Методические рекомендации «Ставим цели со студентами»
СТАВИМ ЦЕЛИ СО СТУДЕНТАМИ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Ставим цели со студентами. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Любая учебная дисциплина. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога важно знать об этапах совместной постановки целей со студентами. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о трех этапах постановки целей, рекомендуемые советы и упражнения. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://disshelp.ru/blog/uchimsya-dobivatsya-namechennyh-tselej-gid-dlya-uspeshnyh-studentov/ | |
3 |
Очень важно разговаривать со студентами о целях.
Существуют три этапа постановки целей, которые необходимо пройти со студентами. Прохождение важно не только для формулировки целей, но для их достижения:
1) мотивация;
2) визуальное представление и эмоции;
3) труд и реализация.
Помимо этапов также важно обозначить суть проблемы.
На первом практическом занятии преподаватель знакомится со студентами. Очень эффективный приём – поинтересоваться у них, зачем им английский язык, как он может пригодиться им в их специальности. В методической копилке преподавателя колледжа, как правило, много кейсов, связанных с целями студентов:
- для собеседований;
- для работы;
- для поступления в высшее учебное заведение;
- для сдачи вступительных испытаний.
Когда цель ясна, преподаватель может помочь студенту ее с успехом достичь, наметить индивидуальную образовательную траекторию студента, учесть его интересы.
Фраза «поставить цель и ее достичь» - стала расхожей. Есть множество треннингов, стажировок, интенсивов, направленных на то, чтобы участник проявил желание, поставил цели, начал действовать и приближаться к их осуществлению. Но есть проблема – те люди, которые посещали марафоны желаний известнейших тренеров, стремятся к своей цели очень короткий промежуток времени, впоследствии теряя к ней интерес. Пропадает приподнятое настроение после семинаров, человек снова выполняет каждодневные действия, возвращается к обычной рутинной жизни, снова откладывает важные шаги к цели на потом, находит разные отговорки.
Всем нам известен тренер по мотивации Тони Роббинс, но и он не обладает огромной силой. Участники его треннингов платят за них очень большие деньги, но даже этот фактор часто не может возыметь должного эффекта. Поэтому помощники из команды Роббинса поддерживают участников в течение года – постоянно напоминают о начальной цели.
Почему так важна фигура преподавателя? Преподаватель – это не просто педагог, дающий знания по дисциплине, но и наставник, коуч, ментор. Он ведёт студента к конечной цели по индивидуальному образовательному маршруту, учитывает слабые и сильные стороны, интересы и особенности.
Рассмотрим три этапа постановки целей.
Этап 1. Мотивация.
Преподаватель формулирует цель вместе со студентом, вовлекая его в процесс постановки и позволяя высказаться и предложить все идеи и желания. Порой даже студентов колледжа родители редко спрашивают о том, чего же они в действительности хотят, тем самым за них осуществляя профессиональное предопределение. Чтобы система профессионального образования была мотивирующей, а не просто контролирующей, студент должен чувствовать ответственность за постановку цели – именно это поможет ему быть более заинтересованным и мотивированным.
Важно учесть и подключить интересы студента. Преподаватель может найти способы использования изученной английской лексики в хобби своих обучающихся. Эффективно также учитывать индивидуальные особенности, склонности и таланты – это помогает студенту ощущать комфорт и мотивацию при достижении тех целей, что он перед собой поставил.
Например, если студент интересуется музыкой, у него есть любимые исполнители, вместе с преподавателем он может поставить цель прочитать статьи на английском языке про музыку, посмотреть тематические выпуски блогеров и т. д.
Этап 2. Визуальное представление и эмоции.
Если преподаватель разговаривает о целях со студентом, ему желательно использовать многие формы, разнообразить способы получения информация, чтобы избежать скуки:
- дискуссии в парах, малых группах и целой учебной группе;
- написание сочинений, очерков, эссе;
- индивидуальные беседы;
- создание видеороликов и презентаций.
Цель должна вызывать чувства и понимание практического значение. Обязательно преподавателю нужно объяснить студентам, каким образом изучение английского языка пригодится им в жизни и будущей профессии. Например, можно создать и представить презентации «Зачем коммерсантам английский язык», «Зачем товароведам английский язык» и т. п. Также можно подискутировать о возможностях использования в туристических поездках, при росте карьера или международном общении.
Визуальное восприятие также важно подключить – использовать карты желаний, коллажи, макеты и постеры, отражающие цель. Такое использование помогает очень ярко прочувствовать свои цели и открывает палитру возможностей.
Для эмоционального компонента формулировки цели эффективно использовать два упражнения.
Упражнение 1. Успех.
Преподаватель и сами студенты могут поделиться историями успеха – рассказать о выдающихся людях из разных сферы – от космонавтов, спортсменов и учёных до актёров и музыкантов. Действенно, если эти истории – из реальной жизни, способные вдохновить студентов, подрастающее поколение – от современных инфлюенсеров для них – модных блогеров, геймеров и т. д. Вдохновляющие истории помогают поверить в себя.
Упражнение 2. Трекер цели.
