Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
Сценарий фольклорного праздника
«Кузьминки»
Педагог дополнительного образования – Алфёрова Татьяна Семёновна
Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
Обучающиеся:
формирование представлений о народном календаре, о содержании, структуре русского народного обряда;
знакомство с обычаями и обрядами русского народа, связанных с календарно-земледельческим праздником ремесленников «Кузьминки».
знакомство с разными жанрами фольклора.
Развивающие:
приобщение детей к русской культуре – играм, танцам, хороводам, устному народному творчеству через традиционные праздники;
развитие творческих способностей, творческого мышления, навыков импровизации, хороводного пения через их собственную художественную деятельность;
улучшение артикуляции и выразительности речи;
стимулирование положительной мотивации к изучению произведений русского фольклора.
Воспитательные:
воспитание уважения к культурному наследию русского народа, почтение к народным традициям и обычаям.
воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенству;
создание сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;
Программное содержание:
русские народные песни: «В хороводе были мы», «Во кузнице…», «Здорово, здорово у ворот Егорова».
частушки.
• инсценировка потешек "Где ты, Лисонька, ходила?"; «Фома и Ерёма».
• русские народные игры: «Растяпа», «Никанориха гусей пасла», «Дударь»,
«Горшки», «Петушиный бой»;
• небылицы, загадки.
Участники праздника: учащиеся вторых классов.
Время проведения: 40 минут.
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «КУЗЬМИНКИ»
Ход праздника:
Под песню «На Кузьму, Кузьму Демьяна» учащиеся парами, приплясывая заходят, останавливаются у стульев, кланяются и садятся.
Хозяйка: Как тепло и уютно в нашем кабинете этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдохнуть. А назывались эти вечера посиделками.
1-й чтец. На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких
Собирались посиделки пожилых и молодых.
2-й чтец. При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели, да водили хоровод.
Добрым чаем угощались с медом, может без конфет…
Как и нынче мы, общались – без общенья жизни нет.
3-й чтец. А играли как? В «горелки»! Их «горелки» хороши!
Словом, эти посиделки были праздником души.
4-й чтец. Отдых – это не безделки – время игр и новостей,
Хором: Начинаем посиделки, открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
Хозяйка: Собрал нас сегодня здесь праздник большой, праздник радостный – «Кузьма и Демьян». По старинному обычаю Кузьминками называется. А как ещё этот праздник называют? (Кузьминки – по осени поминки, «Кузьминки – встреча зимы», девичьи посиделки, куриный праздник – петушиные именины).
А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?
1-й чтец. Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то.
И по доброте своей
Исцелять могли людей.
2-й чтец. Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,
Милосердием души
Очень были хороши!
3-й чтец. Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,
Не просили ни гроша
Братья - добрая душа.
Оттого их святый труд бессеребряным зовут.
Хозяйка: Кузьма и Демьян – «рукомесленники», покровители ремесел, главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия.
Как этот праздник наступает, весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором песни русские поет!
Песня «Во кузнице…»
1.Во-ку, во кузнице (2 раза)
Во кузнице молодые кузницы (2 раза)
2.Они, они куют (2 раза)
Они куют, приговаривают
Молотками приколачивают
3.Пойдем, пойдем Дуня (2 раза) (проигрыш)
Пойдем, Дуня, во – лесок, во лесок,
Сорвем Дуня, лопушок, лопушок.
4.Сошьем, сошьем Дуня (2раза)
Сошьем Дуня сарафан, сарафан (2 раза)
5. Носи, носи, Дуня (2 раза) (проигрыш)
Носи Дуня не марай, не марай.
По праздничкам надевай, надевай
Хозяйка: Я вот все смотрю и радуюсь: как много у нас гостей! Вот гости из деревни Кузьмы, а вот из села Демьяна. Раз много гостей – много новостей! Давайте их послушаем.
Небылицы
1 команда (все): - Здорово, деревня!
2- команда(все) - Здорово, село!
1- команда(все): - А как у вас, поживают?
1 реб. 2 ком.- Hа босу ногу топор надевают, сапогом траву косят, в решете воду носят.
1 реб. 1 ком.: - А наши сани едут сами, а лошади наши - с усами, бегают в подполье за мышами.
