Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-технологии «Приключения Василисы Премудрой или путешествие к русской печи»
Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-технологии: «Приключения Василисы Премудрой или путешествие к русской печи»
Ключевые слова: народ, традиции, обычаи, творчество, русское.
Цель: приобщение детей к русской народной культуре
Задачи:
Образовательные:
- уточнение и расширение представлений о русском народном быте, традициях и обычаях;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
- побуждение интереса к устному народному творчеству;
- совершенствование навыков лепки;
Развивающие:
- развитие связной речи, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений;
- развитие словесно-логического мышления, памяти, зрительного и слухового внимания и восприятия, умения классифицировать и обобщать;
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса и любви к родной культуре, традициям и обычаям;
- воспитание патриотических чувств;
- совершенствование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, ручной труд, музыкальная.
Педагогические технологии: игровое обучение, социоигровые, здоровьесберегающие.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей; костюм для Василисы Прекрасной; костюм Бабы-Яги; костюм Хозяюшки; скатерть, самовар, горшочек меда, сушки, баранки, конверт формата А4, клубок пряжи (красный), картинка формата А4, разрезанная на 6 деталей; картинки на магнитной ленте с изображением предметов на которых выполнены росписи: жостовская, гжель, хохлома; 3 мольберта с магнитным покрытием; стол, поднос; сундук, ключ; каравай, экран с пректором, игрушечная посуда, соленое тесто, блюдо.
Предварительная работа: проведение бесед о русском народном творчестве, быте, традициях, отгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц, потешек, прибауток, правил ведения хоровода, выполнение рисунков на тему традиционных праздников и обычаев,
Действующие персонажи: Василиса Премудрая, Баба-Яга, Хозяюшка.
Ход мероприятия:
Ход мероприятия предполагает передвижение участников по нескольким локациям.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь в круг, расскажу вам сказку о Василисе-Премудрой. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были….»
Раздаются звуки волшебства, и в помещении появляется Василиса Премудрая в очках и с указкой в руке.
Василиса Премудрая: Ой-ой-ой, куда это я попала?!
Дети: в детский сад. А вы кто?
В.П.: Василиса Премудрая.
Ведущий: да, да. В детский сад. А почему Василисушка ты в очках и с указкой?
В.П.: Я урок вела у себя в школе, и как раз сказочным героям загадывала загадки.
Ведущий: о, а наши детки тоже любят загадки. Любите?
Дети: да.
В.П.: хорошо, загадаю вам загадки. Слушайте внимательно!
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка)
Любят девочки-подружки
С маком бублики и (сушки).
Бел как снег
В чести у всех
В рот попал-
Там и пропал.
(Сахар)
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
(Самовар)
Пчела - трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий…(Мёд)
Основная часть
Ведущий: Интересные загадки, ложка, самовар, мед, сахар….словно подсказывают что-то. Детки как вы думаете для чего все это надо?
Дети: Для чаепития.
Ведущий: Точно. В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: «Чай пить-не дрова рубить». Хорошая традиция и до нас дошла.
Играет волшебная мелодия с русскими-народными мотивами. Со стола снимают накидку. На нем стоит самовар, блюдца, баночка с медом, лежат сушки, баранки, конверт и клубок. Василиса Премудрая подходит к столу, берет письмо, открывает, читает серьезным тоном.
В.П.: «Здравствуйте! Произошло что-то странное! Не знаем чьих рук проделки! Но чтобы вернуться обратно в сказку, Василисе Премудрой нужно картинку собрать и заклинание прочитать! Клубок прилагается. С уважением, Василиса Прекрасная!»
Василиса Премудрая смотрит на кусочек пазла.
Ведущий: Ребята, нам Василису нужно обратно в сказку вернуть! Вам понятно, что делать надо?
Дети: да. Нужно найти все кусочки пазла, чтобы собрать картинку и прочитать заклинание, которое вернет Василису обратно в сказку.
Ведущий: А клубок для чего?
Дети: Дорогу показывать будет
В.П.: Так, так, так. А для чего тогда стол у нас тут с самоваром и медом.
Василиса Премудрая берет горшочек.
В.П.: Горшочек-то волшебный. Его надо из рук в руки передавать- старинные предметы называть.