Различные виды игр – отличное решение. Студентам по душе обычная наглядность, в которой понятен план, маршрут, этапы для прихода в необходимый пункт – конечную точку. Постановку целей можно обыграть, переведя процесс в игру. К примеру, преподаватель использует «Трекер цели», в котором студенты отмечают свои действия, принятые решения, достижения и общий прогресс. Студенты с преподавателем могут обсуждать, что мешает получить нацеленное, какие сложности возникают в процессе достижения, какие есть первоочередные задачи, а какие второстепенные, что можно улучшить, над чем поработать.
Этап 3. Труд и реализация.
На этом этапе преподавателю могут очень пригодится четыре рекомендации.
Рекомендация 1. Большие и маленькие шаги.
В достижении целей полезно не только видеть общую картину, но и разделять долгосрочные цели на краткосрочные, большие шаги – на более маленькие. Студенты могут воспринимать долгосрочные цели как недостижимые, поэтому разбивка на достижимые, маленькие цели так важна.
Рекомендация 2. Реалистичность.
Для студента цели обязательно должны быть ясными и достижимыми. Если поставить слишком амбициозные цели, это может сказаться на падении уровня мотивации и вообще вызвать разочарование. Преподавателю важно развить у студентов веру в свои способности и положительное отношение к себе. Разделение большой цели на маленькие шаги называют искусством, и именно такое искусство помогает студентам не останавливаться, так как они видят свои достижения.
Например, если долгосрочная цель – сдать зачёт по английскому языку на отлично, то дополнительные маленькие шаги могут быть: разговаривать с носителем языка два раза в неделю, выполнять один лексический и один грамматический тест в неделю, учить пятнадцать слов в день.
Вместо цели с общей формулировкой «улучшить английский» эффективно поставить конкретные цели, например улучшить знания видовременных форм английского глагола, улучшить навыки чтения и т. д.
Рекомендация 3. Поощрение.
В трудные моменты преподаватель всегда поддерживает студентов и одобряет их достижения, помнит о наградах, которые могут быть разными – от положительной оценки и слов благодарности до маленьких, символических подарков.
Рекомендация 4. Прогресс и обратная связь.
Преподаватель следит за достижениями студентов и даёт обратную связь, так как в учебном процессе может произойти изменение целей. Например, студентка хочет выйти замуж за иностранца и поэтому стремится изучить английский язык, но затем расстается с женихом, и цель неактуальна. Требуется найти новую цель.
Целеполагание стало острой темой. Очень важно, чтобы цели были. Но есть вопрос в том, чьи это цели?
Многие тренеры, коучи и инструкторы делятся наблюдениями, что часто у участников семинаров и треннингов имеются цели, однако, они не их личные, а родственников, друзей, мода, тренды, тенденции. В итоге тренируемый что-то начинает предпринимать, но затем бросает, теряет интерес, выгорает или не достигает каких-то успехов. Если мы рассматриваем ситуацию в контексте изучения иностранного языка, то порой родители очень хотя высокого уровня владения иностранным языком для своих детей. Но если студент не знает, для чего ему английский язык, в результате это скажется на мотивации и успеваемости.
Если преподаватель поставит цель и не учтёт мнение, интересы студента, не вовлечет в процесс, то две стороны не получат никакого эффекта. Нужно постоянно задавать вопросы студенту: «Что тебе нравится? Что ты любишь? Какие твои увлечения, хобби? Чем ты любишь заниматься с друзьями?» Ответы на такие вопросы преподаватель использует для совместного процесса постановки цели, будучи в команде со студентом.
Каждый студент – уникален, вряд ли с этим кто-то будет спорить. И для каждого есть отдельные уникальные способы изучения английского языка, его индивидуальные образовательные траектории. Преподаватель исходит из интересов студента, из доминантного канала восприятия информации – визуал, аудиал или кинестетик, что студент больше любит – говорить, писать или воспринимать на слух.
Например, возьмём студентов, с которыми разбираешь тему артиклей в английском языке. Если студент любит говорить, то можно попросить его рассказать историю, с использованием артиклей. Визуалу можно показать иллюстрированные тексты с предложениями, содержащими артикли – чтобы он их собрал, восстановил. Аудиалу лучше послушать историю с употреблением артиклей и пересказать услышанное. Если преподаватель даёт упражнение в одном формате и понимает, что в полной мере студент может не воспринять информацию полностью, то лучше модифицировать учебный материал под него.
Можно привести другой пример, когда целю является изучение новых слов. Со студентами, которым нравится говорить, полезно использовать игру «Крокодил», когда слово не называется, а только объясняется. Но если студент – визуал, продуктивнее окажется чтение текста с использованием новых лексических единиц, определение их из контекста.
Преподаватели – ответственные люди, они болеют душой за будущее студентов, переживают и берут на себя много. Однако, не следует брать сто процентов ответственности только на себя. Процесс обучения – отнюдь не односторонний. И преподаватель, и студенты ответственны за выполнение своих задач. Педагог обеспечивает обучающихся учебными материалами, заданиями и обратной связью. Студенты – активные участники учебного процесса, стремящиеся свои цели достичь. В результате, преподаватель и студенты – одна команда.
Только через труд возможно достижение каких бы то ни было целей. Как говорится, labor omnia vicit improbus» - труд упорный все победит.