Сценарий литературно-музыкальной композиции посвященной ко Дню вывода войск из Афганистана. В помощь педагогу- организатору
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясеновская школа № 2 им. Д. В. Лазутина»
Сценарий литературно-музыкальной композиции посвященной ко Дню вывода войск из Афганистана.
В помощь педагогу- организатору
Составила: педагог-организатор Мельникова О.В.
г. Ровеньки 2024
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Сумасшествие…»
(посвященный ко Дню вывода войск из Афганистана)
Звучит музыка Энио Моррикконе «Ester». Кулисы закрыты
Почему всё не так? Что же это было? Зачем всё это было?
До сих пор мать, судорожно раскрывая конверт, слышит родной голос своих сыновей. Да, их всех нужно жалеть..! А ведь они все были нормальными людьми…
Как можно так не любить свой народ, чтобы посылать его на такое?.. Сумасшествие!..
Звучит музыка Энио Маррикконе «Душа». Открываются кулисы - на сцене «Саркофаг» из участников Афганской войны.
Выходят девушки в образах матерей. Мизансцена матерей возле «Саркофага». Звучит голос солдат в записи, на саркофаг направляется световой луч
1й солдат - Здравствуй, мама! Я пишу тебе письмо.
Здравствуй, мама, всё, как прежде, хорошо.
2й солдат - Всё нормально, светит солнце,
Над горой встаёт туман…
3й солдат - Знаешь мама, здесь не страшно,
Просто здесь – Афганистан…
Дикторский текст:
Мать читает, а глазах стоит туман,
Мать читает, всё здесь правда и обман.
Мать не в силах оторваться от могильного холма.
Сын в земле, а на ладони листик этого письма.
Звучит музыка Эннио Моррикконе «Энио Маррикконе»
Мать 1: я лечу к тебе на могилку, как на встречу. Птички залетают вперед, как будто хотят что-то сказать, предупредить. Усядутся на оградку, смотрят… Вот и вернулся. Спасибо мои птички, что подсказали, не дали уйти. Вот и дождалась сыночка.
Сын 1: Мамочка моя, что ты меня всё зовёшь и зовёшь… Ты ведь знаешь, я вернуться к тебе не могу. Не плачь… Не плачь…
Мать1: вспомнила... Я твое лицо вспомнила. Я по такой любви замуж вышла. Летчик. Высокий, красивый, в кожаной куртке – медведь – это он будет моим мужем. Безумно хотела сына. И сын, чтобы как он. Как будто кто подслушивал на небе – ты весь в отца. Я не могла поверить, что эти двое замечательных мужчин - мои. Я так Вас любила. Я такая счастливая. Мое ты солнышко.
Мать 2: ничего не боялся – только пауков. А как-то приходит с улицы, мы ему новое пальто купили… Это тебе исполнилось 4 года… повесила я это пальто на вешалку, и вдруг слышу из кухни…какие-то звуки в коридоре… Шлёп…Шлёп… - - - Шлёп…Шлёп… Шлёп…
Сыновья: шлёп… шлёп…шлёп…
Мать 2: выбегаю, полная прихожая лягушек, они из кармана его пальто выскакивают … Ты их собираешь и говоришь…
Сын 2: Мамочка, не бойся, они же добрые! Мамочка не бойся!
Мать2: … они же добрые!.. И назад в карман их запихиваешь… Мое ты солнышко…
Мать 3: помню на Новый год, положил мне подарок под ёлку, разворачиваю, а там платок –чёрный. Сыночек, что же это ты мне чёрный подарил? Мамочка, моя родная, пока моя очередь дошла, только чёрные остались…
Мать 1: А игрушки любил военные. Дари ему только танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому….
Сыновья: Я солдат…я солдат…я солдат…
Мать 2: Мое ты солнышко, поиграй ты во что-нибудь мирное….
Сыновья: я солдат …. я солдат…я солдат…
Мать 2: Моё ты солнышко, поиграй ты во что-нибудь мирное...
На сцене появляются «души погибших», оттаскивают матерей на задний план. Сыновья выходят на передний план. Музыка затихает.
Сын: Мамочка, я уезжаю… добровольно…
Голос военно-начальника: повторить присягу!!!
