12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельникова Марина Александровна33
1

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-технологии «Приключения Василисы Премудрой или путешествие к русской печи»

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-технологии: «Приключения Василисы Премудрой или путешествие к русской печи»

Ключевые слова: народ, традиции, обычаи, творчество, русское.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре

Задачи:

Образовательные:

- уточнение и расширение представлений о русском народном быте, традициях и обычаях;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме;

- побуждение интереса к устному народному творчеству;

- совершенствование навыков лепки;

Развивающие:

- развитие связной речи, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений;

- развитие словесно-логического мышления, памяти, зрительного и слухового внимания и восприятия, умения классифицировать и обобщать;

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса и любви к родной культуре, традициям и обычаям;

- воспитание патриотических чувств;

- совершенствование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности;

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, ручной труд, музыкальная.

Педагогические технологии: игровое обучение, социоигровые, здоровьесберегающие.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей; костюм для Василисы Прекрасной; костюм Бабы-Яги; костюм Хозяюшки; скатерть, самовар, горшочек меда, сушки, баранки, конверт формата А4, клубок пряжи (красный), картинка формата А4, разрезанная на 6 деталей; картинки на магнитной ленте с изображением предметов на которых выполнены росписи: жостовская, гжель, хохлома; 3 мольберта с магнитным покрытием; стол, поднос; сундук, ключ; каравай, экран с пректором, игрушечная посуда, соленое тесто, блюдо.

Предварительная работа: проведение бесед о русском народном творчестве, быте, традициях, отгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц, потешек, прибауток, правил ведения хоровода, выполнение рисунков на тему традиционных праздников и обычаев,

Действующие персонажи: Василиса Премудрая, Баба-Яга, Хозяюшка.

Ход мероприятия:

Ход мероприятия предполагает передвижение участников по нескольким локациям.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь в круг, расскажу вам сказку о Василисе-Премудрой. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были….»

Раздаются звуки волшебства, и в помещении появляется Василиса Премудрая в очках и с указкой в руке.

Василиса Премудрая: Ой-ой-ой, куда это я попала?!

Дети: в детский сад. А вы кто?

В.П.: Василиса Премудрая.

Ведущий: да, да. В детский сад. А почему Василисушка ты в очках и с указкой?

В.П.: Я урок вела у себя в школе, и как раз сказочным героям загадывала загадки.

Ведущий: о, а наши детки тоже любят загадки. Любите?

Дети: да.

В.П.: хорошо, загадаю вам загадки. Слушайте внимательно!

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки).

Бел как снег

В чести у всех

В рот попал-

Там и пропал.

(Сахар)

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

(Самовар)

Пчела -  трудяга создаёт,

Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий…(
Мёд

Основная часть

Ведущий: Интересные загадки, ложка, самовар, мед, сахар….словно подсказывают что-то. Детки как вы думаете для чего все это надо?

Дети: Для чаепития.

Ведущий: Точно. В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: «Чай пить-не дрова рубить». Хорошая традиция и до нас дошла.

Играет волшебная мелодия с русскими-народными мотивами. Со стола снимают накидку. На нем стоит самовар, блюдца, баночка с медом, лежат сушки, баранки, конверт и клубок. Василиса Премудрая подходит к столу, берет письмо, открывает, читает серьезным тоном.

В.П.: «Здравствуйте! Произошло что-то странное! Не знаем чьих рук проделки! Но чтобы вернуться обратно в сказку, Василисе Премудрой нужно картинку собрать и заклинание прочитать! Клубок прилагается. С уважением, Василиса Прекрасная!»

Василиса Премудрая смотрит на кусочек пазла.

Ведущий: Ребята, нам Василису нужно обратно в сказку вернуть! Вам понятно, что делать надо?

Дети: да. Нужно найти все кусочки пазла, чтобы собрать картинку и прочитать заклинание, которое вернет Василису обратно в сказку.

Ведущий: А клубок для чего?

Дети: Дорогу показывать будет

В.П.: Так, так, так. А для чего тогда стол у нас тут с самоваром и медом.

Василиса Премудрая берет горшочек.

В.П.: Горшочек-то волшебный. Его надо из рук в руки передавать- старинные предметы называть.

