12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1271
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва

У людей, употребляющих наркотики

нет настоящего и нет будущего.

О.Л. Гончарова

Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в соматическом, психическом здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.

Ход классного часа

Лекция «Наркотики. Наркотическая зависимость»

Наркомания – это непреодолимая тяга к наркотику и ослабленный контроль над приемом наркотика, несмотря на опасные последствия. Пристрастие характеризуется озабоченностью по поводу приобретения наркотика, непреодолим желанием его принять, предрасположенностью к одолимым желанием его принять, предрасположенностью к рецидиву, потерей контроля и отрицанием существования проблемы.

Наркотики – это такие натуральные или синтетические вещества, которые при их употреблении оказывают влияние на сознание и восприятие человека и злоупотребление которыми представляет угрозу для личности и общества.

Рассмотрим одну из наиболее опасных форм аддиктивого поведения – химическую зависимость от наркотиков, т.е. наркотическую зависимость.

Социологические исследования 2,5 тыс. человек, свидетельствуют о том, что до 70% юношей в возрасте до 25 лет знакомы с нелегальными наркотиками, т.е. так или иначе приобщены к ним. У девушек этот показатель не превышает 30%. Одна четвертая часть от числа всех «приобщенных» к наркотикам страдает выраженной зависимостью. Количество приобщенных к анаше или другим производным конопли практически равно обей численности молодых людей. Четыре пятых всех активных потребителей наркотиков впервые встретились с ними в возрасте от 15 до 17 лет.

Злоупотребление нелегальными наркотиками редко встречается в возрасте до 14 лет. Возрастной пик приходится на 21 год. Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. По мнению специалистов, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы (Е.В. Змановская).

В основе наркотической зависимости лежит потребность продолжить прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений. Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Оно быстро разрушает личность и жизнь больного.

Б.В. Зейгарник отмечала, что в процессе развития зависимости формируются патологические изменения потребности, нарушается иерархия мотивов. Потребности зависимого человека становятся неуправляемыми и приобретают строение влечений. Так как интересы, переживания и стремления человека строятся в зависимости от его побуждений, то изменения в содержании потребностей означают собой и изменения строения личности человека. Одним из наиболее ярких проявлений нарушения личности является нарушение подконтрольности, критичности поведения. Зависимость искажает связь между организмом и психикой.

По вопросу соотношения биологического и психологического в развитии заболеваний Б.В. Зейгарник писала: «Хотя биологические особенности болезни и психологические закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов, их роль при этом принципиально различная… болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности».

По мнению доктора J. Goelz, наркотик у зависимого человека выполняет «психотерапевтические» функции, и, лишаясь «лекарства», он остро переживает боль, опустошенность, раздражение и беспомощность.

И.Н. Пятницкая выделила три синдрома, составляющие большой наркотический сидром, наличие которого отличает зависимого от здорового человека:

  • синдром измененной реактивности организма к действию наркотика;
  • синдром психической зависимости;
  • синдром физической зависимости.

Кроме того, существуют и другие синдромы, которые обязательно присутствуют в процессе развития наркомании.

Сидром измененной реактивности включает в себя:

изменения формы потребления;

изменения толерантности;

исчезновение защитных реакций при передозировке;

изменение формы опьянения.

Синдром измененной реактивности проходит определенную динамику в течение болезни: на начальных этапах появляется изменение формы потребления. Снижаются защитные реакции и растет толерантность, а на исходной стадии меняется форма опьянения на фоне снизившейся толерантности.

Синдром психической зависимости включает в себя патологическое влечение к психоактивным веществам и способность достигать состояния психического комфорта в интоксикации.

Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема.

Для синдрома физической зависимости характерны следующие клинические признаки:

непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества;

сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема;

употребление с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром);

повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах);

снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);

игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков;

психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления.

Синдром физической зависимости включает в себя компульсивное (непреодолимое) влечение к психоактивным веществам, способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации и абстинентный сидром. Степень компульсивного влечения сопоставима с чувством голод и жажды.

В наркологии приято выделять три группы факторов, которые в той или иной степени влияют на возникновение химической зависимости в обществе. Это – социальные, психологические и медико-биологические факторы.

Социальные факторы, способствующие развитию зависимости, можно разделить на две группы – макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы, отношение к детям, семье, уровень терпимости к употреблению психоактивных веществ, мода и т.д. Существенную роль играет распространение сведений о психоактивных веществах и химической зависимости, которую получают дети и подростки. Проведенные опросы выявили следующие источники информации: интернет, художественные и документальные фильмы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми, рассказы старших ребят и сверстников. У некоторых народов использование наркотиков имеет давние традиции и не приводит к наркомании у значительной части населения (так, у народов Средней Азии популярна марихуана, а у индейцев Латинской Америки – кока). В последнее время большинство исследователей склоняются к выводу, что именно микросоциальные факторы являются первостепенными в формировании химической зависимости. Ближайшее окружение и в первую очередь семья часто оказывают наиболее сильное влияние на наркотизацию. Родители-алкоголики или наркоманы, неполная семья, плохой контроль родителей за поведением ребенка и его окружением, отсутствие руководства со стороны родителей жизнью ребенка, малая забота о детях и недостаточная сплоченность семьи, плоха успеваемость, посещаемость в школе – это всегда повышенный фактор риска злоупотребления наркотиками у детей (В.Д. Москаленко, П.Д. Шабанов, В.С. Битенский, А.Е. Личко).

