12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Иванова Виктория Сергеевна57
педагог-организатор, режиссер Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Методическая разработка

по подготовке новогоднего театрализованного представления для детей

автор: Иванова Виктория Сергеевна

педагог-организатор, режиссер

 

Санкт-Петербург

2016

Введение

Термин «праздник» и его эквиваленты в разных языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и выступают подчас как термины «служебного» характера. Однако любое праздничное событие переживается людьми особым эмоциональным образом, диктует им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. Детям праздники открывают простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности, поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания: конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых2. Задача педагога – сделать этот самый процесс празднования интересным и познавательным, наполнив его художественным содержанием, которое воплощается в музыке, в песне, стихах.

Одной из составляющих любого торжества или гуляния является театрализованное зрелище. Педагог-организатор сегодня должен уметь не просто организовать мероприятие, но и быть его режиссером, владеющим основами сценарного мастерства и театрализации.

Театрализация - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации3. Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, а не пересказать его.

Новый год - календарно-обрядовый праздник, влияет на формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей. В разработке новогоднего представления, необходимо найти те приемы, которые помогут юному зрителю понимать информацию, при этом не разрушая атмосферности, настроения, ощущения соучастия и погружённости в мир героев. Это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, позволяющая показать в действии то или иное событие, выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора.

Создавая массовое представление, педагог должен стремиться стимулировать воображение юных зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации. Символ в переводе с греческого языка означает знак. К нему относятся: признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец, ярлык, опечаток, шрам и тому подобное. Одноименный корень имеет греческий глагол, означающий: «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «уславливаюсь». Этимология этих греческих слов указывает на совпадение двух планов действительности.

Аллегория (греч. «иносказание») – это приём или тип образности, основой которого служит иносказание – запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). Многие аллегорические образы пришли к нам в речь из греческой или римской мифологии: Марс - аллегория войны, Фемида - аллегория правосудия; змея, обвивающая чашу, служит символом медицины. Особенное внимание на аллегорические образы стоит обратить именно при подготовке сценария новогоднего театрализованного представления, т.к. наиболее активно этот приём используется в баснях и сказках: хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи, глупость - в виде осла и т.п. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники. В сознании слушателей все притчевые образы, знакомые с самого детства – это аллегории – олицетворения, они настолько прочно закрепились в нашем сознании, что воспринимаются как живые.

Метафора - очень важное средство эмоционального воздействия. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака. Различаются три типа метафор:

1. Метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом («колоннада рощи»);

2. Метафоры загадки, в которых объект замещен другим объект («били копыта по мерзлым клавишам» - вместо «по булыжникам»);

3. Метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов («ядовитый взгляд», «жизнь сгорела»).

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении («жизнь прошла мимо», «время летит»). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению и используется именно как средство построения сценических образов. Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект.

Использование символа, метафоры, аллегории и т.д. в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения новых задач, но в то же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – понимать содержание и, воспринимая его, не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Поэтому, работая над сценарием новогоднего театрализованного представления для детей, не следует увлекаться слишком сложными смысловыми красками.

Главная задача сценариста при работе над новогодним театрализованным представлением является определение сценарно-смыслового стержня и композиционная выстроенность всей программы. При этом важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления героя, игры, номера4.

В театрализации как в особом виде искусства на первый план выступает важнейший компонент массового представления – зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно быть участником представления, включаться в него. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Активизация зрителей является специфической особенностью сценариев театрализованных представлений и праздников. И речь идет не только о детях. В каждом человеке до самой его старости сидит ребёнок, каждый человек, осознанно или нет, жаждет вернуться в детство и поэтому любит играть. Задача театрализованного представления разбудить в человеке его детскую фантазию, наивность, непосредственность, создать условия для возрождения во взрослом человеке его игрового начала. Игра воспитывает творческое отношение к действительности. В центре игры заранее запланированное событие, сутью которого является борьба, т. е. конфликт5. Воспитание «творческого отношения к действительности» особенно важно в работе с детьми. Вот почему все детские праздники обязательно должны нести в себе игровое начало, должны быть решены на участии зрителя в действии. Задача сценариста и режиссера новогоднего представления – превратить зрителей в участников действа, причём сделать это тонко и искусно. Создать такие условия, в которых юный зритель сам с удовольствием включится в действие.

