Статья по теме: «Формирование коммуникативных навыков у школьников на уроках английского языка посредством использования методики развития критического мышления».

Статья по теме: «Формирование коммуникативных навыков у школьников на уроках английского языка посредством использования методики развития критического мышления».
Мамедова Эльнура Вахидовна
Учитель английского языка, 1 категория
ГКОУ «Горловская СШИ № 16», ДНР г. Горловка
Аннотация: Данная работа посвящена изучению вопроса критического мышления в практику преподавания иностранного языка. Применение данной технологии способствует формированию коммуникативных умений, совершенствованию навыков поиска и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
Ключевые слова: критическое мышление, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии, коммуникативные навыки, коммуникативная компетенция, методические инструменты.
В наши дни ни для кого не секрет, что отношение школьников к изучению иностранных языков неоднородно. Для некоторых изучение языка – это значимый и увлекательный процесс, вызывающий живой интерес. Для других же – это бремя, скучная необходимость, которую они переносят с явной неохотой, демонстрируя зевоту и ожидание окончания занятия. Подобные ситуации знакомы каждому преподавателю. Поэтому способность мотивировать учащихся является ключевым навыком для педагога.
Широко известно, что устная часть является обязательным элементом экзаменов ОГЭ и ЕГЭ. Следовательно, развитие коммуникативных навыков учеников – важнейшая задача современного образования. Более того, образовательная программа по иностранным языкам в средней школе ориентирована на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается способность и готовность учащихся к общению на иностранном языке в пределах, установленных государственным стандартом и соответствующими учебными программами.
Исходя из вышесказанного, моя педагогическая цель – создать благоприятную среду для развития коммуникативной компетенции учеников, раскрытия их творческого потенциала, активизации познавательной деятельности и, как следствие, повышения качества образования посредством применения технологии «Развитие критического мышления».
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
Формирование готовности и способности к речевому общению.
Развитие умения анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Создание благоприятного восприятия обучения и пробуждение заинтересованности в предмете.
Согласно современным государственным стандартам, приоритетным итогом образовательного процесса становится личностный рост ученика, охватывающий четыре категории универсальных учебных действий (УУД). Для реализации этой задачи федеральный стандарт рекомендует разнообразные методики, в том числе технологию развития критического мышления (ТРКМ). Внедрение ТРКМ в учебный процесс представляет собой эффективный подход к модернизации образования в условиях перехода на новые ФГОС. Уроки, построенные на принципах ТРКМ, стимулируют учащихся к активному мышлению и поиску решений. Развитие умственных способностей обучающихся имеет важное значение не только для успешной учебы, но и для повседневной жизни, позволяя принимать обдуманные решения и эффективно работать с информацией из различных источников.
Методики, основанные на развитии критического мышления (ТРКМ), нацелены на стимуляцию мыслительной активности учащихся и активизацию их стремления к самостоятельному поиску решений. Развитие навыков мышления у учащихся необходимо не только для успешной учебы, но и для повседневной жизни, поскольку они позволяют самостоятельно принимать обдуманные решения и эффективно работать с разнообразными источниками информации.
ТРКМ включает в себя три ключевых этапа:
Первый этап, известный как "Вызов" или "Осмысление", предназначен для актуализации и систематизации уже имеющихся у ученика знаний по теме, а также для пробуждения интереса к изучаемому материалу.
Главная задача этапа осмысления - поддержание познавательной активности учащихся, их интереса и вовлеченности, возникших на этапе вызова. Важнейшим фактором здесь является качество подобранного учебного материала.
Стадия рефлексии предполагает осмысление, самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия — это форма теоретической деятельности, направленная на осознание собственных действий и закономерностей.
В своей практике я часто использую следующие приемы ТРКМ:
Кластеры могут быть использованы как основной прием на стадиях вызова и рефлексии, а также в качестве общей стратегии урока. В презентации можно увидеть пример кластера, разработанного учениками 9 класса на этапе вызова при изучении темы "Секрет успеха".
Прием "концептуальное колесо" эффективно использовать на этапе вызова. Учащимся предлагается подобрать синонимы к ключевому слову, находящемуся в центре "колеса", и вписать их в соответствующие секторы. Пример задания: подбор синонимов к слову LIKE.
