Сценарий театрализованного представления «В память о прошлом»
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества»
Структурное подразделение «Центр художественно-эстетического развития»
«В память о прошлом»
Публикация
Автор: Емельянова
Анжелика Николаевна
г. Хабаровск,
2015 год.
Рекомендовано художественным советом «Хабаровского краевого центра художественно-эстетического развития» в качестве методического пособия.
«В память о прошлом - сценарий театрализованного представления.
Автор: Емельянова А.Н., педагог дополнительного образования, режиссер «Хабаровского краевого центра художественно-эстетического развития».
Данная методическая разработка включает в себя сценарий и материалы театрализованного представления, посвящённого 70–ой годовщине Победы над фашисткой Германии. Она способствует формированию гражданской позиции учащихся, воспитанию чувства патриотизма, уважения к традициям своего Отечества, воспитывает нравственно-эстетические качества, развивает творческие способности.
Рекомендуется для проведения тематических мероприятий в учреждениях для учащихся средних образовательных школ.
© Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества», 2015.
© «Центр художественно-эстетического развития», 2015 г.
Адрес: 680015, г. Хабаровск, ул. Архангельская, 25
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи проведения мероприятий ………………………………..4 стр.
2. Методы и формы мероприятия…………………………………………..4 стр.
3. Технические средства……………………………………………………..4 стр.
4. Действующие лица………………………………………………………...4 стр.
5. Аудитория…………………………………………….................................5 стр.
6. Оформление мероприятия…………………………...................................5 стр.
7. Сценарий театрализованного представления……………………………6 стр.
8. Приложение №1. План подготовки мероприятия………………………19стр.
9. Приложение №2. Сценарный план…………………………………… ...20стр.
10. Приложение № 3. Концертная программа……………………………..21стр.
10. Приложение №4 и Слова песен, используемых в мероприятии……23стр.
13. Литература……………………………………………………………….33стр.
Цель проведения мероприятия: формирование гражданской позиции учащихся, воспитание чувства патриотизма, уважения к традициям своего Отечества.
Задачи проводимого мероприятия:
1. Формирование гражданско-патриотических, нравственно-эстетических и духовных качеств у детей школьного возраста.
2. Привлечение детей и молодёжи к творческому процессу
3. Формирование мировоззрения путём интеграции фрагментов уроков истории, литературы, географии, культуры речи.
Методы проводимого мероприятия: комбинированный.
Форма проведения мероприятия: театрализованное представление.
Технические средства:
Аудио: компьютер, микшерский пульт, колонки, мониторы, усилитель, микрофоны, стойки для микрофонов, радио-микрофоны.
Видео: компьютер, проектор, видеокамера, экран
Условия для проведения: актовый зал центра художественно-эстетического развития.
Продолжительность мероприятия: 90 минут.
Действующие лица:
Ведущие – 4;
Современники - 4;
Солдат Иван Петров;
Бригадир Люба;
Работницы завода - 2;
Командир;
Солдаты;
Матросы;
Медсёстры-санитарки.
Ансамбль «Юность» центра художественно-эстетического развития г. Хабаровск:
- Шоу-студия «Шарм
- Хореографическая группа
- Вокальная группа
Аудитория: старшеклассники средних образовательных школ города Хабаровска, учащиеся, студенты профессионального образования.
Оформление мероприятия:
Оформление сцены во время самого мероприятия изменялось в соответствии с темой события:
Основное оформление сцены: на заднике слева расположены юбилейные цифры 70, от них развиваются 3 полотна цветной материи. На кулисах, по обеим сторонам в 3 ряда - русские берёзки. На заднике закреплён праздничный баннер: «9 мая» (не раскрытый)
На авансцене – по обе стороны из гелиевых шаров расположены вертикально Георгиевские ленты.
На стенах зрительного зала висят плакаты-призывы: «Все на фронт!»; «Всё для фронта, всё для Победы!».
По рядам зала - гелиевые шары.
Сцена 6. «Победа». На заднике закреплён праздничный баннер: «9 мая» раскрытый.