Есть два известных приема работы со зрителями - прием «заманивание» и прием «провокация». Заманивание зрителя в действо начинается ещё с пригласительного билета, с оформления подхода к месту действия. Создание атмосферы помогает снять барьер между сценой и залом. Это помогает зрителю отрешиться от привычной психологии «человека со стороны», ощутить личную сопричастность. Примером провокации являются всевозможные задания, предлагаемые зрителям. Участники праздника – взрослые и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно удовлетворяют потребности в общении, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки.

Активизация подогревает интерес зрителей к действию, но сама активизация должна быть четко продумана и в случае, когда зрителям становится скучно в моменте активизации, нужно быстро сворачивать затянувшееся или неудачное действие. Увлечение импровизацией также может «размыть» представление, разрушить его целостность. Чем импровизированнее, случайнее внешнее проявление действия, тем профессиональнее, продуманнее должна быть подготовка к его обслуживанию6.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над представлением:

I этап – предварительное планирование. Еще в конце учебного года в учреждениях дополнительного образования формируется и утверждается план мероприятий на будущий год. Формируя план, необходимо заранее определить тематику каждого мероприятия, в том числе и новогоднего представления.

II этап – работа над сценарием. Любой сценарий начинается с замысла. Процесс возникновения замысла разнообразен и у каждого свой. Несмотря на субъективность этого процесса, есть общие черты и закономерности. Начинать работу над сценарием следует с подбора художественного, литературного и документального материала. Возможно, зародыш замысла образуется уже при первом прочтении сказки или в процессе изучения исторических фактов о празднике. Возникает эмоциональное предощущение первичного замысла. Затем следует этап вынашивания. Во время созревания замысла можно начинать думать о том, каким образом все проанализированное преобразовать в первоначальную сценическую форму. После, так скажем, готовности замысла, постановщик намечает остальные компоненты композиционного построения праздника и организационно-технические моменты процесса постановки. Вся эта работа, эти поиски фиксируются в режиссерском проекте будущего представления. Образ-замысел включает в себя видение будущего мероприятия. Именно замысел определяет содержание (тему, идею), форму, композицию, темпо-ритм, сценическую атмосферу, оформление пространства и т.д. Рожденный идейный замысел находит свое воплощение в художественно-образном решении всего представления, отражающий основную мысль, которую автор хочет передать, донести посредством праздника до зрителя. В свою очередь из художественно-образного решения формируется сценарный ход мероприятия, и, наконец, его сценическое воплощение проявляется в форме режиссерско-постановочного приема. Ни один из этих элементов невозможен без предыдущего. Только их последовательное, логическое взаиморасположение и создает то, что в итоге называется образом праздника. Подобрав нужный материал, который отвечает критериям замысла и «работает» на него, методом монтажа сценарист создает литературное произведение – сценарий. Таким образом, педагог предъявляет проект собственного решения будущего представления, будущего мероприятия.

III этап – процесс репетиций и постановка в целом. В этой работе постановщик должен найти конкретное сценическое выражение каждому событию, эпизоду, настроить всю композицию представления в соответствии с замыслом и решением, подробно раскрыть характеристики героев и все это необходимо донести до коллектива, актеров в доступной и понятной конкретной форме.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

IV этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов. Детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д. В отношении команды подготовителей представления и педагога-организатора в частности – это этап анализа и выявления слабых и сильных сторон сценария, для совершенствования своих будущих работ.

Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями, а главное – быть интересен в своем действии.

В данной мелодической разработке представлен пример сценария новогоднего праздника, театрализованного представления «Елка зажигает огни».

Цель проведения представления:

Развитие творческих способностей детей через активную деятельность при подготовке к новогоднему празднику, расширение кругозора, тренировка смекалки, ловкости, воспитание ответственности и дружелюбия.

Задачи:

Воспитание навыков и привычек культуры поведения в обществе, чувства коллективности и товарищества.

Моделирование положительного психоэмоционального состояния

Формирование основ уважительного отношения к традициям своего народа.

Возрождение традиций русских сказок.

Выявление интересов и запросов детей.

Результат проведения:

В процессе подготовки и проведения праздника дети раскрыли свой творческий потенциал.

Участие в командных состязаниях способствовало развитию коммуникативных навыков.

Получены дополнительные знания о традициях русских гуляний.

Выявлен положительный интерес к героям русских сказок.

Сформированы и удовлетворены культурные запросы детей, расширена зона их творческих возможностей, круг интересов.

