Сценарий новогоднего праздника «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Сценарий новогоднего праздника «В гостях у Хозяйки Медной горы»
для родителей учащихся 4 класса
и педагогов дополнительного образования ДЮЦ «Рифей» г. Перми
Классный руководитель
Бабкина Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов МАОУ «Лицей №8»
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. Новый год – это самый сказочный, самый добрый и любимый всеми праздник. Время подарков и фейерверков, исполнения желаний. В этот праздничный вечер мы собрались с вами, чтобы порадоваться предстоящему волшебству, сказке, которая может произойти только перед Новым годом.
Песня «Зимняя сказка»
Ведущий. Наш концерт открыл хор ансамбля «Камертон».
Даша. Нас уже ждут волшебные и невероятные приключения. Всё началось со знакомства с творчеством Павла Бажова. Сказы его вдохновили нас на создание выставки «Малахитовая шкатулка» под руководством педагога изо.
Ведущий. Выставка приглашает нас в путешествие по просторам родного Урала. Урал - место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда-то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка. (Даша заметила шкатулку в углу сцены.)
Даша. По-моему, это она и есть, та самая заветная волшебная шкатулка Хозяйки Медной горы.
Появляется Хозяйка Медной горы. (ученица 4 класса)
Хозяйка. Кто тут вспомнил про меня да про старый добрый Урал? Здравствуйте, люди добрые. Я – Хозяйка Медной горы. Поставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Ах, какая красота вокруг! (оглядывает выставку). Возникает ощущение, что я дома.
Ведущий. Прости, Хозяйка Медной горы, что нарушили твой покой. Наши ребята нашли эту волшебную шкатулку.
Хозяйка медной горы. Да, моя шкатулочка. Много чудес она в себе таит. Открыть ее может только доброта и искренняя любовь. Только чистое сердце сможет увидеть, что же в ней скрыто. Умельцам завсегда рада! Подарю вам свою шкатулочку (Открывает)
Хозяйка. Что такое? А шкатулка-то пуста?
Даша. Не печалься, Хозяйка медной горы. Мы поможем и наполним шкатулку.
Хозяйка. Не так это легко. Камни самоцветные и драгоценные покажут Голубая змейка, Серебряное Копытце, бабка Синюшка, веселая девчоночка Огневушка-Поскакушка, Золотой Волос и другие хранители только добрым и хорошим людям, честным, щедрым, талантливым, трудолюбивым и творческим.
Ведущий. Да ведь ты, Хозяйка, про наших ребят говоришь. Они рифеевцы и не случайно похожи на героев уральских сказов Павла Бажова. Рифей – так раньше называли Уральские горы. А наш ДЮЦ «Рифей» - место, где каждый ребёнок словно драгоценный самородок. Дети и педагоги своей деятельностью демонстрируют своеобразие, уникальную культуру, богатство и щедрость человеческой души.
Даша. И сегодня на празднике наши ребята встретятся с героями сказов Бажова, раскроют свои таланты и порадуют дорогих гостей. Каждый номер праздничного концерта как драгоценный камень из волшебной шкатулки. В преддверии Нового года отправляемся в необычное путешествие.
Ученики. Мы готовы!
Кристина: Чудес на свете много, но в Новый Год случается:
Сказки ищут к нам дорогу, герои появляются.
Хозяйка. Темной ночью у костра появляется она, Мастерица петь, плясать, самородок указать.
Инсценировка «Огневушка-Поскакушка»
Действующие лица:
Ученик 1
ученик 2
Федюнька
Огневушка
(ухает филин)
У1. Эй, кто это был, что за звуки?
У2.Филин.
(Появляется Огневушка)
У1. Что это было?
У2. Где?
У1. Там только что девочка маленькая была?
У2. Какая девочка?
У1. Девочка, будто огонёк. Сперва-то не больше моей ладошки, а под конец чуть не с меня стала.
У2. Махонька девчоночка – сама вроде кукленочка, резвехонько так пляшет, в руке платочком машет. Да это же Огневушка-Поскакушка. В сказе говорится, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото.
У1. Там она ушла под землю, под тем камнем копать начнем!
У2. А я видела, что под тем.
У1. Да как же, если вон там!
У2. Я говорю, что под тем!
Появляется Федюнька
Федюнька. Чего это вы тут раскричались?
У1. Ой, а ты еще кто?
Федюнька. Я- Федюнька, я в этом лесу прииски золотые отслеживаю, а как отслежу, так и копать начинаю. А вы кто такие?