Декорации:
Сцена 3 «Между боями»: 4 военных ежа, стоят у задника сцены, с правой стороны сцены - костёр из веток, так же на сцене 3 куба на центральном лежит гитара, по левую сторону сцены стоит стул на нём ведро, на перекладине висят стиранные кровяные бинты.
Сцена 5 «В тылу» - смена декораций: на сцене плакат: « Хлеб - фронту», скамейка, на ней военная буханка хлеба.
Фото прилагаются.
Звучат песни военных лет, о войне.
Занавес закрыт.
Сцена 1- «Салют Победе!»
Занавес закрыт.
Фанфары.
«Майский вальс» - Кравченко Константин. Солист, исполняя песню, проходит через зал, обращаясь к зрителю, последние куплет и припев песни исполняет на сцене.
Музыкальный маршевый ритмичный фон.
Открывается занавес. Выход ведущих.
Полный свет на сцене, в зале он потушен.
На протяжении всего театрализованного представления на экране проецируется видео-хроника и слайды по теме.
1 вед. Мы салютуем сегодня, ребята,
Всем, кто Победу встречал в сорок пятом.
2 вед. Горны трубят и фанфары поют,
И говорим мы: «Победа, Салют!».
3 вед. Снова услышим салюта раскаты,
Как в сорок третьем, как в сорок пятом.
4 вед. В память о битвах салютам стреляют,
Семьдесят залпов они возвещают.
1 вед. Купол небесный, огнём озарённый,
Вместе: Салют – это память в мире спасённом!
2 вед. 354 артиллерийских салюта в годы войны возвещали о
победах советских войск на фронтах Великой
Отечественной.
1 вед. Первый прогремел 5 августа 1943 года в честь
освобождения городов Орёл и Белгород и окончания боёв
на Курской дуге.
2 вед. Но от первого победного салюта до Салюта Победы
дожить было нелегко.
3 вед. Ведь перед этим днём великой нашей славы,
Которую воспеть, как надо не дано,
Был Киев и Смоленск, и малый город Рава,
Был Ржев и Вязьма, и село Бородино.
Музыкальный фон меняется на лиричный.
4 вед. А ещё была ночь, всего несколько часов от заката до рассвета, которые разделили время на две части: мир и войну: …
1 вед. Предрассветную тишину с робкими голосами ранних птиц, запахом луговых трав и цветов в капельках росы…
2 вед. И гром взрывов, гул сирен, и свист пуль с запахом пороха и реками крови,
3 вед. Ночь 22 июня 1941 года, которая распорядилась судьбами многих людей и всей страны.
Уходят. На сцене и в зале свет потушен.
На начало демонстрации видеофильма: закулисно: Тихо сказала: «Вставайте на помощь», - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: «Я или Родина».
На экране кинохроника «Начало войны».
Сцена 2: «Современность».
Занавес закрыт. Свет на авансцене.
Музыкальный фон.
Выходят современников.
Современник – 1. Ребята, смотрите, что у нас есть.
Современник – 2. Что?
Современник – 3. Недавно мы с классом ходили в поход по тропам войны, и нашли там пилотку.
Современник – 4. Простую пилотку?
Современник – 1. Она совсем не простая. Эта пилотка пролежала в сырой
земле со времён Великой Отечественной войны.
(передают пилотку друг другу).
Современник – 4. И как же она сохранилась?
Современник – 1. Во льду замёрзла, вот и пролежала столько времени, пока не откопали.
Современник – 2. Серьёзно?
Современник – 4. Ничего себе… А интересно, кому она принадлежала?
Современник – 3. А она разве не подписана?
Современник – 1. Не знаю…
Современник – 2. Давайте посмотрим.
Современник – 3. А где?
Современник – 2. (берёт пилотку, смотрит, читает: ) Петров Иван.
Современник – 1. (задумчиво) Кем он был и что с ним стало?
Современник – 2. Наверное, погиб.
Современник – 3. Может, и нет.
Современник – 4. Наверное, он потерял пилотку в настоящем бою?
Современник – 1. Да, и остался жить!
