СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
(автор О.Л. Гончарова)
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Цель занятия: формирование духовных, социальных, общественных ценностей, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры.
Ход классного часа
Лекция «Воспитание. Духовно-нравственное воспитание»
П. И. Ковалевский писал: «в деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать – значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит ввести в организм и его питательные соки – физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе – значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности».
Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Никто не становится хорошим человеком случайно».
Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраста и условия жизни.
Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.
Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…
Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу. (А.П. Чехов. Сборник сочинений Т. 11).
В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!».
И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете».
В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Инструкция: ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30,
40…100 (очень важно).
Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.
Высокооплачиваемая работа.
Удачная женитьба или замужество.
Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.
Вовлечение в общественную деятельность.
Ваша религия.
Спортивные упражнения.
Интеллектуальное развитие.
Карьера.
Красивые машины, одежда, дом и т.д.
Времяпрепровождение в кругу семьи.
Несколько близких друзей.
Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.
Медитация, размышления, молитвы и т.д.
Здоровая сбалансированная диета.
Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т.п.
Обработка и интерпретация результатов. Распределите баллы согласно таблице. Подсчитайте количество баллов. Чем выше итоговое количество баллов, тем большую значимость представляет для вас ценность. При этом, чем ближе друг к другу баллы, тем более разносторонним человеком вы являетесь.
Ценности |
Номера утверждений |
Итого баллов: |
||
1. |
Профессиональные |
1, 9 |
||
2. |
Финансовые |
2,10 |
||
3. |
Семейные |
3,11 |
||
4. |
Социальные |
4,12 |
||
5. |
Общественные |
5,13 |
||
6. |
Духовные |
6,14 |
||
7. |
Физические |
7,15 |
||
8. |
Интеллектуальные |
8,16 |
Подведение итогов классного часа.