 

Сценарий новогоднего театрализованного представления

 

«Елка зажигает огни»

Перед началом представления в зале звучат песни о зиме, русские народные мелодии. На стенах поздравления и пожелания на новый год. В центре зала — новогодняя елка. Свет спокойный, умеренный.

Звучат позывные известной детской песни. Выбегает веселый скоморох. Говоря вступительные слова, он собирает всех детей в круг.

Скоморох: Подходите слева,
Подходите справа,
Начинаем песни, игры и забавы.
Собирайся, народ, отмечать Новый год!

Эй, мальчишки! Эй, девчонки!
Что стоите вы в сторонке?
Не стесняйся, друг,
Становись быстрее в круг!

Устроим смотрины песням старинным.
Пусть любой и каждый знает:
Вас на елке ожидают
Игры интересные, забавы чудесные,
Призы и подарки в пакетиках ярких
И каждому на удивление — веселое новогоднее
Представление.
Самым лучшим и удалым,
Кто мастак играть, плясать,
Будет в праздничном финале
Дед Мороз призы вручать!

Не теряйте ни минутки,
Подходите к нам скорей,
Пусть веселый смех и шутки
Раздаются все дружней.

Круг готов

И тем, кто роста вот такого (показывает)
И тем, кому немало лет,
Мы повторять сто раз готовы:
"Привет! Привет! Привет!"

Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Привет!

Дети: Привет!

Скоморох: Поприветствуем родителей, бабушек и дедушек!

Дети: Привет!

Родители: Привет! (если плохо отвечают скоморох подбадривает их)

Скоморох: Нашим учителям.....

Дети: Привет!

Учителя: Привет!

Скоморох: Радость озарила лица.
Что ж, тому пришел черед.
Вы со мной скажите вместе!
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Дети: Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Скоморох: Я ничуть не сомневаюсь, что вы все готовились к встрече Нового года. Готовились?

Дети: Да!

Скоморох: Хорошо! А танцевать умеете?

Дети: Да!

Скоморох: Тогда давайте станцуем самый новогодний танец - польку "Мы встречаем новый год".

Скоморох разучивает с детьми движения танца. Все дружно танцуют танец. По окончанию танца звучит мелодия из мультфильма «Бременские Музыканты» - «Мы к вам заехали на час». Под мелодию песни в зале появляется Обезьяна. На ней навешано туристические атрибуты: камера, фотоаппарат, телефон.

Обезьяна: Я красивый обезьянка -

Иностранная гражданка.
Целый год у вас жила,
Передать должна дела!

Символ года лишь вручу…
Я на родина хочу!
В Африка малыш живет,
Он меня домой зовет.

Раздается звук телефонного звонка.

Обезьяна: Sorry

Голос: Hello! Mummy?

Обезьяна: Yes! Чи-Чи, это есть ты? Я еще в Россия на новогодняя елка.

Голос: What is mean Yelka?

Обезьяна: (детям) Мой kid — обезьянок не знать, что есть елка… (в трубку) Елка - есть пальма с листьями от земли!

Голос: I don’t understand! Банан, кокос?

Обезьяна: No! (детям) Помогите объяснить, что такое елка!

Обезьяна протягивает телефон перед собой. Дети начинают рассказывать, объяснять в телефон, что такое елка.

Голос: Sorry? What Yelka mean?

Скоморох: Ребята, а давайте споем про нашу елочку. Тогда, может быть, обезьянка Чи-Чи поймет нас.

Мы для елочки пушистой
Грянем песню голосисто,
Песенку – веселочку
«В лесу родилась елочка»!
Шевелись, народ!
Пошел хоровод.

Музыкальное вступление. Дети поют песню «В лесу родилась елочка».

Голос: Yes! I see!

Обезьяна: Спасибо вам ребята! (в трубку) До скорой встречи Чи-Чи! (детям) Ну кому мне сдать дела? Целый год Чи-Чи ждала…

Скоморох: Ребята, символом уходящего года была обезьяна, а новый 2017 год — какой символ?

Новый год уж к нам спешит
Шпоры яркие, как щит.
Красненький гребешок
Он зовется?…

Дети: Петушок!

Обезьяна: (кричит) Петушок на елку к нам,
Ему символ я отдам!

Скоморох: Где же его сейчас найдешь, Петушка? Это надо знать, где он живет… (детям)Дети, где живет Петушок, в каких сказках?

Дети вспоминают в каких сказках встречается Петушок.