У2. А мы хотим помочь Хозяйке Медной горы наполнить шкатулку богатствами Земли Уральской!
Федюнька. Да, это вы как раз куда надо пришли. Говорят, где-то неподалеку Огневушку-Поскакушку видели, а значит и золото рядом. Значит нам с вами по пути
У1. Ты, значит, и есть Тюнька Поскакушка!
Федюнька. Вот и вы туда же. Все только обзываться горазды.
(Ууханье филина, появилась Огневушка, ее видят все, костер затух)
У2. Опять? Вот видели ее? Видели?
Федюнька. И вправду Огневушка была.
У1. Значит, копать здесь будем
У2. Не туда ты смотрела. Она под землю во-о-он там ушла.
Федюнька. Эх, вы, а копать-то вы чем собрались? У вас и лопатки-то даже нет!
(Ухает филин, появляется Огневушка, пританцовывает и напевает)
Огневушка-Поскакушка. У меня тепло! У меня светло! Красно летичко!
Огневушка-Поскакушка. Ой, ребята, как вы выбираться то будете?
У1. А ты нам помоги
Огневушка. Ловкие какие, а если мне не досуг?
У2. А ты уж найди время, мы подождем
Федюнька. Огневушка, помоги им, не похожи они на злодеев.
Огневушка. Хорошо. И ты Федюнька добра заслужил с дедкой Ефимом. Там за камнем лопатка лежит, изоржавела вся, и черенок расколотый, глядите из рук не выпустите! Крепче держите! Она вас приведет к тому, что вам нужно.
Ребята. Спасибо, Огневушка-Поскакушка
(Огневушка-Поскакушка исчезает, ребята берут лопату и она их ведет к камню, они его берут)
У1. Получили мы своё, большего нам не надо, держи лопату Федюнька.
Федюнька. Спасибо, я тогда сюда с дедкой Ефимом в следующем году приду
У2. А место найдешь?
Федюнька. Как не найти, коли дорога замечена.
(Федюнька уходит.)
У1. Эх, Огневушка показалась бы еще разок, уж больно понравилась она мне!
(Ученики кладут камень в шкатулку и возвращаются на свои места.
Ведущий 1. В кладовых Хозяйки медной горы сияют яркими огнями и радуют глаз хризолиты – камни-самоцветы. А В «Рифее» наши ребята сияют и радуют нас своими талантами, только поглядите на наших артистов.
Сценка «Серебряное копытце»
Действующие лица:
Дарёнка
Мурёнка
Кокованя
Серебряное Копытце
Дарёнка хотела спать ложиться – вдруг по стене топоток прошел. Как будто кто-то лёгкий ходит. Дарёнка выбегает из балагана.
Дарёнка. Не козел ли тот вчерашний прибежал? Ме-ка, ме-ка!
Козел повернулся и побежал по лужкам. Дарёнка возвращается.
Дарёнка. Поглядела я Серебряное копытце, И рожки видела и копытце видела. Не видела только, в каком месте тот козлик ножкой топает, в другой раз видно покажет.
Кошка: Правильно говоришь, правильно.
Дарёнка. Третий день прошел, а Кокованя не вернулся. Грустно. Хотела поговорить со своей кошкой, оглянулась, а её нет.
Выбежала Дарёнка кошку искать. Глядит, а кошка рядом на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Мурёнка головой покачивает и козел так же, как будто разговаривают, потом стали бегать. Бежит, бежит козел, остановится и давай копытом бить. Мурёнка подбежит – козел дальше отскочит и опять копытом бьет. Тут вспрыгнул Козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки те камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые – всякие.
(Ученик поёт песню «Лошадка», разбрасывая камни)
К той поре Кокованя вернулся. Вдруг Мурёнка скок туда же. Громко мяукнула и не Серебряного копытца, не Мурёнки не стало. Кокованя сразу полшапки камней нагреб.
Дарёнка. Не тронь Деда, завтра днём еще на это погладим.
Кокованя. Только к утру снега-то много выпало. Все камни-то и засыпало. Погребли снег. Только ничего не нашли, но нам и того хватило.
Дарёнка. Всё бы хорошо, только Мурёнку жалко. Больше её так и не видели, и Серебряное копытце больше не показывался. Потешил раз, да и будет.
Кокованя. А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камушки находить стали. Зелёные больше – хризолитами называются.
