Сценарий иммерсивного шоу «Фабрика Деда Мороза»
Сценарий иммерсивного шоу "Фабрика Деда Мороза"
DOCX / 22.3 Кб
МБОУ СОШ № 4 имени Л.И. Золотухиной
Образовательная практика
«Марафон прикладного творчества «Я – дизайнер!»
Автор:
Казак Маргарита Владимировна,
учитель технологии
Сургут, 2022 г.
Наименование практики, сроки реализации. Образовательная практика «Марафон прикладного творчества «Я-дизайнер»: подготовительный этап – три недели, этап непосредственной реализации - пять недель.
Авторы практики (разработчики, проектная команда). Казак Маргарита Владимировна, учитель технологии.
Место реализации практики и целевая аудитория. Данная практика была реализована на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Л.И Золотухиной в рамках урочной системы и системы дополнительного образования.Целевая аудитория: ученицы 5-8 классов.
Актуальность практики. Как учитель технологии, только начинающий работу в данной школе, я столкнулась со следующей проблемой: низкой мотивацией учащихся при подготовке домашних заданий, отсутствием желания участвовать в конкурсах и проектной деятельности. Как педагог дополнительного образования, я обнаружила устойчивое мнение обучающихся и их родителей о затратности занятий прикладным творчеством.Мне захотелось, с одной стороны, заинтересовать обучающихся прикладным творчеством и способствовать повышению учебной мотивации, с другой стороны, показать многообразие техник прикладного творчества, а также продемонстрировать детям, что творить и создавать вещи уникального дизайна – интересно, увлекательно и бюджетно. Таким образом, создавая ситуацию успеха, показать, что они могут быть авторами качественных, необычных изделий и стимулировать желание детей делиться своими достижениями в качестве участников конкурсов прикладного творчества. В качестве решения данной проблемы мною был выбран формат марафона с поэтапными заданиями.
Инновационный характер практики. Новизна данной практики состоит в применении формата марафона, распространенного в социальных сетях, а потому близкого и понятного современным детям, в системе школьного образования. Оригинальность марафона заключается в том, что на практике дети знакомятся с малознакомыми техниками прикладного творчества, несложными (а потому изделия в данной технике получатся у всех, что создаст ситуацию успеха каждому участнику марафона). Нестандартность идеи заключается в том, что помимо знакомства непосредственно с техниками прикладного творчества, ребята получают возможность познакомиться с концепцией экологического поведения «ZeroWaste», форматом работы в Google-формах. Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.Целью образовательной практики являлось развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, повышение мотивации к занятиям прикладным творчеством и дизайном.
Задачи:
- Популяризация различных направлений и жанров прикладного творчества;
- Развитие интереса к проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- Повышение учебной мотивации;
- Выявление и развитие одаренных творческих личностей;
- Развитие метапредметных навыков;
- Воспитание и формирование ответственного отношения обучающихся к экологии.
- Повышение художественного мастерства участников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к изучению дизайна, занятиям по декоративно-прикладному творчеству, урокам технологии;
- Сохранение контингента объединения дополнительного образования, привлечение новых обучающихся;
- Выявление творчески одаренных обучающихся, мотивация к участию в конкурсах декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей обучающихся, дизайн-мышления.
Содержание практики. Каждая неделя марафона посвящена определенному изделию или декоративно-прикладной технике. Участники марафона получаются ссылки на задания (в случае технических проблем – бланки задания), которые включают в себя знакомство с историей данной техники и онлайн мастер-классы по выполнению задания текущей недели (в случае технических проблем, содержание мастер-класса дублировалось на очном занятии). В течении недели им необходимо выполнить изделие в данной технике, прислать фотоотчет и ответы на квиз по пройденному материалу. При возникновении вопросов участники консультируются с ведущим марафона. Ведется интерактивная таблица по отслеживанию текущих результатов, разработаны мотивационные инструменты. Лейтмотивом марафона проходит концепция «ZeroWaste» (приветствуется использование уже имеющихся материалов у учеников, таким образом снижается уровень потребления, культивируется бережное отношение к экологии и природе). Таким образом, в результате проектной деятельности на марафоне его участники выполняют пять продуктов в сфере дизайна и прикладного творчества.
Неделя 1. Что такое канзаши? (Участники марафона знакомятся с техникой «канзаши» и выполняют изделие «цветок-подвеска» в данной технике).
Неделя 2. Вязаное волшебство (Участники марафона знакомятся с техникой вязания крючком и выполняют подвеску (закладку, ключницу) по схеме).