Современник –3. Интересно, какими были они, наши ровесники, в сорок первом?
Современник – 2. Какими были они - солдаты Великой Отечественной?
Современник – 1. Вот бы оказаться на поле боя за несколько минут до сражения, посмотреть, как солдаты жили в это трудное время…
Звук фонограммы – взрывы. Свет мигает. Театральный дым.
Медленно открывается занавес.
Современник – 2. Ой, что это?
Современник – 1. Мамочка, где мы?
Современники, оглядываясь, отходят к левой стороне авансцены. Свет.
Современник – 2. Смотри, смотри, там солдаты…
Современник – 1. Господи, мы на войне…
Современник – 3. Мне страшно!
Современник – 4. А как мы сюда попали?
Современник – 2. Может это – пилотка?...
Сцена 3: «Между боями».
На сцене солдаты и санитарки Великой Отечественной войны:
Звучит мелодия песни «Тёмная ночь», исполняемая солдатом на гитаре.
Полумрак.
Высвечивается лучом света 1 экспозиция: Перевязанный солдат сидит в углу, возле него санитарка бинтует ему голову и говорит:
Санитарка-1. Держись солдат, ещё поживёшь на этом белом свете, мы ещё на твоей свадьбе погуляем.
Луч света переходит на вторую санитарку, которая в тазике стирает бинты и вешает их на перекладину.
Санитарка-2. «Господи, когда же закончиться эта война? Сколько наших ребят ещё погибнет?».
Луч света переходит на следующую экспозицию:
2 солдата сидят и разговаривают, подкладывая в костёр дровишки:
1 солдат. Что-то мы заскучали, ребята, давайте лучше вам расскажу, как однажды я за «языком» ходил (встаёт).
Полный свет (медленно).
Все с интересом слушают рассказ.
Вот сижу, я значит, братцы,
Под покровом темноты,
Слышу шорох, вижу, братцы,
Немец лезет
2 солдат. Ну, а ты?
1 солдат. Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосен,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
2 солдат. Ну, а он?
1 солдат. Ну, а он ползёт по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он…
2 солдат. Ну, а ты?
1 солдат. Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты думаю поруха,
Как с ним сладить?
2 солдат. Ну, а он?
1 солдат. Ну, а он всё ближе, ближе…
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий…
2 солдат. Ну, а ты?
1 солдат. Ну, а я решил упрямо:
Взять живым его должён,
Автомат наставил прямо
Будь что будет…
2 солдат. Ну, а он?
1 солдат. Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу волчьим взглядом.
Подползает …
2 солдат. Ну, а ты?
1 солдат. Тут меня и осенило!
Взял и вбок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт», - кричу, - «не то стреляю».
«Ходу, чёртова душа!»
И к затылку приставляю
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
2 солдат. Ну, а он?
1 солдат. Куда ж деваться?...
Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.
Следующая экспозиция:
Солдат с гитарой, бренчит что-то себе под нос. Другой
подпевает. Затем он встаёт и подходит к солдату Ивану, который, сидя на земле, подобрав одно колено, диктуя себе под нос что – то пишет на клочке бумаги.
Солдат-3. Иван, что ты там пишешь?
Солдат Иван. Да вот решил письмецо своим черкануть, давно уж не писал, да и не до этого было. По Любушке - жёнушке своей, соскучился…
Солдат-3. А дети у тебя есть?
Солдат Иван. Да, дочурка-красавица Варенька…
Слышится звук летящего самолёта, кто-то кричит: «Воздух!».
Взрывы. Игра светом. Театральный дым.
Солдаты, хватая оружия на ходу, разбегаются по окопам.
Иван складывает письмо, быстро кладёт его в пилотку, бежит, второпях одевая её на голову.
Полумрак, меняющийся с полным светом. Мигание. Театральный дым.
Хореографическая композиция на песню В.Высоцкого «Высота» исполняют участники шоу-студии (все солдаты и санитарки, задействованные в военной сцене) и участники танцевальной группы ансамбля «Юность».
Во время боя (исполнения композиции), у Ивана с головы соскальзывает пилотка и падает на авансцену.