2- команда (все) — Да ведь это кошки!
1 реб. 1 ком.: — Комара тебе в лукошке!
2 реб. 2 ком. - Hаши кошки живут в гнезде, летают везде.
Прилетели во двор, завели разговор: «Кар, кар!»
1 команда - Да ведь это ворона!
2 реб. 2 ком. — Мухомор тебе вареный!
2 реб 1 ком. Hаша-то ворона ушаста, в огороде шастает часто.
Скок да скок через мосток, белым пятнышком — хвосток.
2- команда (все) — Да ведь это зайчишка!
2 реб 1 ком. — В нос тебе еловая шишка!
3 реб. 1 ком. Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
Все дети — Да ведь это волк!—
3 реб. 1 ком. По лбу тебя щелк!
3 реб. 2 ком. Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой, пообедал лебедой.
Все дети — Да ведь это козлище!
3 реб. 2 ком. — Щелчков тебе тыща!
4 реб. 1 ком. Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит, ставить сети не велит.
Все дети — Да ведь это налим!
4 реб. 1 ком. — Hет, не налим.
4 реб. 2 ком. - Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hе перед кем ее не ломает и шуток тоже не понимает.
Хозяйка: На праздник «Кузьма-Демьяна» не принято было работать, поэтому люди отмечали праздник с песнями и плясками.
Песня «Здорово, здорово у ворот Егорова»
На болоте, в тростнику укусил комар блоху
Сидит заяц на березе умирает со смеху.
Здорово, здорово у ворот Егорова
А у наших у ворот всё идет наоборот
На трубе сидит корова тонким голосом ревёт
За воротами телегу никто замуж не берёт.
Пошла курица в аптеку и сказала Кукареку
Дайте пудры и духов для приманки петухов..
Запряжём мы кошку в плошку, а котенка в тарантас,
И поедем по деревне всем ребятам напоказ
5. Мы частушки петь кончаем и садимся в решето
Уезжаем мы в деревню за частушками еще.
Здорово, здорово у ворот Егорова
А у наших у ворот всё идёт наоборот. (2 раза)
Сценка «Фома и Ерёма»
(Входят Фома и Ерёма)
Фома: Здорово, брат, Ерёма!
Ерёма: Здорово, брат, Фома!
Фома: Куда идёшь? Куда путь держишь?
Ерёма: На ярмарку иду!
Фома: А кто ж тебе про ярмарку-то сказал?
Ерёма: Да кума сказала.
Фома: А кума откуда знает?
Ерёма: А кума всё знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: Бывал!
Ерёма: Велика ли ярмарка?
Фома: Да я не мерил.
Ерёма: А сильна ль?
Фома: Не боролся!
Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.
Ерёма: Да ведь это медведь был!
Фома: Какой там медведь? Он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!
Ерёма: Да это волк!
Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк! Волка видел я: он маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.
Ерёма: Да это заяц!
Фома. Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелетает, да стрекочет.
Ерёма. Да это ведь это сорока! И байки, брат Фома, сказывать-то перестань! Давай-ка распотешьте народ, становитесь в хоровод!
Песня «В хороводе были мы»
1.В хороводе были мы - 2р Были мы, были мы - 2р
2. Кого надо видели -2р Видели, видели - 2р
3. Красавицу девицу, девицу, девицу.
4. Стань, девица, подбодрись, подбодрись, подбодрись.
5. Вправо, влево повернись, повернись, повернись.
6. Ты, девица, потанцуй, потанцуй, потанцуй.
проигрыш
7. В хороводе ты пройдись, пройдись, да ты пройдись.
8. Кому хочешь поклонись, поклонись, поклонись.
проигрыш и повтор 1 и 2 куплета
9.В хороводе были мы - 2р Были мы, были мы - 2р
10. Кого надо видели -2р Видели, видели - 2р
Игра «Никанориха гусей пасла»
Дети идут по кругу и поют:
«Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла,
Никанориха ругается, а козел-то улыбается»
Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!». Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом».
Стук в дверь
Хозяйка. Слышите, кто-то стучится… кто-то в дверь скребётся… Может это мыши к нам ужинать пришли? Там кто-то стоит… Да это моя кума с ярмарки возвращается.