Скоморох: Молодцы, ребята. Сколько сказок вспомнили! Пойду-ка я обзвоню все сказки, узнаю, где сейчас Петушок.

Раздается мелодия из кинофильма «Буратино». В зал входит Лиса.

Лиса: (Скомороху) Куда, касатик, собрался?

Скоморох: За Петухом.

Лиса: А тебе он зачем?

Скоморох: Он нам всем нужен.

Лиса: Не, народу много, на всех не хватит.

Обезьяна: Что есть — не хватит?

Лиса: Поесть на всех не хватит. Даже по маленькому кусочку. Чьих будешь, сообразительная?

Обезьяна: Я есть…

Лиса: Нет, это я буду есть, а ты косточки обгладывать.

Скоморох: Лиса, ну что ты все про еду? Запутала совсем иностранку.

Обезьяна: Я иностранный гражданка –
Красивый обезьянка.

Скоморох: Это символ уходящего года. Ей надо следующему году — году Петуха, передать символ.

Лиса: (обезьяне) Позвольте представиться — Алиса Патрикеевна. Убойный отдел Синявинской птицефабрики. Меня как раз мой начальник, Петухов Петр Петрович, направил сюда получить от вас символику.

Обезьяна начинает с себя снимать символическую ленточку. Лиса, волнуясь, начинает ей помогать.

Скоморох: Стоп, стоп, стоп.
С чего такой переполох?!
Здесь, наверное, подвох…
Чем, Лиса, докажешь, что тебя послал Петух?

Лиса начинает демонстрировать доказательства. Удостоверение «Работника убойного отдела», подписанное Волком, добрую улыбку и отношение к детям. Проводит игру «Как Новый Год встречают в Африке».

Обезьяна: (аплодирует) Елка зажигать. Символ отдавать.

Лиса пытается зажечь елку, привлекает к этому детей, но огни на елке не горят.

Скоморох: Наверное, это должен сделать сам Петух. Иди-ка ты, Лиса, за Петухом. Или его приведи, или пусть он передаст тебе свою волшебную силу.

Лиса уходит.

Обезьяна: Ребята, а вы не забыли мой танец, который мы учили в начале года?

Обезьяна разучивает движения танца. Дети танцуют танец «Бананы, кокосы». В зал вбегает Петух, с криком, бегая среди детей, пытается спрятаться.

Петух: Караул! Спасите! Догонит! Схватит! Утащит! Ощиплет! Суп сварит! Сырым съест! Народу много, защитить некому!

Скоморох в недоумении ходит за петухом и пытается узнать, что случилось.

Скоморох: Что случилось? Кто догонит? Кто утащит? Кто схватит?
Подожди.... Успокойся...

Петух не успокаивается.

Скоморох: Петя, стой!

Петух от неожиданности падает на пол и замирает.

Скоморох: Что случилось, Петя?

Петух молчит.

Скоморох: Петя, что с тобой? Не бойся, здесь твои друзья.

Петух: (стонет, медленно переворачивается, ощупывает себя) Меня еще не съели? Я живой?

Скоморох: Да живой, живой! От кого ты так бежал? Кого испугался?

Петух: (внезапно осмелев) Я! Испугался?! Да я никого не боюсь и сам кого хотите напугаю!

Обезьяна: Какой хорошенький попугайчик

Петух: (сразу прячется под елку) А-а-а-а!

Обезьяна: Что с тобой? Кого ты боишься?

Петух: Не-не-неее.... Это я игрушки посмотреть.

Скоморох: Ребята, знаете, кто к нам пришел?

Дети: Да, это Петушок!

Скоморох: Это не простой петушок, к нам пришел новый год! По японскому календарю 2017 год - год петуха. Что ж, Петушок, тебя мы ждали!

Эй, ребята, шире круг, веселится весь народ!
Дружно скажем Петушку мы:
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Дети: 3дравствуй, здравствуй, Новый год!

Петух: Всем общий привет! Но если этот год мой, значит, он должен быть похож на меня. Значит, все в этом году должны быть добрыми как я... умными как я... веселыми, смелыми и сильными!
(спрашивает у Скомороха, показывая на Обезьяну) А это кто такая?

Обезьяна: Я обезьянка —
Иностранная гражданка.
Прожила у вас я год.
Веселила ваш народ.

Петух: А теперь вот мой черед.
И это будет лучший год.

Во-первых, потому что я местный — с Синявинской фабрики. Во-вторых, потому что я работящий.

