Сценарий экологической игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогулка с Дядюшкой Ау»
СЦЕНАРИЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОГУЛКА С ДЯДЮШКОЙ АУ"
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель:
Формирование предпосылок экологического сознания
Задачи:
- Формировать элементарные представления о природе, о способах взаимодействия с растениями и животными; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
- Знакомить с правилами поведения и природе.
- Пробуждать интерес детей к игре, создавать условия для ее проведения.
- Развивать познавательную и творческую активность, учить согласовывать речь с движениями, обогащать и активизировать словарный запас.
Оборудование и реквизит:
Для программы необходимо музыкальное сопровождение (фортепиано, аккордион или магнитофон), костюм Лесовичка, пластилин, зубочистки, веревка - 2 шт., повязка на глаза, маленькие мячики (по количеству участников), листы бумаги - "кочки" - 4 шт., письмо-жалоба и письмо-послание, угощение для участников.
Ход мероприятия.
Звучит музыкальная отбивка.
Выходит Ведущий в образе Лесовичка, поет песню.
Я по лесу хожу не спеша,
Но к ребятам спешу я всегда.
Любопытный ребяческий народ,
Меня помнит, любит и ждет!
Любопытный ребяческий народ,
Меня помнит, любит и ждет.
Я задорный ваш Дядюшка Ау!
Я детишек разумненьких люблю,
Если кто-то заблудится в лесу,
Тот зовет меня тотчас же: АУ!
Если кто-то заблудится в лесу,
Тот зовет меня сразу же: АУ!
Все слова принадлежат Ведущему.
Здравствуйте! Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте все! (Дети здороваются) Ребята, а вы знаете кто я такой? (Ответы детей) Да, я самый настоящий Лесовик, а зовут меня Дядюшка Ау! Я себя представил, а теперь хотел бы знать, как вас всех зовут! Ведь вас так много, и мне очень хочется с вами познакомиться. А... Я придумал. Давайте на раз, два, три - каждый громко и четко скажет свое имя. Раз, два, три! (Дети кричат) Вот и познакомились!
Знаю-знаю, куда путь держите, яхонтовые мои, поэтому я и здесь. Отправил меня сюда наш царь Берендей, чтобы проводил я вас в его царство полное загадок и тайн, которые мы и постараемся разгадать. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
Ну что, дорогие мои, все готовы отправиться в путь-дорогу, да не просто так, а с танцами, играми, шутками, да прибаутками. (Ответы детей) Отлично. Возьмитесь за руки и встаньте в круг.
Звучит музыка.
Ребята исполняют песенку и выполняют те движения,
о которых поют.
Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три!
А потом пойдем налево, раз, два, три!
А потом мы соберемся, раз, два, три!
А потом мы разойдемся, раз, два, три!
А потом мы все присядем, раз, два, три!
А потом все дружно встанем, раз, два, три!
А потом мы повернемся, раз, два, три!
И еще повернемся, раз, два, три!
Ведущий ведет детей змейкой по площадке.
К Берендею мы идем
По тропинке мы пойдем.
А что это там впереди?
А, это гора.
А над ней не пролетишь,
И под ней не поползешь,
И ее не обойдешь...
А надо напрямик!
Топ-топ-топ!
А на горе мы повстречали... удивительного зверька. Попробуйте отгадать какого: слух у него более тонкий, чем у собак и кошек. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червячков, мышей, насекомых и даже змей.
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ответ: ёж)
Игра "Сделай ежа"
Дети разбиваются на две команды. По очереди, на скорость воткнуть в пластилиновые заготовки зубочистки.
Музыкальная игра "Маленький ёжик"
Ребята исполняют песенку и выполняют те движения,
о которых поют.
Жил в лесу колючий ежик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да.
Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп,
Не умел он топать — топ, топ, топ.
не умел он прыгать – прыг, прыг, прыг,
Только носом шмыгал – шмыг, шмыг, шмыг.
В лес зайчата приходили, да-да-да,
И ежа всему учили — да-да-да.
Научили хлопать — хлоп, хлоп, хлоп,
Научили топать — топ, топ, топ.
Научили прыгать – прыг, прыг, прыг,
А он их… носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг.
Ребята, а скажите, куда зайцам бежать удобнее: с горы или в гору? (в гору: у него задние ноги длиннее). В нашей стране наиболее распространены беляк и русак. Зайцы - лесные звери, днем спят, а ночью выходят на кормёжку. Зимой питаются корой деревьев, а летом листьями и травой, осенью не прочь полакомиться в огородах капустой, морковкой. Сейчас "зайчики" будут прыгать на двух ногах и "воровать" яблоки в саду.
Игра "Зайцы"
Поставить 2 стула на удобном расстоянии для каждой из команд. На одном разложить яблоки. Каждому игроку допрыгать до стула с яблоками, принести и передать старт следующему игроку.
Ну, что, дорогие мои, пошли дальше. Беремся за руки.
К Берендею мы идем.
По тропинке мы пойдем.
А что это впереди?
А, это река.
А над ней не пролетишь,
И под ней не проползешь, И ее не обойдешь...
А надо напрямик!
Буль-буль-буль!
А напрямик то не получается - водяной не пропускает! Требует поиграть с ним!
