Статья на тему «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий для детей с ОВЗ»
Государственное бюджетное учреждение
«Реабилитационный центр для детей и подростков
С ограниченными возможностями»
Конаковского муниципального округа Тверской области
Материал для педагогов: Статья «Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий для детей с ОВЗ».
Данный материал рекомендуем к ознакомлению учителей начальных классов детей с ОВЗ, педагогов дополнительного образования и работников детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, а также родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2024
Статья
«Повышение учебной мотивации с помощью игровых технологий
для детей с ОВЗ».
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) побуждение к познанию окружающего мира развивается медленно и с некоторыми сложностями. Фрагментарное восприятие явлений внешнего мира, плохо развитая речь, неумение выражать эмоции, суженный круги интересов, слабая любознательность детей с трудностями в обучении часто являются непреодолимым препятствием на пути развития их познавательной и обучающей деятельности.
Мотивация (от лат. movere) – это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Под мотивацией мы понимаем – совокупность внутренних и внешних движущих сил.
Для более продуктивного обучения детей с ОВЗ важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации звучит как стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Главная цель мотивации младшего школьника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности, учебной деятельности.
Мотивация к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья редко развивается сама, для этого необходима помощь взрослого. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка, проявлять желание активно действовать с играми и дидактическим, учебным материалом. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служат развивающие и дидактические игры включенные в процесс обучения. Они создают положительный эмоциональный настрой, фон - на котором все психические процессы протекают наиболее активно, способствует развитию самодисциплины, улучшает работоспособность, позволяет в игровой форме многократно повторять один и тот же материал.
Типы мотивации:
- Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
- Помощь взрослому – «Помоги мне» Здесь мотивом для детей является общение со взрослыми, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
- «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
-Игровая мотивация «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
В работе с детьми, важно опираться на стратегии мотивации и основные приёмы и средства.
Стратегия по формированию мотивации деятельности детей с ОВЗ:
- обучение в ситуации успеха;
- устранение монотонности в деятельности;
- ориентация на эмоциональное благополучие;
- громкая демонстрация положительных итогов деятельности ребенка.
Основные применяемые средства и приемы:
- дидактические игры и задания;
-применение цифровых технологий;
- творческие задания и различная творческая деятельность;
- опытная и экспериментальная деятельность;
- коллективная работа;
- похвала на промежуточных успехах работы;
- личный пример, совместная деятельность;
- современный подход, близкий понятный ученику;
- посещение мероприятий (выставки, музеи и др.);
- привлечение детей к участию в конкурсах и акциях.
В работе по формированию мотивации прибегают к методам мотивации – достижение цели в новых знаний и умений:
хвалить ребенка за совершенные достижения;
прививать интерес к изучаемому предмету;
поощрять исследование окружающей среды;
оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
сделать ученика активным участником образовательного процесса;
стимулировать языковое и символическое общение;
Опора на жизненный опыт.
Системный подход к формированию мотивации детей позволяет добиться максимальных успехов в развитии ребенка и сформировать хорошую основу для дальнейшего обучения ребёнка.
Схема. Мотивация младшего школьника.
М ОТИВАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ЦЕЛЬ
- формирование активности, повышение качества познавательной деятельности, учебной деятельности.
СТРАТЕГИИ ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА МЕТОДЫ
Фотоматериал.