Дети присаживаются за стол. Передают горшочек и называют старинные предметы и их назначение. Ведущий и Василиса Премудрая показывают пример.

В.П.: Молодцы ребятушки! Какие вы умненькие!

Ведущий: Нужно идти дальше! Куда нас клубок поведет? Василиса ты у нас из сказки, тебе и кидать сказочный клубок.

Василиса кидает клубок в нужном направлении. Все перемещаются к следующей локации, и на их пути встречается Баба-Яга.

В.П.: Ну и ну! Бабуличка-Ягуличка и ты тут!

Баба-Яга: Тут! Тут! И мне здесь нравится! Вон сколько маленьких сочных детишечек! Ха-ха-ха!

Ведущий: Ой-ой-ой, бабуля! Вы так не говорите, пожалуйста! Вы все-таки в детском саду находитесь!

Баба-Яга: Что хочу, то и говорю! Меня ничем не запугать! А чтобы я обратно в сказку отправилась нужно много пословиц и поговорок сказать! А вы не знаете их! Бе-бе-бе!

Ведущий: Эх, бабуля. Зря ты так думаешь! А ну-ка, ребята, начинай!

Дети начинают говорить пословицы и поговорки. Ведущий и Василиса Премудрая помогают. Возможно даже начинают говорить пословицу или поговорку, а дети продолжают. С каждой сказанной поговоркой Баба-Яга делает несколько шагов назад, и после 6-7 высказываний удаляется совсем, выкрикивая, что не хочет обратно в сказку.

В.П.: Как здорово! Такие ребята смышленые! Быстро бабулю в сказку вернули!

Ведущий в это время достает деталь от пазла и делает вид, что она на полу где-то в этом месте валялась.

Ведущий: Вот еще одна деталь пазла! Значит, мы на верном пути! Кидай Васюша клубок!

Все участники передвигаются в новую локацию. На этом участке стоит три мольберта, как бы преграждая дальнейший путь на каждом есть картинка с определенным типом росписи: гжель, жостовская, хохлома. И рядом стоит стол с подносом, на котором вперемешку лежат картинки на магнитной ленте с предметами, на которых выполнены вышеуказанные росписи.

В.П.: Ну и клубочек, привел же нас! Не видел, что приграда стоит! Что же делать теперь!

Ведущий: Знаю, что делать надо! Посмотрите на поднос, какие там картинки лежат, и посмотрите на мольберт, какие там картинки нарисованы! Догадались, что делать нужно?

Дети: Да, надо развесить картинки на мольберты.

Играет русская народная музыка. Дети распределяют картинки. Ведущий и Василиса Прекрасная направляют детей при необходимости. Когда работа закончена, Василиса Премудрая переворачивает поднос, и там оказывается прикреплена деталь от пазла.

Дети: Ура, еще одна деталька!

Ведущий: Все ближе мы к тому, чтобы Василису домой отправить! И преграда – уже не преграда можно легко пройти! Василиса, кати клубочек!

Ведущий двигает мольберт. Василиса кидает клубок. Все перемещаются в новое место. В этой локации стоит сундук, на нем или рядом лежит записка. Василиса становится рядом с ним, не позволяя деткам его открыть. Ведущий берет записку и читает.

Ведущий: «Я когда назад в сказку улетала, то ключик-то ваш припрятала в сундуке кощеевском! Чтобы дальше вы пройти не смогли и Васька здесь осталась! И не откроете вы его, потому что я наколдовала такое! Тут праздники обычаи знать надо! Ну, удачи вам! Ягуля»

В.П.: Ох, и вредная же эта бабушка. Что же делать-то теперь? Мне никак нельзя у вас оставаться. Мне обратно в сказку надо, Иванушек учить.

Василиса делает вид, что плачет.

Ведущий: Ты раньше времени не расстраивайся! Ребят, не страшны нам проказни Бабушки Яги, так ведь?

Дети: Да.

Ведущий: Мы сейчас легко назовем и традиции, и праздники, и обычаи.

Ведущий показывает рисунки традиционных праздников, обычаев, примет, которые дети делали ранее. Дети, опираясь на эти изображения, называют праздники, традиции, обычаи. Варианты ответов: масленица – проводы зимы (блины, сжигание чучела, приметы), новый год и рождество (колядки, гадание, подарки, приметы), парение в русской бане и д.т. Ведущий и Василиса помогают. Далее Василиса делает вид, что сундук легко открывается. И дети достают деталь пазла и ключик.