(Передает камни Даше, она кладёт в шкатулку)
Хозяйка. Ни золотом, ни камениями самоцветными не разрушить дружбы настоящей. А пример тому - дружба ребят из сказки «Голубая змейка».
Даша. «Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется. Если лишку захватишь, всё в простой камень повернётся. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».
«Голубая змейка».
Действующие лица:
1 мальчик
2 мальчик
Змейка
Звучит музыка (Композиция «Русские гусли», альбом Славянский фольклор). На сцену спиной выходят двое мальчиков с корзинами, смотрят вперёд. Навстречу им девица в синем платье с жёлтым шарфом. Шарфом рисует круги на полу.
1-й мальчик. Смотри, какая девица к нам идёт!
2-ой мальчик. Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнуться.
1-й. Так ведь это Голубая змейка!
2-ой. Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведет.
Поворачиваются спинами к Голубой змейке и глаза зажмуривают. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.
Змейка. Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.
Мальчики вместе. Тётенька, мы тебя не звали.
Змейка. А я сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.
1-й. Отпусти, тётенька, мы больше не будем. И без того два раза подрались из- за тебя!
Змейка. Не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать.
Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.
Змейка. Коли который хорошее другому задумает, у того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.
Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал.
1-й. Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж!
2-й. Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!
Поворачивают плитки, а они золотые стали.
Змейка. Хорошо подумали. Вот вам за это награда.
Подает им по маленькому мешочку.
(Мальчики кладут камни в шкатулку)
Хозяйка. Наш Уральский край очень богат не только добрыми людьми, но и молодыми мастерами. Они кудесники на все руки, и шкатулку могут малахитовую смастерить, и на дудочках и балалайках играть.
Ведущий. А наши ребята тоже очень талантливые. Только полюбуйся, как они умеют играть на фортепиано.
(ученики играют на фортепиано)
Хозяйка. Какие вы молодцы, ребята! А кто передал вам это мастерство?
Ученики. Наши педагоги.
Ведущий. Как на Урале мастерство передавалось от учителя ученику, так и в «Рифее» каждый учитель - мастер своего дела, талантливый педагог, прививает любовь к искусству.
Даша. Уважаемые педагоги! Поздравляем вас с наступающим праздником!
В Новый год желаем счастья, Бесконечного добра. Пусть мечты и все желания Исполняются всегда. (Дети вручают подарочки учителям)
В благодарность учителям дети исполнят «Неополитанскую песню».
(Поют песню и садятся на свои места)
«Богатырева рукавица»
Действующие лица:
Ученик 1
Ученик 2
Богатырь
Сорока
Ученики выходят на сцену.
Ученик 1. Богатырь сидит старОй, охраняет стакан он свой, а у его правого бока, его помощница сорока. Это Денежкин богатырь. Рукавица на стакане лежит. А сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда. В стакане денежки мелкие из всяких камней да руды.
Ученик 2. Вот он дар, который Хозяйке Медной горы надо отнести. Пойдём скорей к богатырю.
Стакан закрыт рукавицей, а на ней каменная сорока поскакивает, беспокоится, не даёт возможности подойти. Ученики пытаются согнать сороку.
Сорока. Соррррока-белобока кашку варрррила, деток коррррмила, этому дала, этому дала. А вам не дала.
Ученики пытаются подойти. Камень оживает.
Богатырь. Кто посмел беспокоить меня?
Ученик 1. Дозволь, богатырь, немного камней взаймы взять.
Старик на эти речи ухмыляется и бурчит, как гром по далеким горам:
Богатырь. А зачем вам дары земли Уральской?
Ученик 2. Хозяйке Медной горы помочь решили.
Богатырь. Для Хозяйки Медной горы говорите? Не для себя вы камни взяли? Бери сколь надобно, только с уговором, чтоб народу на пользу.
И сейчас своей птице знак подает.
Богатырь. Посторонись, Стрекотуха.
Каменная сорока легонько подскочит, крыльями взмахнет и на левое плечо богатыря усядется да оттуда и уставится
Ученик 1. А на пользу народу мы с удовольствием споём.
Дети поют песню «Вечерняя песня».
Богатырь. Молодцы.
Сорока. Крррасиво, каррррр.
Богатырь отдаёт им камни и снова застывает.
Ученик 2. Спасибо, дедушка богатырь.
(Ученики кладут камни в шкатулку.
Кира и Саша уходят одеваться)
Хозяйка. Богатства свои открываются только добрым, работящим и нежадным людям.