Неделя 3. Стринг-арт (Участники марафона знакомятся с данной техникой и выполняют картины в технике «стринг-арт»).
Неделя 4. Ловец снов (Участники марафона знакомятся с историей данного изделия и выполняют работу в технике «ловец снов»).
Неделя 5. «Не лежим на полке!» (В рамках этой недели участники придумывают «вторую жизнь» для недоделанных изделий и поделок, материалов, которые лежат у них дома без дела).
Средства и способы реализации практики. Данная практика предполагает два этапа: подготовительный и собственно этап проведения марафона. На подготовительном этапе необходимо сформулировать проблему, на решение которой будет направлена практика, определить целевую аудиторию. Далее, необходимо подготовить бланки заданий, выбрать техники, с которыми вы хотите познакомить обучающихся. В моем случае было очень важно донести мысль о бережном отношении к природе, поэтому в задание каждой недели я обязательно включала материал, который знакомил участников с концепцией «ZeroWaste». По возможности, я отбирала такие изделия для мастер-классов, которые могли бы служить в дальнейшем и находить утилитарное применение. Так канзаши или вязаная подвеска могут трансформироваться в заколку или елочное украшение. Панно в технике стринг-арт или ловец снов могут выступать в качестве оригинального подарка. Квиз добавляет элемент соревновательности, задействует сферу учебного исследования. При наличии необходимых ресурсов (мобильные телефоны с выходом в Интернет) в марафоне можно принимать участие в любое удобное для ребят время. Нельзя также не отметить большое желание фотографировать и «постить», которое также можно наблюдать у современных школьников. Хотя идея полного перенесения марафона в какую-либо социальную сеть не нашла своего воплощения (поскольку участники оказались зарегистрированными в разных социальных сетях или не зарегистрированными в них вовсе), этот аспект также возможен для реализации, так как использует полный инструментарий социальных сетей («лайки», комментарии, посты в режиме реального времени). В качестве условий реализации можно отметить необходимость широкого освещения марафона среди ученической общественности (сообщения в мессенджерах групп класса, объявления на школьном сайте, в фойе школы – например, каждую неделю меняется информационный плакат сQR-кодом, перейдя по которому, попадаешь на страничку с заданиями текущей недели). Что касается ресурсов, что среди кадровых ресурсов можно назвать учителей технологии, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования, среди методических – технологии проведения мастер-классов, приемы и методы обучения, владение современными информационными технологиями, среди финансовых – затраты на рекламу (бумага и чернила для печати информационных плакатов). Затраты на материалы для мастер-классов довольно низки, потому что у учителей технологии и педагогов дополнительного образования, как правило, есть определенный запас текстильных и иных материалов, оставшихся от предыдущих работ или конкурсов.
Данные о результативности. Результаты практики дополнительного образования представлены в таблице:
Показатели |
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
Объёмные показатели (число вовлеченных участников) |
18 человек (из них 10 человек – контингент кружка «Рукодельница») |
24 человека (из них 12 человек – контингент кружка «Рукодельница) |
Организационно-содержательные показатели |
1. Участие в проекте по развитию социально-культурных компетенций молодежи «Игры твоей школы» (АНО «Институт КБ») 2. Публикация одного из этапов марафона (мастер-класса по вязанию «Подвеска-ключница») на Всероссийском образовательном портале «ИКТ педагогам» |
1. Участие во Всероссийском конкурсе Образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями (федеральный заочный этап) |
Показатели эффектов |
1. Пшеничная София, участница XI городского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» 2. Киргизбаева Сугдиена, Сорокопуд Ольга, Диплом I степени Всероссийского конкурса презентаций экологических проектов «День Земли» 3. Гоппова Анна, Диплом IIмеждународного конкурса декоративно-прикладного творчества «Творческая мастерская»
|
1. Базуева Екатерина, участница фестиваля детского творчества «Созвездие», г. Сургут 2. Кобзева Надежда, Вафина Алина, Диплом III степени школьной научной конференции молодых исследователей «Ступенька в будущее», г. Сургут 3. Подготовка обучающимися декораций при проведении предметной декады методического объединения учителей искусства и технологии. |
Риски |
1. Отсутствие технических средств или низкий уровень ИКТ-компетенций. 2. Необходимость сужения возрастного диапазона участников марафона для более равноправного участия. 3. Отсутствие минимально необходимых инструментов и материалов у обучающихся. |
Среди наиболее значимых результатов марафона хочется отметить не только рост интереса к декоративно-прикладному творчеству и дизайну, повышение ответственности и мотивации к школьным занятиям и текущему образовательному процессу, но и «продуктовые» результаты: участники марафона стали обладателями работ, которые они смогли представить на различных конкурсах. Мотивация к участию в конкурсах также повысилась, ребята не боятся принимать в них участие. Это касается не только конкурсов декоративно-прикладного творчества, но и конкурсов исследовательских работ.
Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.Основные принципы, заложенные в концепцию марафона, вполне применимы на уроках в рамках школьной программы, в различных направлениях дополнительного образования, что делает данную образовательную практику легко тиражируемой. Достаточно выбрать несколько результативных техник, с которыми Вы хотите познакомить обучающихся, дать подробные инструкции по выполнению (мастер-классы), оформить их в доступные с помощью современных технических средств продукты. Таким образом,в формате марафона, можно изучать не только элементы программ дополнительного образования, но и общеобразовательных программ.
Приложение 1
Задания для марафона
Неделя 1. Что такое канзаши?
Немного истории: Искусство «канзаши» возникло в Японии. Японки, прирожденные рукодельницы, старались искусно украсить свои волосы с помощью различных шпилек и заколок. Самым богатым украшением считались цветы из ткани, которые мы и привыкли называть словом «канзаши». Такие цветы не вянут и могут долгое время служить своей хозяйке, к тому же делать их совсем несложно: нужно особым образом сложить ленту и закрепить ее в полученном узоре. |
Концепция «ZeroWaste»: Шаг 1 Refuse — откажись. Первая заповедь гражданина планеты – не покупай лишнего. Экологические проблемы начинаются с перепотребления. Пожалуй, самая вредная лишняя вещь – это пластиковая упаковка. В магазинах почти все продукты уже упакованы, и порой у нас нет возможности купить товар на развес в свою тару. Но там, где такая опция есть, ей нужно пользоваться. Обзаведитесь эконабором на каждый день, чтобы у вас всегда были под рукой:
Вот и для наших канзаши мы не будем покупать ленты. Посмотрите внимательно: вдруг у вас остались банты, которые вы уже не будете носить? Остатки лент от новогодних или карнавальных костюмов? Ручки от ненужных подарочных пакетов (иногда их делают в виде лент)? Полоски тонких тканей тоже подойдут. Вам также понадобятся ножницы, линейка, карандаш, ника и иголка. Соберите все материалы и скорее приступайте к заданию. |
Задание и мастер-класс: Выполните цветок в стиле канзаши. Сфотографируйте полученный цветок и отправьте организатору марафона. |
Квиз: 1. В каком веке родилось искусство канзаши? 2. Кстати, а как сами японцы называют такую технику? 3. Какие ленты чаще всего используются при создании канзаши? 4. Заготовка какой формы чаще всего используется в данной технике? 5. Перечислите не менее трех способов применения цветов, выполненных в данной технике. |
Неделя 2. Вязаное волшебство
Немного истории: Вязание – это процесс изготовления полотна или изделия (обычно деталей одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов — вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка, или просто на пальцах) или на вязальной машине (механическое вязание). Вязание, как технику, относят к видам плетения, применяют для изготовления предметов одежды (носки, перчатки, шапки) и белья (скатерти, занавески), декорирования интерьера. |
Концепция «ZeroWaste»: Шаг 2 Reduce — сократи. Беа Джонсон, основательница глобального движения «ZeroWaste», убедилась на собственном опыте, что 80 % вещей, которые есть в квартире у современного человека, на самом деле ему не нужны. Но они могут быть нужны кому-то другому. Сократить потребление можно в любой области жизни. Купите себе две ручки вместо пяти, бережно используйте тетради (чтобы не пришлось покупать новые), сократите покупки таких вещей как резинки, заколки. Ведь за производством самого маленького крабика для волос стоят отнюдь не самые безопасные для природы технологии. Относитесь бережно к вещам, даже к тем, купить которые не составляет труда: ведь испорченные вещи пополняют горы мусора и отравляют нашу планету. Мы тоже попробуем сократить количество вещей в вашем доме. Посмотрите внимательно: не завалялись ли у вас мотки шерсти, пряжа, вязальные нитки? Может, бабушка вязала вам носочки и у нее осталась пара клубков? Или сестра пробовала связать себе шарф, но забросила это дело? Если вы нашли пряжу, которая никому не нужна, и раздобыли крючок, скорее принимайтесь за дело. |
Задание и мастер-класс: Свяжите подвеску (закладку, ключницу) крючком по схеме. Сфотографируйте полученную подвеску и отправьте организатору марафона. |
Квиз: 1. Где обнаружены самые древние вязаные вещи? 2. Как называлась техника вязания, практиковавшаяся древними викингами? 3. Кто изобрел вязальную машину? 4. Перечислите основные виды петель при вязании на спицах. 5. Перечислите основные виды петель при вязании крючком.
