12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9384
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники

МАУ ДО «Детско-юношеский центр «Каскад» г.Березники

Профориентация в объединении «Рулевые-мотористы»: актуальность, подходы, формы, средства, результат

Ключевые слова: профориентация, дополнительное образование, конвергентное обучение, межпредметная интеграция, межпредметные связи, технологии, предпрофессиональные пробы.

Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, философов, психологов, юристов, врачей… Привычными стали сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов  лечащим врачам, потребители  производителям недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разойтись в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга, из-за ошибок в проектировании рушатся дома. Причина большинства техногенных катастроф  халатность и недостаток профессионализма. 5

Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития. В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между «спросом» и «предложением».

Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности  одни из-за того, что не могут найти работу, другие  из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа, семейных традиций, адресной близости от дома или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров  вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь. 4

Ещё в 2014г. от своего выпускника, обучавшегося в Пермском речном училище на заочном отделении факультета «Судовождение», где, в принципе, должны учиться взрослые, те, кто уже работает по речной профессии, я узнала печальную статистику: из группы в 30 человек только двое(!) работают или собираются работать по этой профессии.

Не менее удручающая статистика в группах дневного обучения среди курсантов 16-17 лет: до 20% поступивших забирают документы в течение первого года по причине несоответствия ожидаемого реальности. И это еще хорошо, что они не стали доучиваться!

Несмотря на то, что школам сейчас предлагаются готовые пакеты материалов по профориентации, большое разнообразие элективных и профильных курсов, ситуация кардинально не меняется. Система дополнительного образования, мы с вами, уважаемые коллеги, тоже посильно вносим свою лепту. И у нас для этого есть свои преимущества.

Уже более тридцати лет я работаю в объединении «Рулевые-мотористы» по одноименной авторской программе. 2 Программа предоставляет возможности для обучения, развития, воспитания и формирования социального и предпрофессионального опыта курсантов в ходе получения дополнительного образования по профилям некоторых флотских специальностей.

Программа рассчитана на четыре года обучения, включает в себя такие разделы, как «Лоция», «Устройство судна», «Судовые устройства и системы», «История флота», «Устройство и эксплуатация ДВС», «Теория судовождения и правила плавания по ВВП», «такелажные работы» и др. Для реализации программы применяются различные методы, средства, технологии. Одними из наиболее эффективных считаю технологии конвергентного обучения.

Конвергентное обучение – формы и методы обучения, направленные на формирование междисциплинарной образовательной среды, как на учебном занятии, так и в досуговой деятельности, в которой обучающиеся воспринимают мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Основано на взаимопроникновении трех модулей: 1

  • Междпредметные связи – наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: поясню на примере: действие гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.
  • Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин или отдельных разделов, тем, в которых отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки во взаимопроникновении с областями искусства, литературы и т.д. Так, можно проводить занятия, сочетающие в себе и взгляд на предметы искусства, и флотские науки: «Типы парусников на картинах голландских мастеров 16-18 века», «Применение морских узлов в прикладном творчестве и быту», «Образ корабля в русских былинах» и другие.
  • Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и современных технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых отображаются взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества. Например, создание 3-Д модели гардемарина Московской Навигацкой школы 1708г.: анатомия, история, информационные технологии, 3-Д печать, материаловедение и т.д.

Примером конвергентного обучения могут служить наши учебные проекты, сочетающие историю флота, географию, технологию, изобразительное искусство, информационные технологии. Так, в конце марта 2023г. победителями и призерами всероссийской научно-практической конференции «Научный старт», проходившей в Историческом парке «Россия – моя история» (г.Пермь) стали:

 ​Ефремов А. (7 класс, работа «Навигационное и историко-краеведческое описание проекта экскурсионного маршрута «В глубь веков: Усолье» (Березниковский судоходный канал – причал «Палаты Строгановых»),

Митюкова Ю. (8 класс, работа «Историко-художественный анализ картины И. К. Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» с комплексным анализом соответствия изображения на картине историческому описанию моментов боя, погоде, волнению моря, техническому устройству и оснащению типов кораблей того времени и т.д.),

Телегина Д. (3 класс, учебный проект «Что ты знаешь о Каме?», продукты которого буклет и авторская разработка одноименной анимированной игры в двух вариантах оформления: «Весна» https://wordwall.net/play/53799/651/324 (для девочек) и «Космос» https://wordwall.net/play/53801/461/414) (для мальчиков).

Ещё одним ярким примером конвергентного подхода могут служить мои олимпиады – ставшая в прошлом году уже краевой олимпиада по истории флота «Виват, гардемарины!» и, пока еще внутренняя, междисцисплинарная техническая олимпиада «Морской калейдоскоп».

В 2023 году 14 из 28 моих юнг (остальные не подходили по возрасту) приняли участие во всероссийской Морской мультипредметной олимпиаде, входящей в известный Перечень мероприятий. 10 из них стали победителями и призерами дистанционного этапа (всего более 1,5 тысяч участников из 54 регионов) и участвовали в очном этапе. Итоги еще не подведены.