Занавес закрывается.
Сцена 4. «Пилотка».
При закрытом занавесе.
Выход современников. На авансцене - свет.
Современник – 1. Боже, они были «такими молодыми», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.
Современник – 2. Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть, ответственность за судьбу нашей Родины.
Современник – 3. Ребята, а вы не задумывались над тем, почему именно к этим бойцам закинула нас пилотка?
Современник – 4. А может быть, она принадлежала этому Ивану?
И именно в этом бою он её потерял?
Современник – 2. Действительно!?!
Современник – 4. Ну-ка, дай мне её сюда…(передают пилотку).
Он смотрит, нащупывая письмо, достаёт его со словами:
- Смотрите! Письмо…
Современник – 1.Может пилотка хочет, чтобы мы отнесли это письмо его жене?
Современник –2. Да, ну как? Ведь мы даже не знаем, где она живёт и в каком городе находиться?
Современник – 3. Всё, что мы о ней знаем, это только то, что её зовут Люба.
Занавес открывается. Звук фонограммы - взрыв. Мигание светом.
Современники, пугаясь, отходят в правую сторону авансцены и наблюдают за происходящим. Занавес открывается.
Сцена 5 – «В тылу».
Полный свет. Шум хлебозавода.
На сцене сидят две женщины, одетые в рабочую форму.
Одна из них с двумя булками хлеба.
Заходит третья (Люба), садится рядом.
Люба. Ох, и уморилась я, бабоньки! (снимает обувь). Ног не чувствую! (массирует их)
1-я. И всё же мужикам нашим труднее. Они вон каждый день в бой идут. А мы что?
2-я. А что мы? Да мы, немца окаянного хлебом бьём! (показывает на хлеб). Вот наши пушки! Всем пушкам пушки!
1-ая. Послушай, Люба. Сколько наша бригада немцев свалила?
Люба. Я думаю, мы их тысячу свалили.
1-я. Правильно! Вот они наши «Катюши»! (показывает мозоли на руках).
Люба. Бабоньки мои родные, мы всё сделали, что смогли! Подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили! Тем самым нашим мужикам помогли,
что на войне воюют, немцев бьют.
В это время современники стоят в стороне и наблюдают за происходящим.
Современник – 1. И что же нам делать? Как мы отдадим ей это письмо?
Современник – 4. Да погоди, ты не мешай.
Люба. Ой, девочки, что-то не спокойно мне на душе… Иван давно не пишет с фронта, не дай бог, что не ладное случилось…
2–я. Да, не беспокойся, ты, Любань, всё обойдётся, скоро напишет.
Современник – 2. Вот подходящий момент, чтобы передать письмо.
Современник – 1. (подталкивая) Давай, иди…
Современник – 4 подходит к Любе, протягивая ей письмо, говорит:
Современник – 4. Вам тут просили передать…
Отдаёт письмо и быстро уходит за кулисы, позвав своих товарищей с собой. Они уходят за ним.
Лиричный музыкальный фон.
Люба, не поднимая глаз, берёт письмо, рассматривает его, а потом, опомнившись, спрашивает:
- А кто, кто просил передать? (не сцене никого, кроме неё самой и её подруг).
Она прижимает письмо к сердцу.
Женщины переглядываются. Одна другой говорит:
1-ая. Пойдём, не будем ей мешать.
Уходят.
Темнота. Лучом света освещается Люба.
Она разворачивает письмо и вслух, начинает его читать:
Пишу письмо перед началом боя.
Заговорят орудия сейчас…
Луч света перемещается в правую сторону (на Ивана, который стоит у задника и сам продолжает читать письмо):
Солдат Иван. И может быть, на солнце золотое
Сегодня я гляжу в последний раз.
Но я пойду, уверенный в Победе,
Расстреливать без промаха врага.
Коль сам погибну, живы будут дети…
К тебе любовь моя пройдёт через века.
Звучит вступление песни «Тёмная ночь».
Иван поворачивается налево и идёт за кулисы.