Психологические факторы риска возникновения зависимости – это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению наркотиков. Они определяют индивидуальный процесс приобщения к психоактивным веществам. Психологические факторы включают в себя: трудности приспособления к окружающей среде, конфликт с окружением, неудовлетворенность, непонятность окружающими, утомление, робость, осознание своей неполноценности – иными словами, состояние тревожности, фрустрации, психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости. Основным мотивом приема психоактивных веществ у подростков является именно утрированная конформность со стремлением любой ценой быть «своим» в референтной микрогруппе, то есть «нейтральная мотивация» имеет первостепенное значение.

К медико-биологическим факторам исследователи относят генетические влияния, нервные и психические заболевания, при которых имеются органическая неполноценность мозга или расстройства личности, синдром минимальной мозговой дисфункции в детстве, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, нарушения поведения в детстве, склонность к депрессиям, дефицит внимания (В.Д. Москаленко, И.П. Анохина, Н.Н. Иванец).

Рассмотрим последствия от употребления наркотических веществ.

J. Goelz предложил следующие последствия от злоупотребления психоактивных веществ:

Прямые последствия социального отделения наркопотребителей

затрудненный доступ к системе медицинской помощи;

неполноценное питание;

отсутствие жилья;

негигиенический образ жизни;

хронический стресс из-за нелегального существования;

ситуация гетто в популяции с чрезвычайно высоким заражением (ВИЧ, гепатиты, туберкулез, сифилис);

проституция по принуждению;

Основные заболевания как следствие образа жизни:

хронический бронхит;

хронические гранулемы зубов;

контагиозное импетиго;

чесотка;

абсцессы;

тромбофлебиты;

гепатиты;

ВИЧ/СПИД;

инфекции передаваемые половым путем;

травмы;

переломы.

Другие факторы:

иммунологические нарушения.

Наркозависимость, в отличие от других аддикций, всегда имеет высокий риск для жизни.

К смерти приводят:

передозировки;

неправильная дозировка при смешанном употреблении;

суицид;

остановка работы органов при хронической интоксикации;

стремительно протекающий эндокардит;

стремительно протекающий гепатит;

пневмония, не подвергавшаяся лечению;

пневмоторакс при туберкулезе без лечения;

оппортунистические инфекции при неконтролируемой ВИЧ-инфекции;

септические осложнения через невскрытые абсцессы.

Травмы, проводящие к смерти:

из-за интоксикаций (ожоги, некрозы от сдавливания как следствие длительной потери сознания с ампутациями конечностей, переломами, черепно-мозговыми травмами);

под воздействием прямого насилия в случаях торговли наркотиками и проституции.

Хронические инфекционные заболевания, которые приводят к смерти:

хронические гепатиты В, С (смерть вследствие отказа работы печени, карцинома печени или кровотечения из варикозных узлов пищевода);

эндокардит с разрывом сердечного клапана (смерть вследствие отказа работы сердца);

ВИЧ/СПИД;

туберкулез;

сифилис;

остеомиелит;

хронический пиелонефрит.

Психологи, работающие с наркозависимыми людьми, выделяют следующие общие признаки психосоциальных последствий зависимости:

тревога и беспокойство;

проблема доверия;

чувство вины;

чувство изолированности;

раздражительность, вспышки гнева;

множество контактов без проявления глубоких чувств;

пассивно-агрессивное поведение;

амбивалентность;

внутренняя опустошенность;

депрессии.

Основаниями для смертности в результате употребления наркотиков можно считать, следующие статистические данные:

20% – передозировка;

20% – осложнения при бактериальных инфекциях;

20% – последствия заболеваний печени;

20% – СПИД;

20% – другие причины.

Групповое задание

Классный руководитель просит студентов заполнить анкету для изучения ориентации студентов на здоровый образ жизни.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИИ СТУДЕНТОВ

НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

(автор О.Л. Гончарова)

Ф.И.О. _________________________________________________________

Ответьте искренне на вопросы.

Как вы относитесь к спорту? ____________________________________

__________________________________________________________________________

Посещаете ли вы какую-либо спортивную секцию?_________________

_______________________________________________________________

Курите ли Вы? С какого возраста? _______________________________

_______________________________________________________________

Ваше отношение к алкоголю?___________________________________

_______________________________________________________________

Какие алкогольные напитки Вы употребляете? В каком объеме?______

_______________________________________________________________

Ваше отношение к наркотикам?__________________________________

________________________________________________________________

Пробовали ли Вы наркотики? ____________________________________

Соблюдаете ли Вы режим? ______________________________________

Перечислите, какие негативные факторы влияют на здоровье_________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни? _______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Подведение итогов классного часа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.