|
Неделя 3. Стринг-арт
Немного истории: Стринг-арт – этовид графики, суть которого в том, что рисунок создается путем особого переплетения нитей. Его изобрели в Англии давным-давно. Представители одной профессии забивали в дощечки гвоздики и в определенном порядке натягивали на них цветные или однотонные нити. В результате получался изящный воздушный рисунок. Такой картиной часто украшали жилища. |
Концепция «ZeroWaste»: Шаг 3 Reuse — используй повторно. Старайтесь относиться к каждой покупке очень ответственно. Приобретённая вещь должна служить долго и подходить для разных целей. И в идеале, когда она износится, производитель примет её на переработку. А если вещь просто перестанет быть нужной — её можно отдать другим людям. Если так будут поступать многие, производителям придётся пересмотреть свою безответственную политику. Ведь большинство товаров, от автомобиля до чайника, специально делают недолговечными, чтобы покупатель поскорее пришёл за новой покупкой. Мы тоже попробуем использовать вещи повторно. Наверняка, у вас дома найдется пара катушек ниток. А может и пряжа после предыдущего мастер-класса осталась? Это замечательно! Еще нам понадобится дощечка или плотная картонка (обычно такие вещи есть на балконе или в гараже), немного красок и гвозди. Если гвоздиков не найдете, не беда, подойдут канцелярские кнопки. Ну что, все материалы собрали? Тогда прихватите молоток и вперед. |
Задание и мастер-класс: Выполните панно в технике стринг-арт. Сфотографируйте полученное изделие и отправьте организатору марафона. |
Квиз: 1. В каком веке изобрели технику стринг-арт? 2. Представители какой профессии это сделали? 3. Для чего первоначально использовались изделия в технике стринг-арт? 4. Какое второе название существует для этой техники? 5. Назовите американского дизайнера, который в 1970-х годах начал создавать нитяные картины? |
Неделя 4. Ловец снов
Немного истории: Ловец снов – амулет,защищающий спящего от злых духов и болезней. Он представляет собой паутину из суровых ниток, натянутых на круг. Часто в ловец вплетали несколько перьев, украшали бисером, раковинами или бусинами. Амулет обычно вешался над изголовьем спящего. По преданиямhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86_%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2_(%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%B5%D1%82) - cite_note-2, плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. У разных индейских племен ловец снов имел разную форму: у одних они были круглые с переплетением в виде паучьей сети, в то время как у других больше напоминали рыбацкую сеть. Задачей этих плетёных оберегов было «поймать» простуду, болезнь или злых духов. |
Концепция «ZeroWaste»: Шаг 4 Recycle — переработай. Этот пункт стоит на четвёртом месте, а не на первом, потому что вторичная переработка – не спасение от всех проблем. Если вы каждый день набираете в супермаркетах одноразовые вещи, а потом относите гигантские мешки в пункты раздельного сбора, ваш образ жизнь пока далёк от экологичного. Проблема в том, что лишь часть отходов получится переработать в столь же ценный продукт. Например, пластиковый лом пойдёт только на стройматериалы, а они после использования отправятся на свалку. Во многих случаях переработка лишь ненадолго продлевает жизненный цикл вещей, а в итоге они всё равно оказываются в мусорной куче или на мусоросжигательном заводе. Поэтому сдавать в переработку нужно то небольшое количество отходов, которым никак нельзя найти применения. Ну а мы-то применение можем найти всему. Поищите-ка внимательно и соберите дома все, что сможете найти: нитки, остатки пряжи и картона, ненужные бусины и ленточки, кусочки кружев и шнурков, ракушки, перышки, интересные косточки и семена. Нам потребуется иголка, ножницы, море фантазии и немного терпения. Запаслись? Теперь самое время приступить к заданию. |
Задание и мастер-класс: Выполните свое изделие в технике ловец снов. Сфотографируйте полученный ловец снов и отправьте организатору марафона. |
Квиз: 1. Что, кроме ниток, могло использоваться для плетения сети ловца снов? 2. Из какого материала традиционно изготавливали обруч ловца снов? 3. Перья каких птиц чаще всего использовали для украшения ловца снов? 4. Почему сетка в ловце снов часто крепится к обручу в восьми точках? 5. У какие народов, кроме индейцев, существует традиция плетения ловца снов? |
Неделя 5. «Не лежим на полке!»
