12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анпилогова Любовь Николаевна1626
" Сейте разумное, доброе, вечное" Учитель
Россия, Воронежская обл., село Лозовое
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Статья. Тема: «Как уберечь ребенка от пагубных привычек?»

Статья

Тема: «Как уберечь ребенка от пагубных привычек?»

Как справедливо заметил А.У.Теккерей: «Посейте поступок, и вы пожнете привычку, посейте привычку,

и вы пожнете характер,

посейте характер, и вы пожнете судьбу».

Здоровый образ жизни должен быть одним из эффективных средств увеличения активного дееспособного периода жизни личности. Он должен способствовать формированию у человека разумных потребностей, общественно полезных ценностей. Очевидно, что в сложившихся условиях поиск путей укрепления здоровья для каждого члена общества является не разовой мерой, а долгосрочной программой. Одним из направлений этой программы является пропаганда занятий спортом, отказ от вредных привычек.

Предупреждение вредных привычек должно начинаться задолго до встречи с пагубным соблазном. Необходимо запретить рекламу алкоголя и табака. Так как реклама подсознательно наталкивает детей на употребление наркогенных веществ.

В младшем школьном возрасте формируется модель будущей жизни, приоритеты, предпочтения. Возникает вопрос: «Как уберечь ребенка от пагубных привычек?»

Психологи считают, привычка может складываться стихийно, быть результатом воспитания и перерастать в устойчивые черты характера.

Привычка - это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь -- это вредная привычка.

Вредные привычки детей – навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии.

Наиболее распространенные вредные привычки детей такие:

сосать пальцы,

грызть ногти, карандаши, ручки, посторонние предметы;

ковырять в носу;

ябедничать;

обманывать сверстников и старших;

брать чужие вещи;

быть зависимыми от мобильного телефона, телевизора и компьютера;

сквернословить;

курить, пить, употреблять наркотики.

Самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый — совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.

Одной из главных причин появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего, матери, родных и близких.

Семья – школа жизни и труда. Семья воспитывает ребенка всем образом своей жизни. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Нормальная семья – это лучший залог предупреждения алкоголизма, табакокурения и иных асоциальных явлений. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Главные ошибки современных семей: нехватка семейного общения; безразличность в делах детей; злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Под руководством родителей  ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Важна, прежде всего, сама семейная атмосфера. Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда.

Много негативных привычек приобретает ребёнок начиная с первого класса в школе и дома.

«Не слюнявь ручку! Не грызи карандаш!», - наверняка в детстве многие слышали подобное от родителей или учителей. Можно не сомневаться, что и выдающиеся писатели и ученые, сочиняя или решая задачу, покусывали кончик карандаша. И все они запомнили, что совать в рот письменные принадлежности не следуют, поскольку это вредно. Но так ли это и почему?

Зачастую продают некачественные письменные принадлежности, которые содержат токсические вещества. Попадая в организм ребенка, они накапливаются в печени.

Как бороться с этой вредной и опасной привычкой?

Во время выполнения заданий необходимо следить, чтобы ребенок брал в руки карандаш или ручку только тогда, когда ему нужно писать. А во время обдумывания задания ручка должна находиться в стаканчике или пенале.

Необходимо проводить беседы с ребенком, указывая на неэстетичность данной привычки. Мягко и без криков приучать к самоконтролю, с юмором и любовью делая замечания. Помнить о собственном примере в данном вопросе.

Во время занятий можно переключить внимание ребенка на игру, сменить на время вид деятельности, атмосферу.

Чтоб меньше встречалось привычек таких, невредно напомнить о вредности их.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для взрослых привычки уходят сами собой.

Наименее защищенным к воздействию вредных привычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия. Избавиться от серьезных увлечений довольно сложно, если человек уже зависим от этого, но все, же можно. Самое главное захотеть этого. Главным недостатком вредных привычек может стать нанесение вреда не только себе, но и другим людям. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению.

Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, наркомания, избыточное питание, гиподинамия, злоупотребление медикаментами.

Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека. Это обусловливает определенные требования к первичной профилактике вредных привычек.

Каждый учитель младших классов может и должен приложить максимум усилий для воспитания здорового школьника. Первое, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультурная минутка, активный отдых на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся.

Вредные привычки — злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих школьников, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться.

Народная поговорка гласит: «Выпил вина – так и стал без ума».

Выпивший человек часто не понимает, что с ним происходит. Он совершает много глупостей – может совершить преступление, может доставить другим неприятности и т.д., чего бы не сделал в трезвом виде. Кроме этого, пьющий человек разрушает свой мозг. Мозг перестает работать, а человек в результате – плохо соображает, не может нормально мыслить, узнавать новое.

«Алкоголь разрушает печень, сердце, мозг и другие внутренние органы человека»

Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п. Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.

Ребёнок должен расти здоровым, как духовно, так физически.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – обладать

выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды. И мы,взрослые, учителя и родители, должны приложить все силы воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей к красоте слова и благородству поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание

условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Нужно проводить мероприятия с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, брейн - ринг, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно - оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования).

Учитель и родители должны вести работу по профилактике вредных привычек в тесном контакте, чтобы добиться положительного результата.

Избавление от вредной привычки - победа каждого человека над своей слабостью.

Семейная профилактика оказывается, тесно связана с  другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни - потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с вредными привычками.

Помните, что здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

Используемая литература и источники сети Интернет:

1.Евсюкова В.В. Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков [сайт]: URL: https://17orsha.schools.by/pages/rekomendatsii-roditeljam-po-profilaktike-vrednyh-privychek-u-podrostkov

2.Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы» - СПб.: Москва « ВАКО» 2009.- 216с.

3.Трофимова Г.В. и др. Помоги себе сам. Минск, 2003

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.02.24 в 12:24 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал, Любовь Николаевна!
Но, вот по поводу некоторых "вредных привычек" (когда ребёнок сосет палец, грызёт ногти и прочее) следует речь вести, как о симптомах психологических проблем (в которых следует разбираться специалисту). Поэтому, когда возникают подобные ситуации, то воспитательные методы не помогут. Нужна коррекция!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.