Обезьяна: Что есть работящий?

Петух: Чтобы сильным, храбрым стать,
Приходится мне по ночам не спать!
Приемы самбо, тхэквондо
Учу прилежно — от и до.
Играю в футбол, волейбол и хоккей,
С физподготовкой у меня все OK.

Скоморох: Я думаю, что ребята достойны тебя. Посмотри какие сильные, а ну, дети, покажите Петушку свои мускулы.

Дети демонстрируют свою силу. Скоморох, а особенно Петушок проверяют мускулы, меряются силой.

Скоморох: Вот какие сильные! А это потому, что они каждое утро делают зарядку.

Петух: Я тоже делаю по утрам зарядку. Вот так! (запрыгивает на стул)
Ку-ка-ре-ку! Ну-ка, музыка, играй марш! Все на месте - шагом марш!

Звучит новогодний марш. Петух проводит с ребятами зарядку.

Петух: Раз, два, три, четыре....
Глубже дышим....
Плечи шире...
Все присели....
Все привстали...
Снова сели...
Снова встали...
Приготовились к подскокам, но не к низким, а высоким...
Ну, а если не устали!
Все на месте побежали....

Зарядка повторяется 2 раза.

Петух: 3дорово, сразу сил столько прибавилось, любого можно победить.

(выполняет упражнения карате) Я-я-я!

Незаметно в зал вошла Лиса. У нее в руках элементы одежды Петуха.

Лиса: Я! Я! Чего, ты, касатик?...

Петух: (не замечая Лису продолжает делать упражнения) Я!-Я! (увидел, голос сник) я....я.... (истошно) Ка-ра-ул! Разбегайся кто куда! Прячься! (опять начинает метаться возле детей, между елкой и Скоморохом)

Скоморох: Да успокойся, Петушок, здесь тебя никто не обидит.

Лиса: Но почему одним все, а другим - ничего? Чем я хуже него? Я - красивая, ласковая, добрая, привет­ливая... А Новый год — то кривляка обезьяна, то петух! Почему моего года нет?

Петух: Потому что ты рыжая!

Лиса: Он еще и невоспитанный, обзывается! Какой из него Новый год?? Он же ничего не умеет!

Петух: А-а-а-а... вот и умею!

Лиса: Ну что, что ты умеешь?!

Петух: Петь умею! Ку-ка-ре-ку...Кхе-кхе...

Лиса: Так, с пением ясно. Вот я игры знаю... Упадешь от веселья! Например: кто шире откроет рот.

Обезьяна: 3ачем рот открывать?

Петух: Даже неудобно перед иностранными гражданами

Лиса: Ну, тогда кто больше игрушек с елки сорвет!

Обезьяна: Ой, не надо!

Лиса: Но самая моя любимая игра - это салки-догонялки! Ну-ка, Обезьяна, давай, кто быстрее догонит петуха и ощиплет!

Обезьянка, которая вначале встала на старт, опешила и осталась стоять на месте, а Лиса погналась за Петухом. Петух, забежав за елку, выбегает из круга.

Скоморох: Ребята, крепко за руки возьмитесь, не давайте Лисе прорвать наш круг.

Проходит игра «Не выпущу», Лиса бегает внутри круга и пытается его прорвать. Наконец Лиса устала.

Скоморох: Нет, Лиса, нам твои игры не подходят.

Петух: (осмелев) Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пади, Лиса, вон!

Лиса: Ой, испугалась!

Скоморох: Ребята, давайте устроим Лисе гром и молнию – прогоним ее с нашего праздника. Потопайте ножками!

Все дети топают ножками. Лиса убегает.

Петух: Спасибо вам большое, ребята. Вы такие дружные, от Лисы меня спасли!

Обезьяна: Непредсказуемые русские игры. И только дети остаются дружными.

Скоморох: Праздник идет, а елочка не горит, не сверкает. Петушок, помоги нам зажечь елку.

Петух: А как это делается?

Обезьяна: Мы это делать вместе. One, two, three — елочка гори!

Петух: Это как так?

Скоморох: Да просто: раз, два, три — елочка гори!

Дети повторяют слова несколько раз. Елочка загорается. Обезьяна передает символику Петуху. Петух, не обращая внимания на символику, ходит вокруг елки, восхищается ее огнями

Скоморох: Какая елочка у нас:
С гирляндами, шарами!
В гости к нам в веселый час
Пришла повеселиться с нами!

Ребята, давайте споем песенку «Маленькой елочке холодно зимой»!