Немного истории: Дизайн-мышление – способ решения задач, который основывается на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления является творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы |
Концепция «ZeroWaste»: Шаг 5 Rot — компостируй. Органические отходы составляют треть всего бытового мусора, и именно из-за них многим приходится каждый день выносить ведро. Но даже очисткам и огрызкам можно найти применение. С помощью домашнего компостера они превращаются в полезное удобрение для растений
Компостировать мы, конечно, сейчас не будем. Вместо этого, подумаем вот над чем: сколько недоделанных поделок вы отправили в мусорное ведро? А сколько поделок вам разонравились, потому что вы никак не можете найти им применение? Вооружитесь идеями дизайн-мышления и приступайте к выполнению последнего, финального задания. |
Задание и мастер-класс: Найдите недоделанную/ненужную/сломанную поделку. Примените способы дизайн-мышления и подумайте, как из ненужной вещи сделать нужную? Обязательно придумайте название для своего творения. Сфотографируйте преображенное изделие и отправьте организатору марафона. |
Квиз: 1. Кто впервые сформировал идеи дизайн-мышления? 2. Какое учебное заведение продвигает идеи дизайн-мышления? 3. Какие методы генерации идей существуют? 4. Опишите один из методов генерации идей. 5. Какие средства моделирования используются в дизайн-мышлении? |
Приложение 2
Пример поэтапного мастер-класса
Неделя 4. Ловец снов.
Шаг 1:Фиксация шнура на обруче
Обычно работу над ловцом снов начинают с оплетки обруча. Обруч можно вырезать из плотного картона, сплести из остатков проволоки, использовать ненужные пяльца. Сначала необходимо зафиксировать нить, завязать ее вокруг обруча. Возьмите другой конецнити и обмотайте его вокруг обруча. Следите, чтобы нить хорошо натягиваласьи ложилась плотно.
Шаг 2. Привязываем начальную нить
Крепко привяжите к обручу начальную нить. Она будет зачином, именнос нее начинается паутина ловчей сети. Через 3-4 см после начала сделайтеполуузел вокруг обруча. То есть оберните нить вокруг обруча и проденьте ее вобразовавшуюся петлю. Затяните. Продолжайте плести первый ряд по всемуобручу. Сделайте такие же полуузлы на равных расстояниях по всему обручу.Расстояние между концом и началом может быть и немного меньше.
Шаг 3. Второй ряд плетения
Теперь вновь сделайте полуузел, но на этот раз оберните нить уже невокруг обруча, а вокруг самой нити на уровне первого ряда. Дальше простоплетите по кругу, и вы сами увидите, как радиус паутины уменьшается. Такимобразом, идя по кругу и уменьшая расстояния между узлами, сплетитепаутинку. Не забывайте, в середине ловца снов оставляют отверстие. Можно,по желанию, доплести паутину до конца, а центр украсить бусиной.
Шаг 4. Выполнение подвесок
Можно сделать украшения в виде небольшого количества подвесок: можно использовать ленты и нити, перья, кусочки меха, привязать бусины и ракушки.
Приложение 3
Инструменты для мотивации
Для отслеживания результатов прохождения марафона организатор заполняет интерактивную таблицу, ссылка на которую есть у каждого участника.
Пример заполнения таблицы.
Участник |
Неделя 1 |
Неделя 2 |
Неделя 3 |
Неделя 4 |
Неделя 5 |
|||||
Фото |
Квиз |
Фото |
Квиз |
Фото |
Квиз |
Фото |
Квиз |
Фото |
Квиз |
|
1. Имя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Имя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Имя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что сейчас идет третья неделя марафона. Участник под номером 3 прислал фото выполненного изделия самым первым (об этом говорит стикер в виде гепарда). Участник под номером 2 еще не прислал задание за вторую неделю (об этом ему напоминает стикер в виде коалы). Участник под номером 1 выполнил задание квиза (1 правильный ответ), но еще не прислал фото работы. Зеленые галочки означают, что участник прислал фотоработы вовремя. Количество звездочек – это количество правильных ответов на квиз.