Луч света вновь перемещается на Любу,
она медленно прижимает письмо к сердцу, поворачивается направо и под музыкальный фон медленно уходит за кулисы
(в другую сторону).
«Тёмная ночь» – концертный номер.
вокальная группа ансамбля «Юность».
Сцена 6. «Победа».
Взрывы. Мигание светом. Свет на сцене.
Современники проходят по сцене, осматриваясь.
Современник – 2. Опять нас пилотка куда-то закинула…
Современник – 1. Интересно где мы?
Современники остаются на авансцене.
Звучит фонограмма «Сообщение Ю. Левитана о подписании акта о полной безоговорочной капитуляции Германских войск».
На экране кинохроника военных лет (кадры о Победе).
На заднике разворачивается праздничный победный баннер: «9 мая».
Музыкальный фон меняется на маршевый.
С криком: «Ура!» на сцену вбегают солдаты в военной форме, они ликуют, бросают вверх пилотки, обнимаются, поздравляют друг друга с Победой.
На сцену выходит командир полка. Его увидел Петров Иван:
Солдат Иван. «Смирно»!
Все строятся.
Командир полка: Вольно! Бойцы, солдаты мои! Поздравляю вас с Победой! Вас, ваших отцов и матерей, сестёр и братьев, жён и детей ваших! Всех, кто приближал эту долгожданную, эту великую нашу Победу! Спасибо Вам за подвиг! За ваши кровь, пот и слёзы. За то, что не щадили вы жизни свои ради этого дня! День сегодня особенный. Так пусть же сегодня вместо канонады, вместо автоматных очередей и разрывов звучит музыка! Петров!
Петров: (делая шаг вперёд): Я!
Командир: А ну-ка, пробегись по всем ротам и взводам. Всех, кто умеет петь, играть, плясать – всех сюда! Устроим прямо здесь праздничный концерт! Для всех, кто нас видит и слышит! Пусть знают, что мы умеем не только воевать!
Современник 1. А он всё-таки жив!
Современник 4. Значит, у них всё хорошо! И он вернётся домой!
Командир: Петров! Ты ещё здесь?!
Петров: А что бегать, товарищ командир? Все здесь!
Командир: Ну, тогда объявляй!
Петров: Вашему вниманию представляем концертную программу, посвящённую нашей Победе…
Солдаты, матросы, санитарки рассаживаются по обе стороны возле кулис, периодически смотрят концерт, аплодируя артистам (солдатам) и сами в нем выступают.
«Три танкиста» - вокальная группа
«За Родину» - хореографическая группа
Солдат -2: Давай споем,
Эй! Запевала,
Про отчий дом,
Про нежный взгляд.
Хороших песен есть немало
Солдат без песни - не солдат.
Без объявления: «Поппури военных лет» - вокальная группа
После каждого номера солдаты аплодируют, приветствуют артистов, свистят.
Матрос-1 .(говорит второму): А давай и мы станцуем?!
Матрос-2. Давай!
Без объявления: «Яблочко» - хореографическая группа ансамбля «Юность»
Музыкальный фон меняется. Полумрак.
Высвечивается пушкой из смотрящих концерт солдат медсестра, после концерта, она встаёт, проходит в центр сцены, произносит слова:
Санитарка: Все те, кто остались живыми,
Пусть в эту минуту молчат…
И вспомнят пусть каждое имя
Навеки ушедших солдат!
С другой стороны встаёт солдат-3, подходя к медсестре и продолжает:
Солдат-3: Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли, хоть на миг
Временным звучаньем метронома!
Солдаты встают лицом к зрителям. Снимают головные уборы.
Минута молчания.
Звучит метроном.
«Ты же выжил солдат» - исполняет солистка вокальной группы ансамбля «Юность»
На экране видеофильм о ветеранах Великой Отечественной войны.
Сцена 7. «Спасибо, ветераны».
Музыкальный фон меняется. Свет на сцене. Выход современников.
Современник – 1. Поучительное было путешествие для нас по дорогам войны.
Современник – 2. Мы много узнали и многое поняли.