Дети исполняют песню. Звучит мелодия вальса. По затемненным стенам зала летят проецируемые снежинки, блестят звезды.

Обезьяна: Что такое? Что случилось?

Петух: Завертелось, закружилось...

Скоморох: Это снежные метели поднимаются с постели,
Провожают в путь-дорогу
Снежную дочурку - милую Снегурку.
Чем снежней, чем тучи ниже,
Тем Снегурочка все ближе.
Мимо сел, лесов, проселков
К нам спешит она на елку.
Ее нежная нежность,
Ее светлая светлость,
Ее веселое величество - Снегурочка!

Появляется Снегурочка. Круг света ведет ее по залу. Танцуя вокруг елки, Снегурочка осыпает мишурой персонажей и детей. Музыка затихает.

Снегурочка: 3дравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!

Дети: Здравствуйте!

Снегурочка: Я нашей встрече рада,
Я вновь среди друзей,
Пусть светит елочный наряд
Гирляндою огней!
Будет праздник наш чудесный,
Принесла я вам опять
Много танцев, много песен,
Всех не спеть и не сплясать!

Обезьяна: Что есть – сплясать? Подарок?

Петух: Подарки Дед Мороз раздает, а Снегурочка танцует и поет.

Снегурочка: Давайте, ребята, станцуем мой любимый танец.

Снегурочка объясняет движения танца «Казачок». Дети и персонажи танцуют.

Обезьяна: Мне в ваша страна очень понравилось. Свою миссию я выполнила. Мне надо домой. Где я могу купить сувенир — новогодняя елка?

Снегурочка: Подарками и сувенирами заведует Дед Мороз. Сейчас я узнаю, где он.

Набирает номер на мобильном телефоне. Звучит завывание ветра и вьюги.

Снегурочка: Плохая связь.

Петух: Телефон плохой. (вынимает из под крыла дисковой телефон из поролона огромного размера) Мой везде берет! (в телефон) Ку-ка-ре-ку, Дед Мороз!

Шум ветра. Раздается голос Деда Мороза.

Голос: Эге-гей, иду, иду…

Звучит фонограмма марша. Дед Мороз входит в зал под аплодисменты, проходит вокруг елки, здоро­ваясь с детьми.

Дед Мороз: Вот пришел сегодня я
К малышам любимым в гости.
Дорогие Маши, Кости,
Васильки, Наташи, Гали —
Все, собравшиеся в зале,
С Новым годом!

Дети: Спасибо!

Дед Мороз: С Новым годом в добрый час.
Я пришел поздравить вас!
Я объехал полвселенной,
Даже в космосе бывал,
Но, признаюсь откровенно,
Вас, нигде не забывал.
Снова рад вас видеть я,
С праздником, мои друзья!

Дети: Спасибо!

Дед Мороз: Молодцы! Елку украсили, сами нарядили. А Новый год к вам не заходил?

Скоморох: Да вон он, за елкой прячется.

Дед Мороз ищет Петуха, дети ему показывают где он прячется.

Дед Мороз: Ах ты, шалун!

Снегурочка: Дедушка, здесь Обезьянка торопится домой.

Петух: Дед Мороз, Дед Мороз, что ребятам ты принес?

Дед Мороз: Горки крутые, санки лихие,
Пляски, хоровод,
Чтоб смеялся маленький народ!

Дед Мороз проводит с детьми игру "Снежки". Герои предлагают детям представить, что вокруг них много снега, из которого они лепят снежки и бросаются ими друг в друга. Игра на воображение.

Снегурочка: Дед Мороз, Дед Мороз, что еще ты нам принес.

Дед Мороз: Подарки привез различные,
Занятные и отличные,

(Обезьяне) А тебе подарок вот (дает подарок)

Спасибо тебе за прошедший год.

Обезьяна: До свидания, ребята. (уходит)

Петух: Дед Мороз, Дед Мороз, что еще ты нам принес?

Дед Мороз: Я много веселых затей
Готов показать для детей.
Среди вас спортсмены есть?
А ну-ка, кто меня обгонит?

Дед Мороз играет с детьми в "Бег наперегонки". Спиной к елке ставят стул – это старт и финиш. Дед Мороз и участник забега, должны пробежать два круга вокруг елки и сесть на стул. Кто первый успел, тот и победил. Последним наперегонки с Дедом Морозом бежит кто-то из учителей или родителей.