«Синюшкин колодец»
Действующие лица:
Синюшка
Илья
1 девица
2 девица
Синюшка: Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)
-Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.
Илья: Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.
Синюшка: Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)
Девица 1: Прими-ка, молодец!
Илья: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.
Синюшка: Не возьмешь?
Илья: И не подумаю.
Синюшка: Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девица 2 с серебряным подносом и серебром)
Илья: Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)
Синюшка: Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3, подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.
Илюха принял решето и стоит, улыбается.
Илья: Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.
Илюха берёт три пёрышка сверху.
Илья: Перышки-то у тебя откуда?
Девушка: Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
Илюха не зная о чём говорить, переминается с ноги на ногу. Синюшка обходит его, улыбается, ленточку в косе перебирает.
Девушка: Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена.
Наклоняется и подбирает самоцветные камни и кладёт ему в решето.
Синюшка. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула. Синюшка взмахнула платочком и исчезла. Илюха смотрит на решето, потом на место, где была Синюшка и растерянный уходит.
Девица 2. Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.
(Отдаёт камни Даше, она кладёт камни в шкатулку
«Золотой волос»
Действующие лица:
Ученики.
Лисичка
Золотой Волос
Лиса пробегает мимо шкатулки, забирает камень из неё.
Ученик 1. Эй, рыжая, верни нам камень!!! Лови ее!
(пока дети гоняются за лисой, на сцене появляется Золотой Волос)
Лисичка. Вот, ненаглядная моя, привела я тебе подружек для разговоров, что б тебе не так скучно было на камушке сидеть.
Волос. Спасибо тебе, нянечка.
Лиса. Узнали, кто перед вами?
Ученик 2. Конечно, это же Золотой волос. Не можем мы с тобой остаться да беседы задушевные вести, твоя нянечка-Лиса камень из шкатулки забрала.
Волос. Вернем мы вам с нянечкой самоцвет ваш, но одиноко мне и грустно тут сидеть, Айлыпа ждать, спойте нам
Лисичка. Экак ты лихо придумала.
Ученик 1. Друзья, вы нам поможете?
Поют песню «Ехала деревня». Встают на свои места Матвей и Алиса
Волос. Вижу я, весёлые вы и смышлёные, отдадим вам камень.
Ученик 2. Спасибо вам большое, Золотой Волос и нянечка-лисичка.
Волос. Прощайте! (уходят)
Ведущий. Молодцы, ребята! Какой замечательный концерт получился. Каждый номер как драгоценный камень. Камни радуют нас своей яркими красками и сиянием, а выступление детей дарит нам яркие чувства, теплее становится на душе.
Вот и полная шкатулка. А всё благодаря трудолюбию и любви к искусству.
Хозяйка. Очень нравитесь мне вы, добрые, талантливые, уникальные. Исстари земля уральская хранит дивный камень – малахит. Я дарю вам этот символ природных богатств Урала.
Даша. Спасибо, Хозяйка. (кладёт камень в шкатулку)
Хозяйка. У нас на Урале принято любить и почитать своих родителей, говорить им много тёплых слов и радовать подарками. А знают ваши дети добрые слова?
Ведущий. Дети у нас добрые и любящие, благодарные своим родителям.
Даша. Милые наши родители!
Егор С Новым годом! Жизнь прекрасна!
Праздник пусть подарит счастье, Здоровье, чудо, звонкий смех, Красоту, любовь, успех!
Даша. Для вас, уважаемые родители, подарки (вручают подарочки родителям и уходят переодеваться)
Игра с родителями.
Ведущий. Мы дарим вам танец по мотивам сказов Бажова
Танец "Зарисовки по сказам Бажова".
Дети все выходят на сцену.
Даша. Вот и подходит к концу наш праздничный концерт.
Ведущий. Пусть Новый год звездой счастливой Войдёт в семейный ваш уют, Со старым годом торопливо Пускай невзгоды все уйдут.
Даша. Пусть каждый день теплом согреет И много счастья принесёт. И все сомнения развеет Пришедший в полночь Новый год.
Песня про Новый год
Ведущий. Ушла Хозяйка Медной горы. Только шкатулку с камнями оставила. (Открывает, а там подарки детям). Ах, Хозяйка – волшебница! Да только не камни там, а подарки нашим артистам. (Родители поздравляют детей и вручают подарочки)
Ведущие вместе. С новым годом. До свидания!