять необходимую информацию. (Не важное ли умение при сдаче выпускного экзамена, когда приходится писать изложение, а выпускники не могут ни запомнить прослушанного текста, ни вычленить из него главное?!)
Спросите, где брать такие тексты? Великое множество подобных упражнений содержится в разнообразных методичках для учителей, в брошюрах с занимательными заданиями по предмету. Только не брать из учебника! Интерес у учащихся пропадёт, да и слушать необходимости не будет. Нужно только предусмотреть возможность физических упражнений в ходе подобного занятия. (Нам ли фантазии занимать?!)
Приведу примеры подобных текстов:
1. (Тема: «Антонимы», 5 класс)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.
2. (Тема: «Действительные и страдательные причастия», 7 класс)
Ветер, гонящий облака, заглянул мимоходом в дремлющий лес. Деревья проснулись, встрепенулись и закружились в стремительном вальсе, напеваемом ветерком. Молодые листья, колеблемые потоком воздушных струй, перешептывались друг с другом. Пролетающая по-над лесом сойка крикнула зевающему ежу: «Чувствую приближающееся лето!» Лес приутих в ожидании долгожданной поры.
3. (Тема: «Личные местоимения», 6 класс)
Моё стихотворение –
Про местоимения…
Утром –
Так заведено-
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
(Последнюю строчку лучше не зачитывать – оставить для отгадки ученикам).
Уверена, движения для таких текстов придумать не составит труда. Хорошими помощниками в этом постепенно стают дети.
Использование мною на уроках здоровьесберегающих технологий привело меня к следующему открытию: нет (и, наверное, не может быть) в педагогике сугубо специфических методов, направленных на достижение одной конкретной задачи… Вводишь в практику приёмы здоровьесбережения, и тут же решается проблема мотивации, а затем и актуализации знаний и даже подготовка к экзамену. Волшебство!..
Стоит только захотеть стать волшебником!
Лаздан Нина Анатольевна