Сценарий литературного вечера, посвященного Дню памяти А.С. Пушкина

0
0
Материал опубликован 10 September

Сценарий литературного вечера

«Промчится год, и с вами снова я…»

(Посвящается памяти А.С. Пушкина.)

Цель мероприятия: воспитание интереса и любви к русской литературе, личности и творчеству А.С. Пушкина, формирование культуры чтения учащихся школы.

Выступления участников мероприятия сопровождаются отрывками из художественных и музыкальных произведений, презентацией.

Ведущий 1.

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

Ведущий 2.

В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

Ведущий1.
Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованости и ритмической гибкости, —кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…

Ведущие 1 и 2

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера.
И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык…

И. А. Ильин "О России. Три речи"

Ведущий 2.

Цель литературыпомогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

А.М. Горький. Рассказ «Читатель»

Ведущий 1.

О читателях, в отличие от писателей, говорят редко и мало, а между тем читатель – лицо незаменимое. Ведь без него не только современные книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина похожи лишь на немую и мёртвую груду бумаги!
Ведущий 2.

Только читатель решает судьбу книги! Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей. Иных струн у автора нет. И в зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо.

Ведущий 2.

Во все времена талантливые читатели были и остаются нужны литературе не меньше, чем талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких людей, которые обладают живым, творческим воображением, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

С.Я. Маршак «Поговорим о читателе»



Чтецы выступают на фоне звучащей музыки П.И. Чайковского

Чтец 1.

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И.А. Бунин «Слово»

Чтец 2.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать»

Чтец1.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

И.А. Бунин «Вечер»

Чтец 2.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И.А. Бунин «Вечер»

Ведущий 1.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший опыт жизни. Она делает человека интеллигентом, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание чужой жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, одним словом, делает нас мудрыми.

Д.С. Лихачев «Письма о добром»

Ведущий 2.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин» … А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! В. С. Непомнящий

Ведущий 1.

Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя… В. С. Непомнящий


Чтец1.

Поэт в России – больше,

чем поэт.
В ней суждено поэтами

рождаться лишь тем,

В ком бродит гордый

дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя

нет.

Е.А. Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт»

Чтец 2.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А.С. Пушкин «Памятник»

Чтец 1.

Среди читающих людей есть и любители поэзии, потому что без поэзии прожить невозможно. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным. Хорошие стихи – всегда тайна.

Чтец 2.

Поэзия заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

В. Шапошников

Звучит музыка Г.Свиридова - музыкальная иллюстрация

к повести А.С. Пушкина «Метель»

Чтец 3.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

А.С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»


Чтец 4.

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал…
А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я»


Ведущий 1.

Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День Памяти Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин! Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя. Уже современники Пушкина, люди, лично его знав­шие, общавшиеся с Пушкиным-человеком, с ним говорившие, первыми после гибели поэта произнесут слова о Пушкине как о грандиозном, стихийном явлении. Алексей Кольцов написал о Пушки­не стихи и назвал их «Лес». Аполлон Григорьев написал: «Пушкин – наше все…». «Солнце нашей поэзии» ... Солнце! — навсе­гда все запомнили и эти слова Владимира Одоевского. А Виссарион Белинский позднее срав­нит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей.

Ведущий 2.

Гоголь сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем рус­ская природа, русская душа, русский язык, русский характер отрази­лись в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражает­ся ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». В Пушкине русский человек явился как модель, как программа и как прообраз будущего.

Чтец 1.

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин. Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт. Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

Чтец 2.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт. Поэт - сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых - освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих - внести эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. «Слова поэта суть уже его дела».

А.А. Блок «О назначении поэта»

Ведущий 1.

Для Пушкина Лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и оказал огромное влияние на его последующее духовное развитие. В Лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг.

Ведущий 2.

Пушкин недаром после окончания Лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

Лицеист 1.

В Лицее, в атмосфере Лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам Лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре. Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: И. И. Пущин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер. Это была истинная дружба, вечно юная и вечно сильная, дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина.

Лицеист 2.

Распорядок дня лицеиста. В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах. С 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах. В 13 часов — обед и короткий перерыв. В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа все воспитанники ложились спать.

Лицеист 3.

Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми. Изучали языки – русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховую езду и плавание.

Лицеист 4.

Учились в классах по семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, – по крайней мере, у лучшей части их – на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.

Чтец 1.

В те дни – во мгле дубровных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась –

Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» VIII глава

Чтец 2.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

А.С. Пушкин «19 октября»

Чтец 3.

Пушкин окончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником. Но при таких, более, чем скромных, внешних показателях он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасному сердце.

Чтец 4.

Первые листки с бессмертными строчками новаторской поэмы «Руслан и Людмила», которые Пушкин вместе с выпускным аттестатом уносил из Лицея, были тем высшим из всех возможных баллов, которые поставила самая строгая и объективная наставница – сама Жизнь, История.

Чтец 2.

Ревет ли зверь в лесу глухом,
трубит ли рог, гремит ли гром,
поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва...Таков
И ты, поэт!

А.С. Пушкин «Эхо»
Звучит музыкальный ряд к произведениям А.С. Пушкина

Чтец 4.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!


Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?


Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук

Имя Пушкинского Дома

В Академии наук.


Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему.

А.А. Блок «Пушкинскому дому»







9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.