План урока литературной викторины, посвященной дню рождения А.С. Пушкина
ПЛАН УРОКА
литературной викторины,
посвященной дню рождения А.С. Пушкина
Дата проведения: 06.06.2021г
Группы: Б-11, МП-11, ХЗ-11
Время проведения: 45 мин
Форма проведения: литературная викторина
Цели: расширить и углубить представления о жизни и творчестве А.С. Пушкина
- формировать и развивать познавательные интересы;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, анализа биографического материала;
- воспитывать любовь к русской классической литературе
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация
Музыкальное сопровождение:
Фонозапись стихотворений Пушкина: «Няне», «Я Вас любил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
ХОД ВИКТОРИНЫ
Вступительное слово преподавателя – Пегушиной Е.В. Галикберовой Н.Х. 2 мин
Сценарий. Ведущие - Бородина Ксения, Корчуков Никита 15 мин
Викторина жизни и творчества А.С. Пушкина 25 мин
Подведение итогов 3 мин
Ответственные преподаватели: Н.Х. Галикберова, Е.В. Пегушина
Конспект литературной викторины
«С Днем рождения, Александр Сергеевич Пушкин!»
Преподаватель: Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта.
Ведущий 1: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна).
Ведущий 2:Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Ведущий 1: С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).
Ведущий 2: В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом,
День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее, чем Пушкин,
Никого на свете нет!
Ведущий 1: Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Ведущий 2. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»
Ведущий 1. Мы взрослеем. Становимся старше. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...
Ведущий 2. 182 года назад прогремел роковой выстрел на Черной речке. Поэт погиб. Но эхо этого выстрела и ныне неостывающей болью отзывается в сердцах миллионов людей.
Ведущий 1. Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.
Вся Отчизна в праздничном цветенье,
Словно песня, льется вешний свет.
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, добрый гений!
С днем рождения, дорогой поэт.
Ведущий 2: Итак, Первый тур «ЛУКОМОРЬЕ».
Мы предлагаем вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С.Пушкина. Хотим узнать, знаете ли вы его сказки? Мы приготовили для вас интересные задания.
Ведущий 1: Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?
(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)
Задание1.Перечислите сказки А.С.Пушкина.
(Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) .
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
Жених (1825), Сказка о медведихе
(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые) ).
Задание 2. Конкурс “Продолжи фразу из сказки”
Старый замок в гуще леса.
В этом замке спит___________________
Лес дремучий замок прячет.
Принц отважный к замку________________
Ясно всем, что дальше будет;
Принц красавицу__________________
Злой Кощей совсем не глуп.
Сторожит он старый_________________
На цепи из ста колец
Золотой весит___________________
Тот ларец стеречь не шутка:
Заяц в нем, а в зайце - __________________
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - _____________
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кощея____________________
Старый замок в гуще леса.
В этом замке спит___________________
Лес дремучий замок прячет.
Принц отважный к замку________________
Ясно всем, что дальше будет;
Принц красавицу__________________
Злой Кощей совсем не глуп.
Сторожит он старый_________________
На цепи из ста колец
Золотой весит___________________
Тот ларец стеречь не шутка:
Заяц в нем, а в зайце - __________________
На Кощея утка зла.
В ней яйцо, а в нем - _______________
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кощея__________________
Задание № 3 Кроссворд "Сказка о царе Салтане"
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир?
2. Остров на котором поселился царевич?
3. Что грызла белка под елью?
4. В чём добрались до остова царица с сыном?
5. Как звали человека, превращавшегося в комара?
6. Звание или чин Гвидона?
4 задание. «Соедини слово и его значение». (По командам – у всех одинаково).
Светлица – светлая парадная комната в доме.
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.
Прясть – скручивать волокна, делать нити.
Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.
Невод – большая рыболовная сеть.
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.
5 задание. «Угадай сказку».
Ведущий 2:
1. Из какой это сказки?
Выбрал я жену себе
Дочь послушную тебе. («Сказка о царе Салтане.)
2. О какой бабушке идёт речь?
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей... (О бабе Бабарихе.)
3. Из какой это сказки?
... Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна... (Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
6 задание. Изобразить сказочных героев. (Задания раздаёт ).
Ведущий 1.Один из участников отряда изображает сказочного героя, используя только жесты.
Изобразить сказочных героев 1 команда - Золотая рыбка, комар,
Изобразить сказочных героев 2 команда - Белка, старик,
Изобразить сказочных героев 3 команда - Спящая царевна, золотой петушок;
Изобразить сказочных героев 4 команда - Лебедь, старуха,
2 тур «ПОЭТИЧЕСКИЙ»
1 задание. Конкурс чтецов. Стихи А. С. Пушкина.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной...
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
2 задание. Подбери рифму к словам.
Для всех слова одинаковые. Выполняют на листочках.
Подбери рифму к словам.
1 команда: Поп – лоб, хлоп, топ.
2 команда: Белка – стрелка, тарелка, грелка.
3 команда: Петушок – гребешок, посошок
4 команда: Царица – девица, косица, больница.
3 задание. Собери стихотворение А.С.Пушкина.
1 команда - Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
2 команда - Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
3 команда - Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
4 команда - Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
Ведущий1: Об А.С.Пушкине можно говорить бесконечно, но время нашего праздничного путешествия вышло.
Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Ведущий2: Читая произведения Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.
Преподаватель: Ребята, вы знаете произведения Александра Сергеевича Пушкина, вы сегодня хорошо играли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.
А наш урок заканчивается!