В.П.: Ура! Ребята! У вас получилось! Ключик достали и еще одна картинка есть! Ну, что? Побежали дальше за клубочком!

Василиса кидает клубочек. Все приходят на новое место, желательно, чтобы это было помещение спортивного или музыкального зала. С помощью ключа детки заходят в зал. А там их встречает хозяюшка с караваем.

Хозяюшка: Дай Бог тому,

Кто к нaшему двору, -

Дорогим гостям,

Милым детушкaм.

Наделил бы вас Господь

И житиём, и бытиём, и здоровьицем!

Здравствуйте, люди добрые! Добро пожаловать! Будьте как дома!

Дети и Василиса здороваются, проходят. За хозяюшкой на экране картинка горницы. За хозяюшкой стоит стол.

Ведущий: Спасибо, Хозяюшка! Какая хорошая у нас традиция гостей встречать хлебом и солью.

В.П.: Детушки, мои хорошие! Оглянитесь вокруг, да скажите-ка мне! Где мы с вами находимся?

Дети: В горнице.

Ведущий: Что такое горница?

Дети: Это одна из самых светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.

Ведущий: А что же самое главное должно быть в русской избе?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь божья.

Хозяюшка кивает на правильные ответы детей. Оборачивается, восклицает, хватается за голову.

Хозяюшка: Ой, как так вышло?! Стол-то я накрывала!

В.П.: Это все проделки Бабы-Яги, вот же старушка. 5 минут пробыла, а бед натворила!

Ведущий: Да не беда! Вон помощников сколько. Накроем на стол заново.

Хозяюшка: Придется потрудиться! Кухня русская простая – но вкусная! Какие вы блюда русской кухни, рябята, знаете?

Дети называют блюда.

Хозяюшка: Много блюд знаете! Давайте и мы их приготовим. Разделимся, ребятки. Одни будут лепить вареники, другие пельмени, а третьи – вареники.

Начинает играть ритмичная русская-народная музыка. На столы ставятся подносы с соленым тестом. Детям раздается по кусочку теста. И с помощью взрослых детки лепят вареники, пельмени, пирожки. Складывают их на общее блюдо.

Хозяюшка: Да какие помощники! Да какие рукодельники! Не пропадут такие ребята!

Хозяюшка достает из фартука деталь от пазла и отдает ребятам. Все радуются, что осталось немного и картинку получится собрать.

Ведущий: хорошо мы потрудились, может отдохнем теперь? Ведь в народе как говорят: кто как работает, тот так и отдыхает.

В.П.: А теперь, народ!

Становись в хоровод!

Звучит музыка, все становятся в хоровод, водят его.

Хоровод «Заплетаю сито»

Заплетаю сито, сито – решето,

Заплетaю сито, сито – решето.

Заплёл сеньчик – сизый голубеньчик,

Заплёл сеньччик – сизый голубеньчик.

Расплетaю сито, сито – решето,

Расплетаю сито, сито – решето.

Расплёл сеньчик – сизый голубеньчик,

Расплёл сеньчик, - сизый голубеньчик.

Рефлексия

В.П.: Ой, ребятa, посмотрите, что я нашла! Еще одна деталь! Последняя! Давайте соберем картинку.

Василиса с детьми собирает пазл.

В.П.: Что-то и уходить совсем не хочется! Весело мне с вами было! Много нового я узнала! А вы, ребята? Узнали новое? Что понравилось больше всего?

Дети присаживаются на стульчики, отвечают, делятся впечатлениями.

В.П.: И я наше приключение надолго запомню! Давайте сфотографируемся на память! Да буду я читать волшебные слова, чтобы домой в сказку вернуться!

Фотографируются. Василиса читает, то, что написано на картинке.

В.П.: «В гостях хорошо, а дома – лучше!»

Играет волшебная музыка. Василиса уходит.

Ведущий: Ни пуха, ни пера тебе, Василиса! Ребята, интересное у нас сегодня приключение вышло, не правда ли? Что вспомнили?

Дети: Русские народные традиции, праздники, обычаи. Посмотрели, как раньше жили в русских избах, что готовили.

Ведущий:

Всё то, что узнали - сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.