- Я гражданин СССР, вступаю в ряды вооружённых сил, принимаю присягу и торжественно клянусь, быть честным воином, строго хранить государственную тайну, выполнять все приказы…
Звучит звук вертолета ми8, ребята собирают рюкзаки, берут с собой гитару. Выходят медсестры
1й солдат - Всего лишь час до выезда нам дан,
Всего лишь час последней передышки…
2й солдат - Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
3й солдат - Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Звучит 1й куплет афганской песни «Пришел приказ». Ребята выходят на авансцену, замирают на точке
Выход сестёр вперёд
Дикторский текст:
Ты кто?
Сестра 1: Медсестра!
Дикторский текст:
Как ты сюда попала?
Сестра 1: верила всему, что писали в газетах.
Дикторский текст:
Ещё одна дура романтическая нашлась, книжек военных начиталась?
Сестра 1: Я не люблю военные книжки.
Дикторский текст:
Зачем ты здесь?
Сестра 1: это проклятое «Зачем?» будет преследовать меня все два года. А правда зачем? Пересылка в Кабуле – колючая проволока, солдаты с автоматами, собаки лают… Одни женщины… Сотни женщин… Приходят офицеры, выбирают, кто посимпатичней, помоложе…
Дикторский текст:
Хочешь, я отвезу тебя в свой батальон, если тебя не смущает моя машина?
Сестра 1: Какая ещё машина?
Дикторский текст:
Из-под груза 200!
Сестра 1: Я уже тогда знала, что груз 200 – это убитые, это гробы.
Сестра 2: В Файзабаде я стала операционной сестрой. Моя хозяйство – палатка операционная. Спустил ноги с раскладушки – и уже на работе. Ничего нет… Один шприц на всех. Офицеры выпьют спирт, обрабатывали раны бензином… Один шприц на всех…
Сестра 3: там все воюют. Начинается обстрел. Мы бежим, в щели прячемся…Афганские дети пляшут на крышах от радости…Везут нашего убитого – они танцуют и поют…Дети…Дети…Мы им подарки в кишлаки привозили… Муку, матрацы, плюшевые игрушки…Мишки, зайчики…Они танцуют…Смеются…Тут нельзя целыми остаться.
Сестра1: они всегда смеялись, когда наших убитыми видели. Там все воюют и целых нет. Кто ранен, кто болен, кто в душу ранен. Целых нет. Там мне казалось справедливостью, здесь я ужаснулась, вспомнив маленькую девочку, лежавшую в пыли без рук и без ног…Как сломанная кукла…А мы ещё удивлялись, что они нас не любят…дура, я дура… Зачем я это сделала? Зачем я сама? Зачем я добровольно?
Сестра 2: жалеть их было нельзя, но мы жалели, на жалости там всё держалось…Самострелов презирали…Ребята гибнут, а ты к мамке захотел? Коленку ранил…Пальчик зацепил… Надеялся, домой отправят? А почему в висок не стрелял? Я на твоём месте бы в висок стреляла… Клянусь, я так говорила! Клянусь…
Сестра 3: древние говорили: «Не будите спящую собаку». Не давайте человеку нечеловеческих испытаний, особенно когда ему 19-20 лет, он их не выдержит.
Исполняется 1й куплет песни «В чёрном тюльпане»
На передний план выходит разведчик
Разведчик: Разведчик убивает не в бою, а вблизи. Не автоматом, а финкой, штыком, чтобы тихо, неслышно. Я быстро научился это делать, втянулся. Был на должности старшего разведчика. Выходили обычно ночью. С ножом сидишь за деревом… Они идут…Их дозорный поравнялся с тобой, чуть пропустишь и прыгаешь сзади… Аааааа… Главное, схватить рукой за голову и горло вверх, чтобы не крикнул. А правой рукой – ножом в спину… Под печень…И проткнуть насквозь. Трофейный японский нож, длина 21 см. Этот легко входил. Привыкаешь… Психологически не так трудно, как технически, ткнуть ножом, надо знать куда…
Всего один раз стало жутко…Прочесывали кишлак…Обычно открываешь дверь и раньше, чем войти, бросаешь гранату, чтобы на автоматную очередь не наскочить…Зачем рисковать – с гранатой вернее. Бросил я гранату. Бросил гранату и захожу…
Меняется музыкальный фон
Лежит женщина, двое мальчиков и один ребёнок грудной. В какой-то коробочке…Вместо коляски… Чтобы не сойти с ума надо себя оправдать… А если это правда, что души убитых смотрят на нас сверху…
Звучит музыка Энио Маррикконе «Грустная мелодия сумерек»
1й солдат - Убивать или не убивать – так вопрос не стоял. А ещё…всё время хотелось есть и спать, всё время одно желание – скорее бы всё это кончилось…Кончить стрелять…идти…ехать на раскалённой броне…дышать едким поджаренным песком…
2й солдат - Убивать или не убивать – послевоенный вопрос. Видеть друг в друге людей нам было нельзя. Иначе не смогли бы убивать. И так каждый день с утра и до поздней ночи… Усталость такая, что тошнит, рвёт…Сначала свинцом наливаются ноги, затем руки, руки начинают подрагивать в суставах. Один упал.