Конвергентный подход вполне соответствует одному из приоритетных направлений развития системы образования – поддержка и развитие научно-технического творчества, ориентация на инженерные специальности.

Например, в школе появились профильные инженерные и технические классы, изменился даже уровень изучения некоторых предметов, в частности физики, химии.

В программе физики 10 класса появился новый раздел – «Гидромеханика». Обновилось содержание некоторых разделов. Что, в общем-то, никак не повлияло на мою программу, так как с основными законами гидромеханики и термодинамики, в частности свойствами жидкостей, мы знакомимся на 1 курсе, а это максимум 6 класс.

Появились программы элективных курсов серии «Профильная школа». В частности, мне интересен курс «Прикладная механика». 3 Правда, повторюсь, я частично использую его гораздо раньше – в 6-7 классе, иначе как объяснить принцип работы колесного парохода или винтового движителя (1 курс – 6 класс), устройство якорного брашпиля и масляного насоса без демонстрации зубчатой передачи, а рулевое устройство – без изучения шарнирных соединений, устройство ДВС без кривошипно-шатунного механизма?

Для будущих моряков и речников очень важно понимать смысл и чувствовать красоту механических явлений и процессов, уметь читать и выполнять чертежи, «видеть» объемную деталь по плоскостным изображениям и наоборот, «раскладывать» ее на «вид сверху, снизу, справа, слева»…

Но, разумеется, это в повседневной учебной деятельности. Для курсантов объединения в весенний и осенний период организуется судоремонтная практика, а в летний период – судоводительская практика на учебном судне «Юнга Камы». При прохождении практики курсанты применяют знания, полученные на теоретических занятиях в зимний период, приобретают практические навыки по профессии рулевого-моториста (подготовка судна, судовых двигателей и систем к навигации, управление судном на ходу, ходовые и стояночные вахты, ежедневные общесудовые приборки, обслуживание судовых силовых установок, отработка судовых тревог, шлюпочно-такелажная практика матроса, несение вахт в составе камбузного наряда). Но с педагогической точки зрения особо важно то, что выполняемые ими работы по техническому обслуживанию теплохода и обеспечению безопасности пассажиров-детей во время прогулочных рейсов теплохода носят общественно значимый характер, создают условия для определенной социальной практики подростков, способствуют профориентационной работе.

Еще в далеком 1999г. на аттестационной комиссии мне крепко врезались в память слова Копысовой Элеоноры Степановны: «Вы делаете большое дело. И не так важно, сколько человек поступило в речное училище, как важно, сколько человек передумали поступать под влиянием морской романтики, вовремя поняв, что это «не моё». И с тех пор я перестала беречь юнг от «прелестей» нашей работы, давая им уяснить, что капитан – это только на 5% красивая форма, музыка на теплоходе, путешествия, красивые пассажирки, высокая зарплата. И на 95% – фуфайка, мазут, боль в мышцах, застуженные руки, колени, постоянные ветра, сквозняки, бессонница, отсутствие в семье с апреля по октябрь, ворчание жены и недовольство детей, отпуск всегда в декабре-январе. Что речник, особенно на грузовых и служебных судах – это зачастую и кухарка, и сам себе врач, и прачка, и уборщик, в том числе гальюнов (туалетов), и сантехник, и плотник, и сварщик, и электрик.

Поэтому уже много лет в каникулярное время реализую авторскую программу «Уроки выбора профессии», состоящую из 12 занятий по 2 академических часа.

Таким образом, вся наша деятельность направлена на реализацию 4 главных компонентов профориентационной работы: – ДПДП (диагностика, просвещение, деятельность, пробы), на формирование гибких навыков, формирование карты талантов каждого ребенка.

В итоге многие выпускники выбрали себе профессии по профилю или родственные тем направлениям программы, которые они изучали в объединении «Рулевые-мотористы». Они стали работниками предприятий и организаций города и края: ОАО «Речной порт», компании «ВодоходЪ», «Камречтранс», «Пермская судоходная компания», организаций «Камводпуть», «Бассейновое управление пути» и других. Семь моих выпускников последних лет учатся или уже закончили Пермское речное училище, один там и преподает спецдисциплины, один учится в Петербургском морском колледже инновационных технологий флота, одна девочка заканчивает Казанский речной техникум (Казанский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ»).


Источники:

  • Конвергентное образование: как применять новый подход на обычных уроках. МГПУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ino.mgpu.ru/notes/konvergentnoe-obrazovanie-kak-primenyat-novyj-podhod-na-obychnyh-urokah/ (Дата обращения 07.03.2023).
  • Кузнецова Г.И. Авторская общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Рулевые-мотористы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_programma_obe_110847.html (Дата обращения 07.03.2023).
  • Муравьев С.Е., Ольчак А.С. Прикладная механика. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС. Серия: Профильная школа. М., «Издательство Просвещение», 2022 г. 192с.
  • Мысева Л.В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://znanio.ru/media/proforientatsionnaya-rabota-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2676413 (Дата обращения 08.03.2023)
  • Резапкина Г. Уроки выбора профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://psy.1sept.ru/article.php%3FID (Дата обращения 08.03.2023)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.