Воспитание самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Воспитание самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Одним из направлений развития современной школы является личностно- ориентированный подход; таким образом, учителю придётся решать проблемы оказания помощи каждому ребёнку в организации его личной самостоятельной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. А это предполагает, что учитель займет позицию координатора детской деятельности. Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности. Действительно, суть самодеятельности следует искать в семантике слов «сам делаю, собственно моя деятельность». Значит, сама деятельность, есть деятельность по собственному почину, личная инициатива, а это предполагает самовыражение личности, является средством её самореализации. Особенно актуальна эта тема в наше непростое время с самоизоляцией. Если родители на работе, ребенок предоставлен самому себе, его учеба зависит только от него самого. От того, насколько он проявит самостоятельность, ответственность в приобретении знаний, зависит его дальнейшая жизнь.
Часто встречаем людей, недовольных жизнью, несамостоятельных, безответственных, не управляющих своими поступками, чрезмерно амбициозных или, наоборот, неуверенных в собственных силах. В основе своей - это несчастные люди. Их можно критиковать, но не они в этом виноваты. Кто-то когда-то, когда они были любимыми сыночками и дочурками, учениками и ученицами, оказал им медвежью услугу. Из жалости, из любви или по педагогической неграмотности лишили их самостоятельности, старались от них ничего не требовать, сохранять от трудностей, риска, испытаний. Не захотели, чтобы они развили свои способности, не помогали в конкретизации их жизненных целей, не старались, чтобы сами определяли причины успехов и неудач других людей, не беседовали с ними о том, какие качества характера необходимы для достижения успеха. Уменьшили их удовлетворение от совместного преодоления препятствий. Лишили их радости собственными силами достичь в жизни чего-то важного, реализовать свои жизненные возможности. Поставили их зависимость от других, делали их объектом для манипуляции со стороны других. Очевидно одно, что каждому необходимо работать над собой, самостоятельно формировать свой характер, взгляды, способности и умения. Этого требует наше время. Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребёнка к самодеятельности является возраст 6-7 лет. Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития. В силу присущих ему психологических новообразований, особенности социального развития является сензитивным для развития самодеятельности. Эффективность развития самодеятельности у детей этого возраста обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием педагогов и родителей с детьми на основе индивидуального подхода. При этом необходимыми условиями выступает: учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка, безоценочное восприятие маленького человека, актуализация потребностей младшего школьника в игре, подбор и разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений для испытания им своих возможностей; стимулирование творческого самовыражения ребёнка; обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребёнком видов занятий; содействие осознанию маленьким школьником своего «я» среди других значимых в процессе коллективной, либо индивидуальной деятельности; система согласованных требований и ожиданий от ребёнка со стороны семьи и школы.
Данные условия определяют методику работы педагога по воспитанию младших школьников и развитию их самодеятельности. Этапы работы следующие:
-изучение детских интересов, возможностей и первичных потребностей;
- постановка каждого ребёнка в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живёт;
- включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;
- расширение межличностного общения;
- предоставление ребенку возможности активной самостоятельной деятельности; преобразование и усложнение этой деятельности. Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех её и результативность. Причём дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей надо готовить, их надо учить играть и работать в коллективе взрослых.
Человек тем активнее участвует в осуществлении деятельности:
-чем больше цель, которую она преследует, удовлетворяет его потребности;
-чем больше реальность достижения цели.
Деятельность закрепляет принятые нормы жизни.