3й солдат - Застрелите меня! Я могу идти!
1й солдат - Вцепились в него втроём, тащим…
3й солдат - Бросьте меня, ребята! Застрелите!
2й солдат - мы бы тебя застрелили, но у тебя мама дома…
1й солдат - Человека в человеке не много, вот что я понял на этой войне. Нечего есть – он жестокий, ему самому плохо – он жестокий… Так сколько в нём человека?
3й солдат - На плитах кладбища писал: «геройски погиб», «проявил мужество и отвагу», «исполнил воинский долг»…
2й солдат - Конечно, были и герои…Были… Прикрыл собой друга, вынес раненого командира в безопасное место…
1й солдат - Никто не скажет, что там под землёй лежит… Какая правда?
Все - Живым ордена, мёртвым легенды… Всем хорошо…Всем!!!
Меняется мизансцена. Выходят сестры Диалог «Ножом в сердце». На сцене калека.
Сестра 1: Они говорят: «Это была ошибка!»
Калека - Слышали, что она сказала? Слышали? Отвечать! Почему молчите? Почему? От таких слов во мне всё кипит…всплывает то, что было…Они хотят отнять у нас прошлое…Нет, не отдам…Я только этим и живу… Почему нет песен об Афгане, которые бы все пели? Мы не нужны?! Понимаете!.. Никому не нужно то, что мы пережили. Это лишнее, неудобное… и мы лишние, неудобные…Кому она нужна была, эта война? Никому… Получается, что наши друзья погибли зазря. И я мог погибнуть зазря? И ты…и ты…и ты… Все зазря? А? Нет…пусть свет перевернётся: герои в земле лежат. Герои!
Сестра 2: они говорят: «Мы – жертвы политической ошибки!»
Калека - Заткнись! Я запрещаю так говорить! Я ещё на войне, я ещё не вернулся… Что?... Когда мы убивали, когда нас там убивали, когда играли на кладбищах военные оркестры, они молчали…А теперь…заговорили…ошибка....Ошибка? Умники! Почему же никто не положил партбилет, никто пулю себе в лоб не пустил, когда мы были там? Нам было 18. А им сколько? Когда у нас шкура лопалась от жары, они молчали… Когда нас привозили в чёрных «тюльпанах», они молчали… А я не хочу быть жертвой политической ошибки… Пусть свет перевернётся! Но это… Я никого не хочу забывать… Я ничего не хочу забывать… Мы жертвы политической ошибки… Мы жертвы политической ошибки… Мы жертвы политической ошибки… Аааааааа…..
Меняется мизансцена.
Звучит вальс А. Дога из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». На сцену выходит девушка с пиджаком.
Девушка - Когда в осколки солнце превратится,
Разбившись о хребет Касир-Гряды,
Прошу я небо, чтобы мне приснились
Моего любимого черты.
Пусть будет краток сон,
Красив и сладок,
Пусть губы прикоснутся лишь слегка.
И шёпотом пусть будет шелест складок
На шторке, ждущей ласки ветерка…
Вокальный коллектив исполняет песню «Белое платье».
Меняется мизансцена – на сцене матеря, сзади к ним подходят сыновья
Сын 1: Мама, а давай с тобой потанцуем, помнишь, как на выпускном балу. Ты у меня самая красивая!
Сын 2: Мамочка, а ты всё одна, да одна…Папа ведь уже давно умер… Ты ведь у меня самая добрая…
Сын 3 подъезжает на инвалидной коляске молча.
Участники (солдаты) заворачиваются в саркофаг.
Мать 1: - Здравствуй, мама! Я опять пишу письмо. Здравствуй, мама, всё, как прежде, хорошо…
Звучит музыка Энио Маррикконе «Ester»
Дикторский текст: никто не скажет, что там под землёй лежит… Какая правда! Живым – ордена, мёртвым – легенды! Всем хорошо… Всем!
Закрывается кулиса
9