Дети присаживаются за стол. Передают горшочек и называют старинные предметы и их назначение. Ведущий и Василиса Премудрая показывают пример.
В.П.: Молодцы ребятушки! Какие вы умненькие!
Ведущий: Нужно идти дальше! Куда нас клубок поведет? Василиса ты у нас из сказки, тебе и кидать сказочный клубок.
Василиса кидает клубок в нужном направлении. Все перемещаются к следующей локации, и на их пути встречается Баба-Яга.
В.П.: Ну и ну! Бабуличка-Ягуличка и ты тут!
Баба-Яга: Тут! Тут! И мне здесь нравится! Вон сколько маленьких сочных детишечек! Ха-ха-ха!
Ведущий: Ой-ой-ой, бабуля! Вы так не говорите, пожалуйста! Вы все-таки в детском саду находитесь!
Баба-Яга: Что хочу, то и говорю! Меня ничем не запугать! А чтобы я обратно в сказку отправилась нужно много пословиц и поговорок сказать! А вы не знаете их! Бе-бе-бе!
Ведущий: Эх, бабуля. Зря ты так думаешь! А ну-ка, ребята, начинай!
Дети начинают говорить пословицы и поговорки. Ведущий и Василиса Премудрая помогают. Возможно даже начинают говорить пословицу или поговорку, а дети продолжают. С каждой сказанной поговоркой Баба-Яга делает несколько шагов назад, и после 6-7 высказываний удаляется совсем, выкрикивая, что не хочет обратно в сказку.
В.П.: Как здорово! Такие ребята смышленые! Быстро бабулю в сказку вернули!
Ведущий в это время достает деталь от пазла и делает вид, что она на полу где-то в этом месте валялась.
Ведущий: Вот еще одна деталь пазла! Значит, мы на верном пути! Кидай Васюша клубок!
Все участники передвигаются в новую локацию. На этом участке стоит три мольберта, как бы преграждая дальнейший путь на каждом есть картинка с определенным типом росписи: гжель, жостовская, хохлома. И рядом стоит стол с подносом, на котором вперемешку лежат картинки на магнитной ленте с предметами, на которых выполнены вышеуказанные росписи.
В.П.: Ну и клубочек, привел же нас! Не видел, что приграда стоит! Что же делать теперь!
Ведущий: Знаю, что делать надо! Посмотрите на поднос, какие там картинки лежат, и посмотрите на мольберт, какие там картинки нарисованы! Догадались, что делать нужно?
Дети: Да, надо развесить картинки на мольберты.
Играет русская народная музыка. Дети распределяют картинки. Ведущий и Василиса Прекрасная направляют детей при необходимости. Когда работа закончена, Василиса Премудрая переворачивает поднос, и там оказывается прикреплена деталь от пазла.
Дети: Ура, еще одна деталька!
Ведущий: Все ближе мы к тому, чтобы Василису домой отправить! И преграда – уже не преграда можно легко пройти! Василиса, кати клубочек!
Ведущий двигает мольберт. Василиса кидает клубок. Все перемещаются в новое место. В этой локации стоит сундук, на нем или рядом лежит записка. Василиса становится рядом с ним, не позволяя деткам его открыть. Ведущий берет записку и читает.
Ведущий: «Я когда назад в сказку улетала, то ключик-то ваш припрятала в сундуке кощеевском! Чтобы дальше вы пройти не смогли и Васька здесь осталась! И не откроете вы его, потому что я наколдовала такое! Тут праздники обычаи знать надо! Ну, удачи вам! Ягуля»
В.П.: Ох, и вредная же эта бабушка. Что же делать-то теперь? Мне никак нельзя у вас оставаться. Мне обратно в сказку надо, Иванушек учить.
Василиса делает вид, что плачет.
Ведущий: Ты раньше времени не расстраивайся! Ребят, не страшны нам проказни Бабушки Яги, так ведь?
Дети: Да.
Ведущий: Мы сейчас легко назовем и традиции, и праздники, и обычаи.
Ведущий показывает рисунки традиционных праздников, обычаев, примет, которые дети делали ранее. Дети, опираясь на эти изображения, называют праздники, традиции, обычаи. Варианты ответов: масленица – проводы зимы (блины, сжигание чучела, приметы), новый год и рождество (колядки, гадание, подарки, приметы), парение в русской бане и д.т. Ведущий и Василиса помогают. Далее Василиса делает вид, что сундук легко открывается. И дети достают деталь пазла и ключик.