Прием "Инсерт" предполагает маркировку текста учащимися с использованием специальных значков для обозначения известной информации, противоречивых моментов, интересных фактов и вопросов, требующих дополнительного изучения. Например, я применяю этот прием в 7 классе при работе с текстами о кольце друидов, опираясь на ранее изученный материал.
Метод классификации вопросов на "тонкие" и "толстые" применим на любом этапе урока. Ученикам предлагается составить вопросы по заданной теме, разделяя их на простые и сложные. Например, при изучении темы "Традиционный английский дом" в пятом классе, школьники сначала придумывают вопросы, а затем отвечают на них после ознакомления с текстом. В процессе работы с таблицей, в первую колонку заносятся вопросы, подразумевающие краткий, однозначный ответ. В вторую колонку вносятся вопросы, требующие полного, точного ответа, либо вопросы, на которые у учеников пока нет ответов, но они стремятся их найти.
Метод решения проблем "ИДЕАЛ" – это действенный подход, применимый для работы с текстовым материалом и анализа различных ситуаций. После ознакомления с текстом учащимся предлагается найти и сформулировать авторскую проблему, а затем предложить пути ее решения. Работа, выполняемая часто в парах, строится на последовательном прохождении этапов, представленных в таблице. По завершении каждая пара представляет свои результаты, которые фиксируются в сводной таблице на доске. Затем ученики выбирают три наиболее подходящих способа решения из общего списка. В завершение происходит сопоставление предложенных решений с авторским видением, которое раскрывается при дочитывании текста. Этот прием эффективен в старших классах, например, при изучении темы "Глобализация" в 11 классе.
Прием «Fish bone»– «рыбья кость» – универсальный инструмент, подходящий как для кратких, так и для объемных текстов, содержащих значительный объем информации. Например, при изучении темы "What country is described" (10 класс) предлагается построить диаграмму "Fish bone" на основе текста об Австралии. В качестве самостоятельной работы предлагается создать аналогичную диаграмму о России.
Эффективным интерактивным методом является стратегия «KWL Chart». Сначала озвучивается тема урока, после чего ученикам предлагается актуализировать имеющиеся у них знания по этому вопросу. Полученные сведения фиксируются в первом разделе таблицы (Что знаю). Далее стимулируется интерес к теме через формулировку вопросов, на которые учащиеся хотели бы найти ответы в процессе изучения материала. Эти вопросы заносятся во второй раздел таблицы (Что хочу узнать). После прочтения текста или его фрагментов заполняется третий раздел (Что узнал). Пример использования: урок в 7 классе по теме «На матче».
Данная методика может быть реализована как в индивидуальном формате, так и в парах или группах.
Синквейн – это мощный и быстрый метод для размышлений и анализа. Он предоставляет возможность кратко изложить суть информации, передать сложные идеи, эмоции и точки зрения в лаконичном виде, что требует интеллектуальных усилий. Безусловно, синквейн также является увлекательным способом проявить свою индивидуальность. Почти каждый учащийся стремится поделиться своим творением с другими.
Этот метод можно использовать как отдельные приемы, а также построить целый урок, используя технологию развития критического мышления (ТРКМ). Результаты такой работы могут быть представлены на внеурочных мероприятиях. Например, каждый год в рамках недели иностранных языков проводится конкурс среди пятиклассников. Они декламируют стихи собственного сочинения на тему "Моя семья", созданные с применением данной техники.
Следовательно, критическое мышление способствует воспитанию заинтересованных учеников, готовых мыслить, выражать свои мысли и взаимодействовать на иностранном языке. Это является важным фактором не только для эффективной работы с текстом, но и для организации ролевых и дискуссионных ситуаций в классе, поскольку формирует у школьников способность ориентироваться и реагировать.
Литература
1. С.И. Заир-Бек в своей книге "Развитие критического мышления на уроке" (М.: Просвещение, 2011, 223 стр.) предлагает учителям общеобразовательных школ методические рекомендации по формированию навыков критического анализа у учащихся.
2. Я.И. Чижаковская в статье "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка" (Иностранные языки в школе, 2018, № 12) рассматривает возможности применения методик развития критического мышления в процессе обучения английскому языку.
3. Ю.Н. Кулюткин и И.В. Муштавинская в работе "Образовательные технологии и педагогическая рефлексия" (СПб: СПб ГУПМ, 2002) анализируют взаимосвязь между современными образовательными подходами и способностью педагога к самоанализу и переосмыслению своей деятельности.