Дед Мороз: Вижу много пап и мам, что пришли на елку к нам.
Есть и бабушка и дед, от меня вам всем привет!
Новый год для всех отрада,
Детям вас поздравить надо.
Ну, ребята, начинайте и за мною повторяйте:
"Мамы, папы - поздравляем, много счастья вам желаем,
Дорогие вы для нас, любим, любим крепко вас!
Жаль, не можем всех обнять.
Для вас мы будем танцевать!

Скоморох: Ребятишки, шире круг!
Дед Мороз, вставай-ка в круг.
Круг, ребята, не годится - узкий.
Так как спляшем мы сейчас
Быстрый танец русский!

Петух: Руки в боки, эх, подишь-ты.
Веселись народ честной,
Лихо спляшет дед веселый
Возле елочки густой.

Дед Мороз: А для меня такое дело очень даже просто,
Эх, душа помолодела лет на девяносто!

Все персонажи вместе с детьми танцуют русский народный танец "Барыня"

Дед Мороз: Ой, жарко мне, ох, растаю!

Снегурочка: Ребята, давайте ручками помашем, подуем на Деда Мороза, сделаем ему вьюгу.

Дети дуют на Деда Мороза. Слышен звук вьюги.

Скоморох: Дедушка, посиди, отдохни. Мы споем для тебя песенку.

Дети исполняют песню «Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз»

Снегурочка: Дедушка, посмотри на костюмы ребят. Какие они красивые, нарядные.

Дед Мороз: Вижу! Вижу!

Объявить теперь я рад
Наш веселый марш-парад,
Новогодний маскарад!
Все построились, как надо!

Скоморох, Петух и Снегурочка выстраивают детей в костюмах ближе к елке в первый круг.

Дед Мороз: Все готово для парада?
Начинаем марш-парад, новогодний маскарад!

Под торжественный марш и аплодисменты костюмирован­ная группа идет по кругу. Дед Мороз и его помощники дарят им сувениры и конфеты.

Петух: Дед провел бы ты игру, позабавил детвору.

Дед Мороз: Что ж, играть всегда я рад.
Позабавлю я ребят.
А давайте, ребятки,
Поиграем в прятки.

Дед Мороз водит, закрывает глаза, а герои помогают детям спрятаться за спину Деда Мороза. Дед мороз открывает глаза и никого не находит. Но, обойдя елку, Дед Мороз увидел хвост из живого шлейфа и всех находит. Звучит бой часов.

Скоморох: (на фоне боя часов) Ну, вот, друзья, уже пора прощанья

С декабрьским ветром прилетела к нам...

Скоморох: И снова говорим мы: "До свиданья!"
Своим хорошим и большим друзьям!

Петух: Не хотелось бы нам расставаться,

Нынче праздник веселый у нас...

Снегурочка: Но со временем надо считаться,
До свиданья, друзья, в добрый час!

Дед Мороз: Мы, ребята, поиграли,
Пошумели в этом зале.
Сейчас стройся в паровоз…
Повезет вас Дед Мороз за подарками.

Дети строятся за Дедом Морозом в "паровозик". Под мелодию песни "Голубой вагон" Дед Мороз выводит детей из зала.

 

Заключение

Театрализация в сфере культурно-досуговой деятельности развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией (балы, маскарады, карнавалы), второе связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Каждый взрослый как самые дорогие воспоминания хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни человека, а детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка7, который к тому же может послужить инструментом в образовании, воспитании и формировании личностных качеств ребенка. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Поэтому нужно искать емкий образ - обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства смысл новогоднего представления.

Проведение данного мероприятия способствует общению и благотворно влияет на развитие психических процессов: памяти, внимания, создает прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, его музыкальных и хореографических способностей, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, но главное – способствует его нравственному воспитанию.

 

Список использованной литературы
 
Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений, Л. Г.И.К., 1977.
Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М, 1990
Лазарева Л. Н., История и теория праздников. Челябинск, 2010. 251 с.
Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.
Силин А.Д. Театр выходит на площадь, Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, М, 1991

 

1 Лазарева Л. Н., История и теория праздников. Челябинск, 2010. 251 с.

2 Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.

3 Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М, 1990

4 Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений, Л. Г.И.К., 1977.

5 Силин А.Д. Театр выходит на площадь, Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, М, 1991

6 Силин А.Д. Театр выходит на площадь, Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, М, 1991

7 Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.

Дата проведения: с 31 декабря по 1 января
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.