12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голыбина Маргарита Николаевна11
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
3

Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Голыбина М.Н.,

МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»


В начале XIX века взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами власти и управления в губернских городах осуществлял полицмейстер, а уездными тюремными замками - местные полицейские исправники, имевшие полномочия непосредственных начальников мест заключения. По признанию центральных властей, между местными органами управления и центром не было постоянной и неразрывной связи, которая давала бы центральному органу возможность следить за правильностью действий подчиненных ему учреждений.

Значительное участие в управлении местами заключения принимало Общество попечительное о тюрьмах - общественная организация, получившая в результате огосударствления широкие полномочия в административной и контрольной сферах. Таким образом, вертикальная система управления была разделена между полицией и Обществом попечительным о тюрьмах. [1, с.146]

Территориальная система управления представляла сложный механизм, с одной стороны возглавлялся генерал-губернатором региона, а с другой включал, губернское правление, различные комитеты которого ведали отдельными вопросами функционирования тюрем.

Как видим, состояние российского пенитенциарного ведомства накануне реформы не имело четкой системы правления. Эти проблемы, возможно, было решить передачей тюрем в ведение Министерства юстиции: во-первых, вводилось единоначалие; во-вторых, появлялась возможность для формирования штата профессиональных надзирателей, которые могли не просто осуществлять охрану, но и воздействовать на осужденных с целью исправления; в-третьих, внутренние войска освобождались от влияния преступников.[1, с. 153]

Таким образом, предполагалась реорганизация системы управления пенитенциарными учреждениями на всех рассмотренных уровнях.

Для подготовки тюремной реформы 1 февраля 1872 г. Александром II была учреждена специальная Комиссия для составления общего систематического проекта тюремного преобразования. Главным результатом работы Комиссии стал подготовленный и принятый ею Общий систематический проект тюремного преобразования.

С учетом предложений Комиссии 27 февраля 1879 г. в России был учрежден ведущий орган централизованного управления всем тюремным ведомством страны - Главное тюремное управление, на который были возложены функции по определению основных направлений проведения тюремной реформы, а также выбор путей и дальнейшего совершенствования деятельности пенитенциарной системы России в период ее адаптации к новым условиям государственной и общественной жизни. Главное тюремное управление в виде самостоятельной структурной единицы вошло в состав МВД. Министр внутренних дел являлся прямым начальником тюремной стражи и местной тюремной администрации, а места заключения находились в ведении начальника Главного тюремного управления, а также губернаторов.

Высший надзор за всеми тюремными учреждениями, предназначенными для содержания под стражей государственных преступников, принадлежал товарищу (заместителю) Министра внутренних дел - руководителю Департамента исполнительной полиции. На начальника Главного тюремного управления возлагалось руководство местами заключения гражданского ведомства, пересылкой арестантов и исправительными приютами.

В компетенцию Главного тюремного управления входило управление ссылкой и каторгой, а также деятельность Попечительного о тюрьмах общества, исправительно-воспитательных заведений и благотворительных тюремных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школ, приютов, патронатных обществ). Помимо своей основной деятельности по организации централизованного управления тюремной системой Российской империи, Главное тюремное управление разрабатывало новые законопроекты, составляло сборники законов и распоряжений, а также издавало инструкции для тюремной администрации.

Главное тюремное управление состояло из 8 делопроизводств, каждый из которых обладал определенными полномочиями (решение кадровых, финансовых, хозяйственных, правовых и др. вопросов). [1, с. 216]

С учетом международного пенитенциарного опыта 13 декабря 1895 г. Главное тюремное управление было передано в Министерство юстиции и просуществовало под его началом вплоть до 1917 г.

В целях осуществления контроля над деятельностью тюремных учреждений на местах Законом от 21 марта 1890 г. в некоторых местностях были учреждены губернские тюремные инспекции. На тюремные инспекции возлагались функции разработки проектов законодательных актов, проведения ревизий местных тюремных учреждений и руководство их деятельностью.

В течение 1890 - 1896 гг. тюремные инспекции были созданы в 24 губерниях. Процесс становления их затянулся на долгие годы.

Совместно с административной властью к выполнению тюремных задач призваны губернские комитеты и отделения попечительского общества. Губернские комитеты управлялись мужчиной-губернатором в качестве вице-президента. Представители женских комитетов утверждаются Высочайшей властью. В состав губернских комитетов входят: 1) вице-президент, 2) директора - губернские предводители дворянства, вице-губернатор, городской голова, председатель губернской земской управы. Состав уездных отделений: уездный предводитель дворянства, городской голова, уездный врач, председатель уездной земской управы. К числу обязанностей относятся: тюремная благотворительность, нравственное и религиозное воспитание, ведение всех хозяйственных дел тюрьмы. [2, с. 86]

В целях усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения был учрежден новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам, на заседания которого выносились вопросы тюремного устройства, исполнения общих смет доходов и расходов по тюремной части, улучшения тюремного хозяйства, годовых отчетов о работе Главного тюремного управления и др.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития. Специфика становления системы управления тюремными учреждениями непосредственно связана с динамикой развития отношений между государством и обществом. Главной задачей тюремной инспекции являлось обеспечение неразрывной связи между центральной и местной властью, а также контроль над пенитенциарными учреждениями на местах со стороны центральной власти - ГТУ.

В настоящее время взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с органами власти и управления определяется наличием общих задач по обеспечению правопорядка на территориях субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, оказывает влияние на тесное взаимодействие между органами и учреждениями, исполняющими наказания и органами власти и управления.

Взаимодействие, определяются по следующим направлениям, оказание материальной, финансовой и иной помощи исправительным учреждениям. В этой связи широкое распространение находит беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной помощи.

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили некоторые исправительные учреждения от уплаты местных областных и краевых налогов, установили им пониженную ставку на аренду земель, водоснабжение и т.д. Эти льготы существенно облегчают положение исправительных учреждений в условиях рыночной экономики и позволяют привести материально-бытовое положение осужденных в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Некоторым категориям осужденных, для обеспечения производственной и хозяйственной деятельности исправительных учреждений, а также учебы в учебных заведениях различных уровней (в пределах субъекта Федерации) предоставляется право передвижения за пределами учреждений без конвоя или сопровождения. Порядок и условия содержания таких осужденных, маршруты их передвижения, правила поведения согласовываются администрацией исправительных учреждений с органами власти местного самоуправления и субъектов Федерации.

Одним из важных направлений взаимодействия исправительных учреждений с органами власти и управления и местными органами самоуправления является организация и проведение воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия разнообразны создание и улучшение материальной базы, участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих целей государственных и общественных организаций субъектов Федерации, города или муниципального образования. [3, с. 189]


Список используемых источников

1. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М.: Юридич. лит-ра, 1951. Т. 3.

2. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802-1917 годы (Историко-правовое исследование). М., 1983.

3. Печников А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.): Историческая хроника. М., 2004.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.