В зал под музыку входит девочка в костюме Лисы с пустой корзинкой.
Инсценировка потешки "Где ты, Лисонька, ходила?"
Ребенок - Где ты, Лисонька, ходила? Что на ярмарке купила?
Лиса - Ах, иду я из Торжка, присмотрела петушка – Голосистый и красивый, Жаль, что денег не хватило.
- Так идёшь ты без покупки?
- Голодаю третьи сутки. На прилавках рыбка, мясо, да развешаны колбасы…
Мне б кусочек колбасы – Нету денег у Лисы.
- Не горюй, Лисица, зря-то. Мы ведь тоже не богаты, но поделимся с тобой…
- Сжальтесь, люди, надо мной!.. Там ещё сыры видала. Только денег было мало.
- Вот тебе кусочек сыра.
- Мне на масло не хватило.
- Вот тебе горшочек масла.
- Мои детки прося мяса!
- Вот подарочек лисятам.
- Жаль, что я не так богата…
- Хватит, Лисонька, просить!
- Ох, как хочется попить!
- Вот тебе воды глоток.
- От воды какой мне прок? Мне бы ковшик молока – Кружка-то невелика.
- Хоть подарков нам не жалко. Но ты просто попрошайка!
- Что вы, что вы, я шучу, за гостинцы отплачу.
Вы сами спойте – ка ребята, а я пойду к своим лисятам.
Хозяйка: Да и правда, что это мы в тишине сидим? И песен не поем?
Весело поется – весело живётся.
Частушки
1. Девки, пойте, девки, пойте Веселитесь от души!
Хороши кузьминки наши и мы тоже хороши!
2. Не хотели мы плясать, стояли и стеснялись,
А Кузьма заиграл, мы не удержались
3. А у нас во дворе квакали лягушки,
а я с печки босиком – думала, подружки
4. По деревне мы пошли и Кузьму увидели,
под кустом сидел и плакал – курица обидела!
5. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,
оглянулась я назад, сапоги мои лежат
6. Балалаечка-гудок свое дело знает,
она в кузькиных руках хорошо играет!
Хозяйка: А играть вы не хотите? Веселее детвора. Поиграть пришла пора!
Игра «Растяпа»
Количество играющих- нечётное.
Считалка: 1, 2, 3, 4, 5- мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
Игроки становятся по кругу попарно друг за другом. Один человек остаётся без пары, он водящий. Он становится в центр круга. Когда играет музыка – внутренний круг пляшет вместе с ведущим, стоящим в центре, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие, не исключая водящего, прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары – «растяпа», он становится в центр круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа ты!». После этого играет музыка, и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих, и всё повторяется
Хозяйка: Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за рукоделие: шить, вязать, вышивать, пряжу вить.
Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать. Будем пряжу в клубки перематывать. Кто быстрее клубок смотает, та и победит
Игра «Смотай нитки»
Звучит песня. По окончании музыки работа останавливается. Чей клубок больше, та девушка и победила.
Хозяйка: А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник! Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. А сейчас предлагаем для мальчиков игру, мерить силу, как бывало в старину!
Игра «Петушиный бой»
В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.
Хозяйка: При жизни святые Косма и Демиян были такими искусными врачами, что могли только одним словом исцелять от тяжелых болезней и людей и животных. И, стало быть, настал черёд нам в «Дударя» сыграть!
Хороводная игра «Дударь»
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню:
Дударь, дударь, дударище. Старый, старый старичище.
Его под колоду, его под гнилую.
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот
Хозяйка: Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!
А как насчёт быстроты да ловкости?
Количество играющих- нечётное.
Играющие делятся, на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Друга команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих - покупатель.
Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: — Почем горшок? Хозяин отвечает: — По денежке. — А он не с трещиной? — Попробуй. Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит: — Крепкий, давай сговор! «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: — Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
На слово «Вон!» и хозяин, и покупатель бегут вокруг горшков в разных направлениях. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и становится его хозяином.
Хозяйка: Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали. Мы с вами сегодня тоже прикоснулись к истории праздника «Кузьминки», узнали о традициях и обычаях русского народа.
На березе листок вянет, видно летичко прошло.
Завершаем посиделки. Значит время подошло.
А в память о нашей встрече примите сладкие угощения.