Современник – 3. 70 лет назад прозвучали последние выстрелы большой,
трудной и незабываемой Великой Отечественной…
Современник – 4. Но не заживают раны в сердцах человеческих. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням…
Современник – 1.70 лет минуло с того дня, когда усталый, но счастливый
солдат вытер с лица пороховую гарь последнего, самого
трудного боя. Он дошёл до Берлина и остался жив
Современник – 2. Сегодня в нашем зале на самых почётных местах находятся люди, кому мы обязаны победой – наши ветераны.
Современник – 3.Здесь, с нами рядом те, кто в годы войны совершал
подвиги на фронте, в партизанских отрядах и в тылу.
Современник – 4. Те, кто, дорогой ценой заплатил за нашу общую Великую Победу.
Современник – 1. Дорогие ветераны! В памяти благодарного человечества
Ваше поколение навсегда останется поколением победителей и освободителей.
Современник – 2. Поклон вам низкий, русские солдаты,
За мир, спасённый в огненной войне,
За то, что вишня расцвела за хатой,
За птичий хор на утренней заре.
Современник – 3. За боль утрат, за ноющие раны,
Что вас тревожат в мирные года,
Мы все в долгу пред вами, ветераны,
Тот долг не уплатить нам никогда!
Современник – 4. И подвиг ваш мы будем помнить свято…
Победы марш звучит из края в край!
Поклон вам низкий, русские солдаты,
За мир и солнце,
Все: За цветущий май!
Музыкальный фон меняется на фон из песни «День Победы».
Современник – 1. Уважаемые ветераны, мы поздравляем Вас с Великим праздником –
Вместе. Днём Победы!
Современник – 2. Примите от нас в знак благодарности и уважения к вам эти цветы.
Музыкальный фон. Вручение цветов ветеранам.
Концертная программа современных лет:
Без объявления: «Солдаты России» - вокальная группа
«Дорожная» - хореографическая группа.
«Память о войне» - вокальная группа.
Сцена 8. «Мы в ответе за будущее всей страны».
Музыкальный фон. Выход современников.
Современник – 4. Вы, побеждая, думали о нас
А мы ещё должны были родиться.
Чтобы всю жизнь и каждый час
Вместе. Бессмертным вашим подвигом гордится!
Современник – 1. Мы - молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Современник – 2. Сами ставшие взрослыми,
Мы клянёмся Вам вёснами,
Светом собственных глаз.
Современник – 3. И огнём над метелями,
Хлебом и колыбелями,
Быть достойными Вас!
Музыкальный фон.
Выход современников.
Современник – 1. 9 мая – День Победы – священный праздник, научивший людей жить.
Современник –2. Эту дату нельзя забывать! Войну нельзя забыть!
Современник – 3. С праздником, дорогие ветераны! С прекрасным весенним праздником! С Днём великой Победы!
Современник – 4. От всей души мы желаем вам здоровья, успехов в личной жизни и долголетия!
Финальная песня «День Победы» - исполняет солист вокальной группы
После второго куплета участники театрализованного представления, подпевая и аплодируя, с майскими веточками в руках проходят через зал и встают между рядами, а главные герои выходят на сцену с разных сторон из-за кулис.
Музыкальный фон.
Литература:
- Воспитание шко льников. Теоретический научно-методический журнал. – М.: Школа-Пресс. №№ 4\2002, 3\2002, 5\2002.
- Журнал «Классный руководитель», №9, 2009.
- Журнал «Театр, где играют дети», № 8, 2007.
- Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б.Классные часы в 10-11 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2-издании
- Сборник песен в исполнении Краснознамённого имени А.В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, ФГУП «Фирма Мелодия», 2008.
- Патриотическое воспитание авт.- сост. А.Ю.Соловьёв,
- С.С. Шихарев. – Волгоград: учитель, 2007.
- Моей стране: патриотические песни : песенник/сост. А. Абрамов.-М.: Советский композитор,1989.
- Героико-патрио тическое воспитание в школе авт. - сост.Т.А. Орешкина.- Волгоград: Учитель, 2007