Игра "Берег и река"
Эта игра требует от ребят внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр или кладут на пол две веревки. Между этими линиями - река, а по краям -берег. Все ребята стоят на берегах. Ведущий подает команду: река, и все ребята прыгают в реку. По команде берег все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: берег, река, река, берег, река, река, река...» Если по команде берег кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды река оказались на берегу. Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник.
Музыкальная игра "Водяной"
Выбирают водящего и становятся в круг. Выбранный присаживается в центр, глаза ему завязывают шарфиком. Дети, взявшись за руки, начинают ходить вокруг него со словами:
"Дедушка Водяной!
Что ты скрылся под водой
Выйди к нам на чуточку,
На одну минуточку.
Раз - два - три!"
После слов "раз-два-три" водящий встает и подходит к кому-нибудь из детей. Его задача определить на ощупь - кто перед ним: назвать имя ребенка. Если угадал, то его место занимает угаданный. Если не угадал - водит дальше.
А мы идем дальше.
К Берендею мы идем
По тропинке мы пойдем.
А что это там впереди?
А, это болото.
А над ним не пролетишь,
И под ним не проползешь,
И его не обойдешь...
А надо напрямик!
Чоп-чоп-чоп!
Ой, беда, беда. Посмотрите, что мне передал Водяной, а я то сразу и не посмотрел. Это письмо-жалоба. А вы попробуйте отгадать от кого она.
Жалоба: Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят. А за что? Ведь польза от меня большая. Мошек и жуков уничтожаю, чтобы листву не портили. А в давнее время люди сажали меня в молоко, чтобы оно было холодным да студеным. Так за что же меня так не любят? За то что сырость люблю. за то, что песни по ночам пою, за то. что такая пучеглазая? (Лягушка)
Игра "Лягушка на охоте"
Как мы выяснили, лягушки предпочитают на обед комара или муху. Но для того, чтобы охота была успешной, ей необходимо выбраться из воды и проделать определенный путь, чтобы найти добычу. Двигается она прыжками, используя силу своих перепончатых лап. Вот и вы сейчас попробуете вжиться в образ лягушек, а эти мячи будут "лягушачьей жертвой" - комаром или мухой. Итак, ваша задача: капитаны команд садитесь на корточки и по команде начинают движение вперед, прыгая, как лягушка. Доскакав до стула, вы поворачиваетесь лицом к команде. В это время остальные участники, стоя у линии старта, бросают "лягушке" мячи - "комаров". "Лягушки" должны поймать "добычу". У чьей команды окажется больше мячей, считается победившей.
Игра "Болото"
Представьте себе: перед вами глубокое топкое болото, перейти которое можно только по кочкам. Кочками в игре будут обычные листы бумаги. На одном стоите, а другой передвигаете дальше. И так, пока не перейдете все болото.
Ну вот, болото перешли, пора в путь.
К Берендею мы идем
По тропинке мы пойдем.
А что это там впереди?
А это кусты.
А над ними не пролетишь,
И под ними не проползешь,
И их не обойдешь...
А надо напрямик!
Шурх-шурх-шурх!
А в кустах мы увидели самого хитрого и осторожного зверя. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост, который заметает следы.
Музыкальная игра "Лиска-лиса"
Лиска - лиса, чудо краса
Длинный нос, рыжий хвост.
Бежит лиса, убегай кто куда.
(Можно повторить несколько раз)
Ох, беда-беда, пока от лисы убегал, ногу растер. Ребята, а вы знаете, что нужно сделать, какое растение мне может помочь и облегчить боль. Правильно - приложить лист подорожника.
Продолжаем наше путешествие по царству Берендея.
К Берендею мы идем
По тропинке мы пойдем.
А что это там впереди?
А, это поляна.
А над ней не пролетишь,
И под ней не проползешь,
И ее не обойдешь...
А надо напрямик!
Чап-чап-чап!
А на поляне грибов видимо-невидимо. А вы грибы знаете? Сейчас проверим!
Растут в лесу сестрички,
Желтые ... (лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый... (мухомор)
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их... (опята)
Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... (поганки)
В лесу, на радость людям,
средь молодых сосёнок,
В блестящей тёмной шляпке
растёт грибок... (маслёнок)
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Кто в серой, кто в зелёной,
Кто в розовой, кто в жёлтой
Ты их бери, не мешкай,
Ведь это – ... (сыроежки)
В путь!
К берендею мы идем
По тропинке мы пойдем.
А что это там впереди?
А, это пенек.
А над ним не пролетишь,
И под ним не проползешь,
И его не обойдешь...
А надо напрямик!
Бух-бух-бух!
А на пенечке письмо, читаем: "Мы, жители царства Берендея, хотели бы услышать песню, помогающую всем дружить, не смотря на то, какой у тебя рост"
Дети поют песню "Улыбка"
сл. Пляцковский М., муз. Шаинский В.
А пенек то оказался не простой, а с угощениями, которое приготовил для вас наш царь Берендей. Берегите наш лес, любите его, и он наградит всех сторицей. Вот и подошло к концу наше путешествие, а чтобы вы не заблудились, я вас провожу.
От пенечка - бух-бух-бух,
По полянке - чап-чап-чап,
Через кусты - шурх-шурх-шурх,
По болоту - чоп-чоп-чоп,
Через реку - буль-буль-буль,
И под горку - топ-топ-топ.
Вот и прибыли! А я с вами прощаюсь. До свидания, до новых встреч!
9