В.П.: Ура! Ребята! У вас получилось! Ключик достали и еще одна картинка есть! Ну, что? Побежали дальше за клубочком!
Василиса кидает клубочек. Все приходят на новое место, желательно, чтобы это было помещение спортивного или музыкального зала. С помощью ключа детки заходят в зал. А там их встречает хозяюшка с караваем.
Хозяюшка: Дай Бог тому,
Кто к нaшему двору, -
Дорогим гостям,
Милым детушкaм.
Наделил бы вас Господь
И житиём, и бытиём, и здоровьицем!
Здравствуйте, люди добрые! Добро пожаловать! Будьте как дома!
Дети и Василиса здороваются, проходят. За хозяюшкой на экране картинка горницы. За хозяюшкой стоит стол.
Ведущий: Спасибо, Хозяюшка! Какая хорошая у нас традиция гостей встречать хлебом и солью.
В.П.: Детушки, мои хорошие! Оглянитесь вокруг, да скажите-ка мне! Где мы с вами находимся?
Дети: В горнице.
Ведущий: Что такое горница?
Дети: Это одна из самых светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Ведущий: А что же самое главное должно быть в русской избе?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь божья.
Хозяюшка кивает на правильные ответы детей. Оборачивается, восклицает, хватается за голову.
Хозяюшка: Ой, как так вышло?! Стол-то я накрывала!
В.П.: Это все проделки Бабы-Яги, вот же старушка. 5 минут пробыла, а бед натворила!
Ведущий: Да не беда! Вон помощников сколько. Накроем на стол заново.
Хозяюшка: Придется потрудиться! Кухня русская простая – но вкусная! Какие вы блюда русской кухни, рябята, знаете?
Дети называют блюда.
Хозяюшка: Много блюд знаете! Давайте и мы их приготовим. Разделимся, ребятки. Одни будут лепить вареники, другие пельмени, а третьи – вареники.
Начинает играть ритмичная русская-народная музыка. На столы ставятся подносы с соленым тестом. Детям раздается по кусочку теста. И с помощью взрослых детки лепят вареники, пельмени, пирожки. Складывают их на общее блюдо.
Хозяюшка: Да какие помощники! Да какие рукодельники! Не пропадут такие ребята!
Хозяюшка достает из фартука деталь от пазла и отдает ребятам. Все радуются, что осталось немного и картинку получится собрать.
Ведущий: хорошо мы потрудились, может отдохнем теперь? Ведь в народе как говорят: кто как работает, тот так и отдыхает.
В.П.: А теперь, народ!
Становись в хоровод!
Звучит музыка, все становятся в хоровод, водят его.
Хоровод «Заплетаю сито»
Заплетаю сито, сито – решето,
Заплетaю сито, сито – решето.
Заплёл сеньчик – сизый голубеньчик,
Заплёл сеньччик – сизый голубеньчик.
Расплетaю сито, сито – решето,
Расплетаю сито, сито – решето.
Расплёл сеньчик – сизый голубеньчик,
Расплёл сеньчик, - сизый голубеньчик.
Рефлексия
В.П.: Ой, ребятa, посмотрите, что я нашла! Еще одна деталь! Последняя! Давайте соберем картинку.
Василиса с детьми собирает пазл.
В.П.: Что-то и уходить совсем не хочется! Весело мне с вами было! Много нового я узнала! А вы, ребята? Узнали новое? Что понравилось больше всего?
Дети присаживаются на стульчики, отвечают, делятся впечатлениями.
В.П.: И я наше приключение надолго запомню! Давайте сфотографируемся на память! Да буду я читать волшебные слова, чтобы домой в сказку вернуться!
Фотографируются. Василиса читает, то, что написано на картинке.
В.П.: «В гостях хорошо, а дома – лучше!»
Играет волшебная музыка. Василиса уходит.
Ведущий: Ни пуха, ни пера тебе, Василиса! Ребята, интересное у нас сегодня приключение вышло, не правда ли? Что вспомнили?
Дети: Русские народные традиции, праздники, обычаи. Посмотрели, как раньше жили в русских избах, что готовили.
Ведущий:
Всё то, что узнали - сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!